І АПЕРАЦЫІ - Д мэтаўтварэння
- Д праграмавання
Д планавання - Д выканаўчыя - Д кантролю і самакантролю
- Д ацэнкі і самаацэнкі
=
(По Л.Д. Столяренко)
Мыслительный процесс - это целенаправленный процесс, которому предшествует осознание исходной проблемной ситуации. В результате её анализа вычленяется проблема, которая формулируются и решается в виде задачи.
Этот процесспроходит ЭТАПЫ:
1) Мотивации (желания решить проблему).
2) Анализа проблемы (Что дано?Что нужно найти? Включение недостающих и исключение избыточных данных).
3) Поиска решения на основе:
3.1) одного известного алгоритма (репродуктивное мышленеие);
3.2) выбора оптимального из множества известных алгоритмов;
3.3) комбинации отдельных звеньев известных алгоритмов;
3.4) принципиально нового решения ( творческое мышление ).
3.5) В случае неудачи переключение на другую деятельность,созревание идей, инсайт - мгновенное осознание решения.
Факторы способствующие озарению:
|
|
а) увлечённость проблемой;
б) вера в успех;
в) высокая информированность в проблеме,опыт; г)высокая ассоциативная деятельность мозга.
4) Логического обоснования найденной идеи решения, логического доказательства правильности решения.
5) Реализации решения.
6) Проверки найденного решения.
7) Коррекции (в случае необходим. возвр.к этапу 2).
В ыделяют СТАДИИ решения проблемы: подготовка; созревание решения; вдохновение; проверка найденного решени я.
Рассмотрим, как реализуется идея развития в наиболее моделях видных белорусских и русских учёных-педагогов. В личностно-логической модели А.А.СТОЛЯРА одной из основных задач обучения математике ставится развитие логического мышления. Для этого в начальном обучении математике широко используются:
· логическиеметоды: анализ и синтез, абстрагиро-вание и конкретизация, сравнение и аналогия, эмпирическое обобщение, рассуждения по индукции и дедукции;
· в неявной форме практически и на играх логические операции и кванторы: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, кванторы общности и существования ;
· простейшие правила дедуктивного вывода;
· пропедевтические представления об операции, алго-
ритме,кодировании, вероятности, координатах и др.
· эвристические методы решения типовых и нестандарт-ных математических и логических задач.
В личностной модели обучения Л.В.ЗАНКОВА основной задачей обучения является не только умственное, а общее развитие учащихся. При этом процесс обучения учащихся в школе подчиняется принципам:
· обучение на высоком уровне трудности,
|
|
· ведущая роль теоретических знаний;
· быстрый темп изучения учебного материала;
· осознанный характер учебной деятельности самостоятельной оценкой не только результатов, но и всего процесса осуществления этой деятельности;
· работа по развитию сильных и слабых учащихся на основе дифференцированного и индивидуального подхода.
В дедуктивно-деятельностной модели В.В.ДАВЫДОВА обучение направлено на развитие теоретического мышления в учебной деятельности учащихсяна основе принципа восхождения в познании от абстрактного к конкретному. Особенностями концепции В.В. Давыдова являются:
· усвоение сначала общих, а затем конкретных зна-ний выделением исходного основания, из которого генетически выводятся все последующие знания;
· моделирование учащимися в предметной, графичес-кой или знаковой форме главного отношения учеб-ной задачи;
· конкретизация генетически исходного всеобщего отношения в системе решения частных учебных задач;
· постепенный перевод внешней познавательной деятельности учащихся во внутренний план и наоборот.
· овладение в процессе обучения младшими школьниками теоретическим мышлением и научными понятиями.
Из практики работы белорусских и зарубежных школ можно выделить другие модели начального обучения математике. (Эрдниев, Моро и Бантова, Истомина, Холодная, Чуприкова, шаг за шагом, школа 2100, Герасимов, Ходова, Волкова, Лысенкова, Шаталов и другие).