НР | д. пс. н., проф. Петрова А. А. |
Тема МД | КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ |
Проблема | Существует связь между склонностью к использованию когнитивных эвристик (мышления «первого процесса» и «второго процесса») и экзистенциальными основаниями личности? При установлении искомой связи, поиск форм и методов изменения экзистенциальных оснований личности в целях развития мышления «второго процесса». |
Уровень актуальности проблемы | В современной психологии все большее значение приобретает исследование различных аспектов индивидуальной и групповой психологии, связанных с суждением, выбором и принятием решений. Наиболее существенным препятствием к верным решениям, по мнению современных исследователей, являются когнитивные искажения как систематические отклонения от рационального мышления и их основная причина, когнитивные эвристики, упрощенные методы вынесения суждения. Все более актуальным становится изучение роли этих факторов в принятии решений в области экономики, политики, здравоохранения и образования. Исследование когнитивных искажений и эвристик как неосознаваемых психических процессов («когнитивного бессознательного») приводит специалистов к модели «двух систем» или «двух процессов» мышления, автоматического/ассоциативного и дискурсивного/ рационального. Эти концепции близки идеям глубинной психологии и способствуют интеграции когнитивистики и подходов понимающей психологии, таких как психоанализ, неофрейдизм или экзистенциальная психология, что открывает новое измерение в развитии когнитивной науки. |
База | Частные предприятия г. Санкт-Петербурга. |
Объект | Мужчины и женщины среднего возраста (35-54 лет) с высшим образованием, работающие в частных компаниях Санкт-Петербурга (офисные работники, менеджеры среднего звена, специалисты) в количестве 93 человек. |
Предмет | Когнитивная и ценностно-смысловая сферы личности. |
Цель | Выявить наличие и определить характер взаимосвязи когнитивных факторов и экзистенциальных оснований личности. |
Методы психологического исследования | Организационные методы исследования: сравнительный метод. Эмпирические методы исследования: психодиагностический метод. Методы обработки данных: методы математико-статистической обработки данных. Интерпретационные методы: структурный. |
Стандартизированные психодиагностические методики | При составлении набора методик учитывался принцип дополнительности, согласно которому рекомендуется сочетать методики, позволяющие получить объективные и субъективные показатели. «Тест когнитивной рефлексии» дает объективные показатели предпочтения мышления первого или второго процесса (праксиметрический метод), методики «Толерантность к неопределенности» и «Шкала базовых убеждений» позволяют выявить собственные представления испытуемых о своих отношениях с миром (субъективно-оценочный метод). Выбранные методики позволяют получить количественные данные измеряемых показателей. Проявление феномена «социальной желательности» — стремление испытуемых давать социально желательные ответы невозможно в объективной методике «Тест когнитивной рефлексии» и минимизировано в самооценочных методиках «Толератность к неопределенности» и «Шкала базисных убеждений» за счет относительно нейтральной формулировки вопросов-утверждений. |
План исследования | (1) обосновать методологическую возможность исследования, опирающегося на идеи когнитивной психологии и понимающих подходов; (2) описать когнитивные факторы (когнитивные эвристики, «два процесса» мышления) и экзистенциальные основания личности (в концепции понимающей психологии); (3) определить склонность испытуемых к когнитивным эвристикам; выявить их базовые убеждения и степень толерантности к неопределенности; (4) установить взаимосвязь между склонностью к когнитивным эвристикам и базовыми убеждениями, а также толерантностью к неопределенности; (5) определить характер взаимосвязи когнитивных факторов и экзистенциальных оснований личности и представить психологическое понимание этой взаимосвязи. (6) определить формы и методы развития мышления «второго процесса» через коррекцию базовых убеждений личности |
Планируемый результат | Установить связь между склонностью к использованию когнитивных эвристик (мышления «первой системы») и экзистенциальными основаниями личности. Предложить программу развития мышления «второго процесса» за счет коррекции базовых убеждений личности |
Основная литература (не более 4-х источников) | 1. Аллахвердов В. М, Воскресенская Е. Ю., Науменко О. В. Сознание и когнитивное бессознательное // Вестник Санкт-Петербургского университета. — Сер. 12. — Вып. 2. — Июнь 2008. — С. 10—20. 2. Бек А. Техники когнитивной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. — 1996. — № 3. — С. 49—68. 3. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 2003. — 487 с. 4. Экзистенциальный анализ. Бюллетень. — Вып. 1. — М., 2009. — 212 с. |
Приложение 2 в
Примерное задание на МД (экспериментальную)
НР | д. пс. н., проф. Петров Ю. А. |
Тема МД | ДОРАЗВИТИЕ АНТИЦИПАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СПОРТСМЕНОВ ФРАНЦУЗСКОГО БОКСА САВАТ СРЕДСТВАМИ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ «18 ПСИХОТЕЛЕСНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЕДИНОБОРЦЕВ» |
Проблема исследования | Многолетние исследования профессионально важных качеств спортсменов выявили, что антиципационные способности (пространственные, ситуативные, темпоральные и их производные) являются одними из ведущих. Проблема заключается в поиске форм и методов доразвития антиципационных способностей у спортсменов. В настоящее время, как отмечается отечественными и западными специалистами, эта проблема не решена. |
Уровень актуальности проблемы | Исследование выполнено по запросу руководства Федерации французского бокса сават Российской Федерации на базе клуба французского бокса сават «Созвездие» (г. Санкт-Петербург). Запрос на проведение исследования спортсменов поступил в связи с потребностью в выявлении психологических детерминант, связанных с успешностью спортивной соревновательной деятельности. |
База | Спортивный клуб французского бокса сават «Созвездие» (СПб, пр. Новоизмайловский д.16а). А так же – непосредственно во время проведения Чемпионата России 2018 в Центре физической культуры спорта и здоровья Калининского района СПб (ул. Демьяна Бедного д.9а). |
Объект | Антиципационные способности у спортсменов единоборцев французского бокса сават |
Предмет | Программа доразвития антиципационных способностей у спортсменов французского бокса сават «18 психотелесных упражнений для единоборцев» |
Структура выборки | Экспериментальная группа: мужчины (n = 22)– 9 мастеров, от 18 до 45 лет, стаж занятий от 2 до 16 лет; 13 единоборцев массовых разрядов, от 12 до 37 лет, стаж занятий от 1 года до 9 лет. Контрольная группа: мужчины (n = 21), регулярно занимающиеся спортом в возрасте от 20 до 28 лет. |
Цель | Создать и апробировать программу доразвития антиципационных способностей у спортсменов французского бокса сават |
Методологическая основа | ·Теория управления движениями Н.А. Бернштейна (Бернштейн, Н.А. Общая биомеханика. / Н.А. Бернштейн. – М., 1926. – 424 с.), ·Теория антиципационных систем Р. Розена (Rosen, R. (1985), Anticipatory Systems: Philosophical, Mathematical & Methodological Foundations, Pergamon Press, Oxford.). ·Телесно-ориентированная психотерапия (Райх, В. Анализ личности / В. Райх. -СПб.: Университетская книга, 1999. -578с.) |
Методы психологического исследования | Анализ литературы и Интернет-источников по теме исследования; интервью, беседа; метод анкетирования; психологическое тестирование; метод включенного исследования; психологический эксперимент; мaтемaтикo-стaтистический анализ количественных данных. |
Психодиагностический инструментарий | · Рисуночный тест на выявление прогностических способностей «Эйдос-Прогноз» И.А. Воронова (1995); · Тест-опросник «Антиципационная состоятельность (прогностическая компетентность)» В.Д. Менделевича (2003); · Тест-опросник «Способность к прогнозированию» Л.А. Регуш (2003), · Тест-опросник «А-5- пять видов антиципации у спортсменов» (Воронов И.А., Пантелеева Г.В., 2019); |
Проф. Диагностика | · Авторская анкета, позволяющая рассчитать коэффициент спортивной успешности соревновательной деятельности, определяемый как отношение количества побед к количеству боев. |
Программа | «18 психотелесных упражнений для единоборцев», включающие физические упражнения (на определенную группу мышц) и мыслеобраз, активирующий определенный сегмент (группу сегментов) НС. |
Механизм воздействия программы | Сегментарная иннервация – дублирующее воздействие физической нагрузки и мыслеобраза на определенный сегмент НС. |
Хронометраж программы | 12 занятий – 3 раза в неделю в течение 4 недель. Всего 1 месяц. |
Методы обработки данных | - Регрессионно-корреляционный анализ (RПирсона) с линеаризацией функций; - Сравнительный анализ (по критерию t=Стьюдента); - Вычисление эффективности программы ES |
План исследования | 1. Ознакомление с особеностями профессиональной деятельности испытуемых. 2. Проверка взаимосвязи уровня спортивного мастерства, возраста и коэффициента спортивной успешности с антиципационными способностями (корреляционный анализ) 3. Создание программы «18 психотелесных упражнений для единоборцев». 4. Апробация программы (сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп – до и после проведения программы). 5. Выявление эффективности ES программы |
Планируемый результат | Подтверждение или опровержение результативности программы доразвития антиципационных способностей у спортсменов французского бокса сават «18 психотелесных упражнений для единоборцев» |
Основная литература (не более 4-х источников) | 1. Воронов И.А., Пантелеева Г.В. Создание и апробация психодиагностического теста «A-5 – пять видов антиципации у спортсменов». Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 7 (173). С 231 – 236. 2. Cañal-Bruland R., Mann D.L. (2015) Time to broaden the scope of research on anticipatory behavior: a case for the role of probabilistic information. Front. Psychol. 6:1518. doi: 10.3389/fpsyg.2015.01518 3. Cohen, J. (1992). A power primer. Psychological Bulletin, 112(1), 155–159. 4. Nadin М. at al. (2015) Anticipation: Learning from the Past. The Russian/Soviet Contributions to the Science of Anticipation. Springer International Publishing Switzerland, 2015. – 509 |
Приложение 3