Церковь и государство в период абсолютизма. Кризис церкви во второй половине XVII века

Тема: Русская культура средних веков (XVI-XVII вв.)

План:

1. Культура Московской Руси. Новые тенденции в развитии культуры Руси в XIV-XVII веках.

2. Церковь и государство в период абсолютизма. Кризис церкви во второй половине XVII века. 

Культура Московской Руси. Новые тенденции в развитии культуры Руси в XIV-XVII веках.

XVI-XVII века для России - это начало перехода от Средневековья к Новому времени, начало процесса, занявшего почти два с половиной столетия и завершившегося освободительными реформами Александра II в 60-е годы XIX века. Но в отличие от политического и общественного строя культура изменяется быстрее, и уже в XVIII столетии она была адекватна европейскому типу, сначала по форме (при Петре I), а потом по содержанию (при Елизавете I и Екатерине II).

XVII век был пронизан предчувствием всех тех перемен, которые предстояли России. Эти предчувствия сопровождались чертами "катастрофического" мировоззрения: беспокойством, "чувством края", апокалипсическими ожиданиями, нарочитой церемониальностью быта. Этот период стал временем ломки средневековых культурных ценностей и традиций, их пересмотра, с одной стороны, и страстной защиты с другой, эпохой быстрых и не совсем понятных перемен, эпохой споров о сущности и задачах культуры.

Целый комплекс факторов определял условия развития русской культуры XVII века: иностранная интервенция, крестьянские войны и городские восстания: образование всероссийского рынка, разрушавшего патриархальную изолированность областей; формирование абсолютизма, завершившего централизацию государства; юридическое закрепощение крестьян и посадского люда (1649), консолидация сословий и возрастание государственной регламентации общественной жизни.; никонианская реформа церкви и раскол, - все это меняло образ жизни, традиционное общественное мировоззрение и вызывало весьма существенные изменения в историко-культурном процессе.

XVI-XVII века по праву можно назвать Русским возрождением. Появление новых видов и отраслей культуры - поэзии, парсуны, московского барокко, партесного пения, философии. В формальном смысле появляется авторство.

Усложнение городской жизни с ее ремеслом и торговлей, рост государственного аппарата, развитие связей с зарубежными странами, предъявляли новые требования к образованию. Уровень грамотности значительно вырос и в различных слоях составил: среди помещиков - 65%; купечества - 96%; посадских людей - около 40%; крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей и казаков - 1%.

Школа и просвещение.

По-прежнему грамоте чаще всего обучали в семье, поэтому особенно популярными были пособия по домашнему воспитанию и обучению. Одним из основных методов педагогики признавались розги. Весьма показательно сочинение по педагогике "Гражданство обычаев детских", представлявшее собой свод правил поведения детей: поведение в школе, за столом и при встрече с людьми; прическу, одежду, выражение лица.

Постепенно в образовании стали появляться светские элементы: теперь обучение строилось не только на богословских книгах. Для обучения грамоте появляются новые учебные пособия, например: "Грамматика"Мелентия Старицкого (1648 г.); букварь Кариона Истомина (конец XVII века). Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве в 1651 г. в течение одного дня "Букваря" В.Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров.

Во второй половине VXII века издано около 500 названий книг. Большинство из них религиозного содержания, около 30 тысяч - букварей.

В 1672 г. появляется рукописная газета "Куранты", состоявшая в основном из иностранных сообщений и выпускавшаяся для царя Алексея Михайловича.

В это же время в Москве появляются первые частные школы. Наиболее известными были: школа Михаила Ртищева (1640-е гг.), в которой преподавали ученые-монахи из Киева, где обучали славянскому, греческому языкам философии и риторике; школа для подъячих Симеона Полоцкого (1665 г.), где велось обучение латыни и русской грамматике, школа при Печатном дворе (1680 г.).

В 1687 г. открылась первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская Академия. Студентов учили грамматике, риторике, пиитике, диалектике, философии, богословию. Возглавляли академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили чиновников и священников, здесь позднее учился М.В. Ломоносов.

Научное и техническое знание.

XVI-XVII века научное знание в России сохраняло преимущественно практический, прикладной характер. Интенсификация торговли вызвала возрастание потребностей в прикладной математике, что привело к появлению рукописных учебников, например, "Цифирной счетной мудрости" - пособия по арифметике, которое можно было использовать в качестве самоучителя.

Расширение географических знаний происходило благодаря освоению новых территорий и необходимости их учета. С этой целью составлялись карты и описания России: "Новый чертеж" (1627г.) -земли между Днепром, Доном и Черным морем; "Книга Большому чертежу" - комментарий к общей карте России с указанием расстояний между городами, описанием особенностей населения (не сохранилась); "Чертежная книга Сибири" (1696 г.), составленная Семеном Ремезовым. Значительный вклад в географию внесли русские землепроходцы:

 

ü в 1648 г. экспедиция Семена Дежнева вышла к проливу между Азией и Северной Америкой;

ü в 1649 г. Е. Хабаров изучил земли по Амуру и составил их карту;

ü в конце XVII века сибирский казак В.В.В Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

 

Литература.

XVII век - последний век летописания. "Новый летописец" содержит изложение событий от эпохи правления Ивана Грозного до окончания смутного времени. Главная цель "Нового летописца" - доказать права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в. Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий). Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

Театр.

Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре. В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

Архитектура.

3одчество XVII века претерпело значительные изменения. Наряду с культовыми постройками из кирпича и камня стали возводиться жилые дома и гражданские здания. Церкви стали менее суровыми и приобрели нарядный праздничный вид.

 



 

 

 

Так же в этот период появился новый архитекрурный стиль - нарышкинское (московское) барокко.

Для зданий, выполненных в этом стиле характерны следующие особенности:

ü смешение различных тенденций и течений;

ü  внутренняя напряжённость;

ü разнородность структуры и внутренней отделки;

ü многоярусность, центричность, симметрия, равновесие масс.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.
      Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем. Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»). Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступили место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России. В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польсколитовско-шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями. Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Живопись.

Иконопись и монументальная живопись XVI-XVII века пронизаны противоречиями. С одной стороны - это верность иконописным канонам и традициям, интерес к сложным многофункциональным догматическим композициям, требующим специального богословского комментария. С другой стороны - стремление художников к "живству", любовь к деталям в иконе и фреске. Хотя, XVII век никак нельзя признать периодом расцвета древнерусской живописи, однако опрометчиво считать это безусловным упадком. И если икона проигрывает в духовности и цельности образам эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева, то в гораздо меньшей степени это относится к фреске. Именно в этот период создаются монументальные росписи в Московском и Ростовском кремле, храмах Ярославля, Вологды и других городов.

Выдающиеся иконописцы, "царские изографы" жили в Москве и числились по ведомству Иконной палаты Иконного приказа, а затем в 40-80-е годы XVII в., - мастерами Иконного цеха Оружейной палаты.

В начале века особое место среди них занимал Прокопий Чирин (умер в 1628 г.),уроженец Новгорода. Иконы и миниатюры Чирина исполнены в неярких красках, фигуры по контору очерчены золотой каймой, пробелены тончайшим ассистом.

Назарий Истомин Савин (строгоновский мастер и патриарший художник) предпочитал "фигуры удлиненных пропорций, узкоплечи, длиннобедры, как бы танцующие на цыпочках, в нескольких манерных позах" (Брюсов В.Г.). Его работы "Успение" (1621 г.) для Троицкого храма Соловецкого монастыря, "Нерукотворный спас" для церкви Ильи Пророка в Ярославле.

С XVII веком, со всеми его противоречиями и тревогами, связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов искусства, происходит "обмирщение" культуры. Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.




Церковь и государство в период абсолютизма. Кризис церкви во второй половине XVII века. 

Смута XVII в. выразилась и в идеологическом кризисе. Внешне он проявился в попытке восстановить единство церковных книг и обрядов. Спор в итоге развернулся вокруг образцов, по которым необходимо было произвести изменения. Некоторые церковники брали за основу древнерусские книги, другие – греческие образцы. Церковную реформу возглавил патриарх Никон (1652–1658). Он взял за основу греческие книги. Патриарху противостояла группировка, которая настаивала на «чистоте» лишь текстов русских церковных книг. Оппозицию возглавлял протопоп Аввакум.

Светская власть принимала активное участие в реформе, так как:

 

1) Никон, умный, властный и честолюбивый человек, притязал на ту же роль, которую присвоил себе фактически патриарх Филарет в царствование Михаила Романова (тот практически правил страной);

 

2) патриарх выступал за первичность духовной власти по сравнению со светской. Являясь соправителем царя, он оттеснял на задний план Боярскую думу, а иногда и Алексея Михайловича. В результате взаимоотношения между ним и царем обострились, так что, когда Никон в Успенском соборе Кремля в 1658 г. отрекся от патриаршества, царь быстро принял его отставку;

3) Никон сделал попытку вернуть свой пост, но было уже поздно. В 1666 г. церковный собор подтвердил низложение патриарха, и тем самым и верховенство светской власти над духовной. В дальнейшем основным защитником церковной реформы стал сам Алексей Михайлович.

Церковный собор 1666–1667 гг. проклял всех противников реформы и предал их суду светских властей. Это вызвало к жизни явление старообрядчества – сложного, противоречивого феномена в жизни русского общества, которое отражало не только различные идейные воззрения, но и социальные интересы.

Суть церковной реформы:

1) церковные нововведения не затрагивали основы русской религии и коснулись только обрядовой ее стороны. Но хотя речь шла о «несерьезных» вещах, таких как двуперстие или троеперстие, написание имени Христа через одно или через два «и» и др., нужно учитывать, что для каждой религии обрядовая сторона очень важна. Возмущение людей вызвал сам факт вмешательства светской власти в традиционную культуру;

2) речь шла о необходимости упорядочения и централизации церковной и всей духовной жизни, так как этого требовали процессы в социально-экономической и политической сферах. Становление абсолютизма в России вызывало необходимость большего подчинения церкви государству. Последствия церковного раскола:

1) старообрядцы считали церковную реформу покушением на веру их отцов и предков. Они считали, что государственная власть и церковное руководство оказались во власти антихриста;

2) старообрядцы бежали на окраины страны, в глухие леса, за границу, а при приближении правительственных войск прибегали к коллективному самосожжению;

3) большой размах этому движению придал социальный мотив, который лежал в его основании, а именно возвращение к старине, протест против централизации, крепостничества, господства государства над духовным миром человека;

4) недовольство новыми порядками в стране объясняло и достаточно пестрый состав старообрядцев, сюда входили как «низы», так и боярские верхи, священники.

Итоги церковной реформы:

1) реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую;

2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: