Глава 8 - новый свет из слова Божьего

 

Глава 8 - НОВЫЙ СВЕТ ИЗ СЛОВА БОЖЬЕГО

 

Адвентизм в основе своей является вестью о Христе и о Его деятельности сегодня, от которой зависит освобождение людей - мужчин и женщин, мальчиков и девочек - от власти греха и последующее преобразование их в сияющих, великодушных, полезных по подобию Христа.

Все христиане верят, что Христос умер за грешников на кресте, а после воскресения Он, "будучи всегда жив, ходатайствует за них" (Евр. 7:25). Большинство богословов, по крайней мере те, которые признают эту тему заслуживающей внимания, считают, что Христос с момента восшествия на небо, ходатайствует во Святом-Святых небесного святилища. Адвентисты Седьмого Дня, однако, придерживаются иного мнения. После вознесения Христос начал Свое ходатайственное служение в первом отделении небесного святилища, т. е. во "Святом", и только в 1844 году Он перешел во второе, внутреннее отделение, или Святое Святых".

Различие между служениями Христа в первом и втором отделениях состоит, конечно же, не в пространственном расположении. Вовсе нет! И хотя всегда считалось, что первосвященническое служение Христа во "Святом" неописуемо величественно, Его новая, особенная деятельность во "Святом Святых" по могуществу преобразующей благодати и силе далеко превосходит Его служение во "Святом". Мы посвятим изучению этого вопроса несколько глав и далее еще не раз обратимся к затронутой теме.

Когда Клеопа и его спутник направились в свое селение, Христос упрекал их в том, что они не верят "всему", сказанному о Нем пророками (Лук. 24:25). Как некогда ученики, так и последователи Миллера, несмотря на высокую миссию, возложенную на них - раскрыть истину о Христе, пренебрегаемую или просто не принимаемую многими, проглядели или неправильно поняли текст, веками читаемый на страницах Священного Писания. Точно также непонятой целые века оставалась и особая истина о Христе, которая открылась Эдсону и его собратьям. Понять эту истину - моральный долг каждого христианина.

Правда ли, что Хайрам Эдсон, как считают некоторые, имел пророческое видение на кукурузном поле? Возможно. Сам он, однако, не утверждает, что действительно видел, как Христос входил в Святое Святых". Из его наиболее вероятного заключения следует, что Христос "вошел" в него 22 октября. Иногда он, припоминая случившееся, говорил, что вообще ничего не видел, а лишь слышал голос, обращающийся к нему. Возможно, он сам с точностью не мог определить, как эти [52] ценные познания открылись ему, и потому все попытки сформулировать точное определение считал ненужными. Да и какая разница, ведь то, что он открыл, исследуя Библию, сегодня прекрасно можем сделать и мы, исследуя свои Библии.

Давайте приведем и проанализируем несколько цитат из того, что говорил Эдсон. "Я видел, как Он (Христос) вышел на церемонию брака в то самое время (22 октября 1844 года); иначе говоря, подошел к Ветхому днями для того, чтобы принять царство, власть и славу, и мы, следовательно, должны ждать Его возвращения с брака; мое внимание было обращено к 10 главе Откровения, где я увидел, что все, открытое мне истинно и соответствует написанному в пророчестве; это было начало вести седьмого ангела, и мы буквально проглотили эту маленькую книгу. Сладкой она казалась нам на устах, но горькой, во чреве нашем, и настолько горькой, что все наше естество пропиталось этой горечью. Это значило, что мы снова должны начать проповедь; и когда раздалась весть седьмого ангела, в небесах отверзся Храм Господень и явился ковчег завета Его.

Когда последователи миллеровского движения прочитали 14 стих 8 главы Даниила ("на две тысячи триста вечеров и утр и тогда святилище очистится"), они пришли к выводу, что святилище было на земле и что, следовательно, весь этот длительный период пророчества в 2300 дней должен закончиться Вторым пришествием.

А читая 2 послание Тимофею 4:1, где говорится о том, что Христос "в пришествие Свое будет судить и живых и мертвых", они заключили, что суд, вообще, будет всего один, а именно во Второе пришествие Христа, Затем они возвращались к книге Даниила 7:10-13, неправильно читая отрывок: "Судьи сели... с облаками небесными шел (на землю) как бы Сын Человеческий".

И вот Эдсон на кукурузном поле вдруг понял, что текст Даниила 7:13 говорит не "на землю", а к "Ветхому днями"! Несомненно, в момент пришествия Христа на землю суд состоится (2Тим. 4:1), но в данном случае Библия предсказывает другой суд, который будет иметь место до Второго пришествия. Затем-то и шел Христос к Отцу на облаках небесных, чтобы приняв "власть, славу и Царство", осуществить его. Вопрос этот настолько важен, что в следующей главе мы вернемся к нему снова.

Последователи Миллера настолько увлеклись исследованием притчи Христа о десяти девах, ожидающих пришествия жениха на брачный пир (Матф. 25), что не заметили другую притчу (в 12 главе Евангелия от Луки), тоже имеющую отношение к брачному пиру. Время ожидания после весеннего разочарования, "полночный крик" в августе и так называемая "заправка ламп", время глубокого духовного движения, центром которого было учение о седьмом месяце,- все это придавало притче о десяти [53] девах такую убедительность, что они, оставив все сомнения, ожидали прихода Жениха 22 октября 1844 года.

И Он пришел, но не на землю. Он пришел на брачный пир, как представлено было в притче: Он пришел на облаках к Отцу Своему, чтобы принять полномочия на Свое царство, что и символизировано "браком". (Вообще, это характерная Библейская идиома.)

Так, посреди кукурузного поля, обнаруживая свое волнение прерывистым дыханием, разлетавшемся в морозном воздухе тонкими струйками пара, Эдсон по-новому понял слова Христа, записанные в Евангелии Луки 12:35-36: "Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи; и вы будете подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему".

Эдсон был до такой степени изумлен, что записывая свои впечатления, особо выделил слова "возвращения с брака". Можно представить себе, как Эдсон растроганно и торжественно возвестил своим последователям: "Мы должны ждать возвращения Христа с брачного пира! Брачный пир означает сочетание Христа с Его невестой, Новым Иерусалимом, столицей Его нового Царства (Откр. 21). 22 октября мы надеялись войти с Ним на брачный пир по вере нашей. Когда вся церемония брака подойдет к завершению, тогда Он придет, чтобы взять на брачную вечерю (Откр. 19 гл.).Если бы мы заметили это, нам не пришлось бы переживать горечь разочарования".

Да, они не заметили этого и обманулись в своих ожиданиях, но сам факт великого разочарования уже был свидетельством того, что они на правильном пути. Об этом сказано В Библии в 10 гл. Откровения, как раз в том месте, которое было открыто Эдсону впоследствии.

В 10 главе Откровения появляется могущественный ангел, стоящий на суше и море и символизирующий собой охватившее весь мир пророческое движение. В одной руке он держит "маленькую раскрытую книгу"; другую руку поднимает к небу, произнося торжественную клятву, что "времени уже не будет". Ничуть не сомневаясь, последователи Миллера эту "книжку" связали с той самой книгой, которая была "запечатана" до последнего времени (Дан. 12 гл.), т. е. как раз до того времени, в которое и возникло великое пророческое движение о Втором пришествии Христа.

В первой части 10 ст. 10 гл. Откровения, Иоанн говорит об увиденном им в видении: "И взял я книжку из руки Ангела и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед". Очевидно, здесь подразумевалась радость адвентистов, ожидающих пришествия Царя. Даже письма они в ту пору подписывали: "Твой... в благословенной надежде". Елена Уайт вспомнила о том времени, как самом счастливом в своей жизни.

В этом порыве восторга они совсем выпустили из виду слова, следовавшие далее: [54] "Когда же съел ее, то горько стало во чреве моем". Но на утро после трагической ночи 22 октября эти слова уже более не оставались в тени. Эдсон писал: "Я мог убедиться в том, что видение вещает правду и нет в нем ни тени сомнения... Мы съели эту книгу. Сладкой она казалась на устах, но горькой оказалась в чреве нашем, и настолько горькой, что все наше естество пропиталось этой горечью".

Таким образом, великое разочарование 22 октября 1844 года было предсказано еще за 2000 лет! Вместо того, чтобы поставить под сомнение адвентистское движение, оно еще раз подтвердило изумительную точность исполнения библейских пророчеств!

После слов о горечи во чреве, 10 глава Откровения заканчивается текстом: "Тебе надлежит опять пророчествовать перед народами, племенами и языками и царями многими". Это было указание, которое даже Эдсон не был готов выполнить. И действительно, еще долгое время эта весть не будет полностью понята Адвентистами. Однако тогда достаточно было простого указания на то, что, выражаясь словами Эдсона, "мы должны проповедовать снова". Хотя период пророческого времени окончился 22 октября, проповедь Евангелия будет продолжаться вплоть до окончательного разрешения тайны Божьей.

И последнее, что открылось Эдсону, когда он стоял на кукурузном поле; когда затрубил седьмой ангел, открылся храм Божий в небесах и находящийся в нем ковчег завета". Здесь мы видим полное соответствие записанному в Откровении 11:15-19. Как только седьмой ангел издает трубный звук, "царство этого мира" становится царством Христа. Приходит время мертвых, когда они должны "предстать на суд". И "Храм Господень" открывается в небе, и в нем виден "ковчег завета". Сторонники Миллера относили все это к суду, который состоится в момент Второго Пришествия, 22 октября. Эдсон увидел, что здесь кроется нечто большее, и смотреть на все нужно шире. Он вполне резонно дивился тому, что Иисус впервые вошел во Святое Святых, где хранились Десять заповедей в Ковчеге Завета. Судя по всему, следовало ожидать новых откровений, относительно соблюдения заповедей. Это была вещая мысль, но тогда еще не вполне осознанная и понятная им.

Все это время, когда Эдсон стоял на кукурузном поле, трепеща от волнения и дивясь своему новому пониманию Библии, его спутник продолжал идти, погруженный в свои думы и не замечая того, что остался один. Остановившись, наконец, он недоуменно огляделся и, увидев далеко отставшего от него Эдсона, крикнул: "Хайрам, что случилось? Что ты там остановился?" "Господь отвечает на наши утренние молитвы, посылая нам свет утешения в нашем разочаровании",- крикнул в ответ ему Эдсон. [55]

 

 

Глава 9 - "ПОСМОТРИ НЕМНОГО ВЫШЕ"

 

Глава 9 - "ПОСМОТРИ НЕМНОГО ВЫШЕ"

 

"Когда я молилась в кругу семьи, Дух Святой сошел на меня и мне показалось, что я стала подниматься все выше и выше над исчезающим внизу мрачным миром. Я оглянулась, желая увидеть людей, ожидающих Пришествия, но не могла найти их; тогда голос сказал мне: "Взгляни снова и посмотри немного выше".

Лучи нового света, посланного Христом после разочарования, коснулись не только одного Хайрама Эдсона. Как после Своего распятия и воскресения Иисус явился не только Клеопе и его спутникам на пыльной загородной дороге, но и Марии в саду, и одиннадцати ученикам вечером в день воскресения, и еще пятистам верующим в Галилее, и апостолу Павлу в видении, и многим другим, так и по прошествии 22 октября Он пролил новый свет и Эдсону на кукурузном поле, и Иосифу Тернеру в тишине его кабинета, и Елене Гармон в пророческом видении.

Иосиф Тернер занимался изданием периодических журналов Миллера. В декабре 1844 года он также пришел к выводу, что святым следует ожидать до тех пор, пока Жених не вернется с брачного пира. Вместе с Аполлосом Хейлом, другим выдающимся адвентистом, они спешно опубликовали свои свидетельства о новой истине в труде "Адвентистское зеркало".

Елена Гармон росла и воспитывалась в небольшом городке Горхем, затем в Портленде, штат Мэн. Ее отец, Роберт Гармон, содержавший там небольшую шляпную мастерскую, и мать, Юника, были активными членами Методистской Епископальной Церкви. "Они радовались, видя всех восьмерых своих детей обращенными, собранными воедино в лоне Христовом",- писала Елена позднее (ЕГУ. "Краткие очерки жизни", стр. 17).

Будучи ученицей начальной школы, Елена стала жертвой глупой случайности. Одна из старших девочек швырнула в нее камнем и попала прямо в лицо. Последствия оказались очень тяжелыми. В момент травмы Елена потеряла много крови, и вдобавок ко всему на долгие годы лишилась способности нормально дышать. Возможности тогдашней медицины были далеки от современной, и поэтому положение Елены было действительно катастрофическим. На протяжении многих лет самая незначительная инфекция могла привести к смерти. Не в состоянии справляться со школьными нагрузками, подавленная и разочарованная, девочка ушла из школы.

Елене было двенадцать лет, когда ее семья впервые услышала и приняла весть Миллера. Когда Миллер, проповедуя в их церкви, произнес пламенный призыв, Елена вышла вперед. Однако отчетливо сознавая свою греховность, она не чувствовала себя спасенной. На Методистском лагерном собрании следующим летом она горячо и настойчиво молилась, и бремя, давившее ее все это время, скатилось так скоро и вдруг, что она чувствовала себя виновной. Но вслед за этим отрадное чувство принятой молитвы наполнило ее душу. Вскоре Елена вместе с другими [56] обращенными была крещена в заливе Каско, близ Портленда.

Она вновь попыталась получить образование, посещая местную школу для девочек, но была вынуждена оставить и ее.

В Портленд вернулся Миллер. Елена видела, как он останавливался посреди служения для того, чтобы усадить в переполненном зале входящих стариков. Она любила его за это и была глубоко потрясена его серьезным исследованием Библии. Но радостные впечатления, оставшиеся у нее после проповедей о Втором пришествии, вскоре были омрачены проповедью одного неадвентистского служителя, который говорил об огненных мучениях ада и изобразил Бога таким жестоким, что сомнения с новой силой овладели Еленой. В ту ночь она не сомкнула глаз, молясь и призывая милость Божью. Наутро мать послала ее к пресвитеру Штокману.

Пресвитер Леви Штокман был молодым методистским служителем, который подобно семье Гармон ожидал пришествия. Он рассказал Елене, что Бог вовсе не тиран, а любящий небесный Отец, желающий через простую веру и доверие к Нему привлечь Своих детей ближе к Себе. "Будь спокойна, Елена,- сказал он.- Бог любит тебя!" Кроме этого он сказал, что Бог, верно, имеет в отношении нее особые намерения, объединяя в единое целое ее молодость и обширный религиозный опыт. Пресвитер молился о ней, и она вышла от него куда более счастливой.

Будучи убежденной в том, что от Второго Пришествия их отделяет совсем небольшой отрезок времени, она всецело посвятила себя делу спасения душ для Господа и преуспела, обратив многих из тех, с кем приходилось ей работать.

На всем протяжении своей долгой жизни она отчетливо помнила те знаменательные недели, предшествовавшие 22 октября. "С прилежанием ищущего сердца и кротостью кающейся души, непрестанно молясь, мы приближались к долгожданному моменту. Каждое утро прежде всего нас волновал один вопрос - в правильных ли отношениях с Богом протекает наша жизнь... Мы много раз молились вместе и друг за друга... Радость спасения была более необходима для нас, чем пища и питие" (Хр-кие опыты и учения ЕГУ., стр. 53).

Когда 22 октября ожидаемое пришествие Христа не произошло, семья Елены пережила разочарование не меньшее, чем другие семьи. Из восьми детей Гармон в доме тогда оставались только четверо младших: двадцатидвухлетняя Сара, восемнадцатилетний Роберт и сестры-близнецы Елена и Елизавета, которым было по шестнадцать лет. Двое из покинувших дом сестер вышли замуж и жили в Поланде, штат Мэн, в тридцати милях от них.

Роберт и Елизавета вскоре потеряли всякую надежду на Второе пришествие, хотя Роберт, несмотря на первое разочарование, вернулся к своей прежней вере через несколько лет. Относительно Елизаветы можно сказать, что умерла она христианкой (РЭГ. 21 апреля 1868 г. 287 стр.). Остальные же, Сара, Елена и их родители весь ноябрь и начало декабря 1844 года жили последними проблесками угасающей надежды, ожидая, что со дня на день Христос все же придет. Вот с таким настроением, будучи уже семнадцатилетней девушкой [58] (семнадцать ей исполнилось 26 ноября), она поехала в инвалидной коляске к своей подруге миссис Хейнз (Лофборо. "Очерки личного опыта"). На дворе стоял декабрь. В то утро к ним присоединилась небольшая группа других адвентистских женщин. Конечно же, объединившись вместе, они решили молиться о свете - о том свете, который открыл бы им глаза на истинную причину разочарования, и о милости к их возлюбленным, вера которых пошатнулась.

Преклонив колени, они почувствовали на себе присутствие Святого Духа в чудном притоке новых сил и уверенности. Именно в этот момент Елена получила свое первое видение.

Когда оно окончилось, девушка рассказала женщинам, как она безуспешно пыталась найти в этом мире адвентистский народ, пока ангел не сказал ей: "Взгляни вновь и посмотри немного выше". Тогда она увидела тропу высоко над миром, по которой верующие двигались ко Святому Граду. Люди, тропа, город - все это было лишь прологом; подлинное же откровение, которое несло в себе видение, скрывалось глубже. Елене, с неусыпным вниманием наблюдавшей за всем этим, было предложено взглянуть на "Свет, сиявший позади них при начале пути". По словам ангела, он означал "полночный крик".

Это и был ответ на их молитвы! Небо ответило, что "полночный крик", т. е. возвещение о пришествии Христа 22 октября, как раз и было тем самым светом. Таким образом, хотя точного объяснения относительно своего разочарования они не получили, это не помешало им почувствовать себя ободренными и утешенными!

Свет находился в "начале пути". Это была новая мысль. Они-то надеялись, что "полночный крик" будет как раз концом пути. Очевидно, Бог ждал от Своих последователей вступления на новый путь познания и служения.

Свет "сиял вдоль всего пути, освещая им стезю, чтобы не оступиться". Но это был не единственный источник света. Прямо перед ними шел Иисус, указывая им путь к городу и воодушевляя их светом, исходящим от "Его величественной правой руки".

Елене тяжело было смотреть на то, как некоторые адвентисты "поспешно и опрометчиво отвергали свет позади себя, говоря, что вовсе не Бог вел их все это время". Для тех, кто утверждал, что 2300 дней не имеют практического значения, а 22 октября воспринимал как ошибку, свет позади нас, и стопы их начинали спотыкаться в кромешней мгле. "Они оступались, теряли из виду очертания Христа и срывались с пути во тьму низлежащего грешного мира" ("Ранние произведения", стр. 14-15).

 

В самом конце видения Елену поразила еще одна деталь, о которой она тоже хотела поведать женщинам. Служители Штокман и Чарлз Фитч, как известно, умерли незадолго до 22 октября. Так вот, в конце видения ей было показано, что в момент Второго пришествия оба они [59] будут взяты на небо. Это была добрая весть ободрения, еще раз свидетельствующая о том, что Бог на стороне адвентистского движения.

Неделю спустя после этого видения, Елене было дано другое, в котором Бог, если можно так выразиться, официально предложил ей посвятить себя служению Ему, исполняя миссию Его пророка. Он предупреждал ее о многих жертвах, которые потребует от нее подобное служение, и в то же время обещал обилие Своей благодати.

Елена в ужасе содрогнулась. Болезненная и слабая настолько, что едва могла пересекать комнату из угла в угол и говорить шепотом, она была рада отдать последнее, что имела для спасения заблудших и потерянных людей, но она весьма боялась оппозиции и кривотолков. А если она введет кого-нибудь в заблуждение? Собрание верующих Адвентистов было намечено в ее доме. Чувствуя, что она не сможет смотреть им в лицо, она села в сани и спешно уехала к своим знакомым.

Немного позднее Елена все же ответила согласием на зов Божий. На одном из молитвенных служений свет небесный явно просиял в ней. Она засвидетельствовала об открытых ей истинах Адвентистам в Портленде и имела счастье видеть 60 человек обращенными. Они пережили страшное разочарование после "полночного крика" и отчаялись в своей надежде, но теперь убедились вновь в Божественном происхождении Адвентистской вести. Немного времени спустя, посетив сестру Марию, она поделилась своими впечатлениями о видениях с группой адвентистов из Мак-Гирс Хил, что близ Поланда. Она начала, как обычно, шепотом, с трудом произнося слова, однако Господь даровал ей такую силу голоса, что она говорила громко два часа подряд. Когда же Елена окончила свой рассказ и люди стали подходить к ней с вопросами, она опять перешла на шепот (Джеймс Уайт, "Слово к малому стаду", 22 стр.).

По-прежнему болезненная, с трудом одолевающая одну-две страницы чтения, она в самую лютую пору зимы в Новой Англии отправилась в путь с благородной целью - посетить прочих адвентистов, живших на восточном побережье штата Мэн. На небольшом собрании в Эксетере, Мэн, ей было дано видение особой важности.

"Я видела престол,- сообщила она собравшимся по окончании видения,- и сидящих на нем Отца и Сына". До этого времени ей было известно лишь то, что 22 октября - очень важная веха; но почему - это было ей неизвестно. Теперь же она смогла проникнуть внутрь Небесного Святилища. Там она стала свидетельницей живописного действа: "Отец встал со Своего престола и в пламенеющей колеснице направился во "Святое Святых", за завесу и воссел там".

Иисус также встал с престола, простер руку и, обратившись к Своим последователям, молитвенно склонившимся перед Ним, произнес: "Останьтесь и ждите здесь; Я иду к Отцу Моему, дабы принять царство; храните одежды ваши непорочными, и в скором времени Я возвращусь с брачного пира и возьму вас к Себе".

В изумлении она наблюдала, как "облачная колесница с огнеподобными колесами, в окружении ангелов приблизилась к месту, где стоял Христос. Он сел в колесницу и она направилась во "Святое Святых",- где уже находился Его Отец" [60]

"Там,- продолжала Елена,- я видела Иисуса, великого Первосвященника, стоящего перед Отцом" (Ранние произведения, 54-55 стр.).

С этого времени Елену интересовал вопрос о входе Жениха на брачный пир 22 октября и о Его возвращении, т. е. о Втором пришествии. Она более ясно, чем Эдсон и Тернер, понимала сбывшееся с поразительной точностью пророчество Даниила 7:9-14. После того, как четыре "зверя", упомянутые в 7-ой главе Даниила, десять "рогов" и, в особенности, "малый рог" сыграют свою страшную роль, предначертанную им от века, ход истории приблизится к концу. К этому самому времени и относится виденные Даниилом величественные престолы, воздвигнутые в особом месте, к которым приблизился "Ветхий днями", дабы занять Свое место. "Судьи сели и раскрылись книги". Затем, "подобный Сыну Человеческому" подойдет "с облаками небесными" к "Ветхому днями" и примет царство и власть, Ему принадлежащие.

Таким образом, Библия предсказала, что накануне Второго пришествия, когда приблизится время суда, Отец вместе с Сыном, следующим за Ним, должен будет перейти из одной части неба в другую. В феврале 1845 года в Эксетере, Мэн, к крайнему своему изумлению, Елена увидела все эти пророчества сбывшимися. Свидетелями или невольными соучастниками их исполнения стали многие, чья жизнь в последние месяцы была сплошным переживанием. Вот почему так важна была эта дата - 22 октября!

Кроме этого, девушку потрясло само великолепие небесного святилища; его колоссальные размеры, не стеснявшие передвижения огненных колесниц и многочисленной свиты ангелов. "Никакое земное сооружение не может сравниться с его грандиозностью" ("Патр. и прор.", 357 стр.).

Тем временем состояние здоровья Елены частично улучшилось, и летом этого же года она вместе со своей сестрой Сарой направились в восьмимесячное путешествие по Массачусетсу, проповедуя среди местных адвентистов. Часто им приходилось бывать в Дорчестере, в гостеприимной семье Отиса Николса. Иногда, пользуясь моментами свободного времени они совершали кратковременные посещения своего дома в Портленде (Дух. Дары, т. 2, 67-82 стр.). Шел октябрь. Елена успешно трудилась в Карвере, Массачусетс. Здесь Богу было угодно дать ей третье видение, шире открывавшее смысл двух предыдущих видений о "Полночном крике" и "Женихе".

Это видение приоткрывало картину будущего, того времени, когда Христос окончит Свое первосвященническое служение во "Святом Святых", и начнется "бедственное время Иакова". Об этом ей не доводилось слышать прежде. Да и сама мысль о том, что человеку некоторое время придется жить без посредника, приводила в ужас ("Елена Уайт и ее критики", Николь Ф. Д., стр. 625-626).

Елена продолжала путешествовать. В пути ее сопровождала Сара, а по временам и другие ее соратники, в том числе Джеймс Уайт, а также ее близкая родственница Луиза Фосс. Елена рассказывала свои видения всем желающим, большей частью последователям Миллера, и отрадно отметить, что многие из них вышли из тягостного кризиса разочарования полными радостных надежд. [61]

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: