· Пашевич Наталья Леонидовна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Цель: научить решать логические задачи, задачи на разрезание фигур на одинаковые части, текстовые задачи.
Оборудование: 25 фишек 6 цветов, фишки для ответов школьников.
Предварительная подготовка:
- класс делится на группы по 4 человека, в каждой группе выбирается командир;
- ученик учит стихотворение А. Стройло "Умножение".
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: составить свои математические цепочки, чтобы из букв слова получались новые слова:
ИГРАЛОЧКА Возможные слова: игра, иголка, галка, грач, игрок.
КАРИКАТУРА Возможные слова: атака, арка, карта, Артур, ракита.
Ход занятия
-Добрый день, ребята! Сегодня на занятии мы будем учиться решать нестандартные задачи, поучимся разрезать фигуры на одинаковые части, будем выполнять задачи повышенной сложности. Проявим свои знания и смекалку.
Задание. Разминка.
- Скажите, с чего начинается каждый урок? (С устного счета или арифметического диктанта.)
Давайте и мы разомнемся. Итак, "Математическая ярмарка".
|
|
Каждая группа записывает решение и ответ на листке.
1. Петушки на палочке Для Ильи и Галочки. Сколько стоит петушок, Сосчитай скорей, дружок, Трижды девять без семи - Ты скорей его возьми. Решение:3 х 9-7 = 20. | 4.- Ваня, Ванечка, дружок, Сколько стоит пирожок? - Трижды три без четырех Стоит мой один пирог. Решение: 3x3-4 = 5. | 7. Если семь на шесть умножить, А потом прибавить пять - Сколько стоит Неваляшка, Можно быстро угадать. Решение: 7 * 6 + 5 = 47. |
2. У Матрены калачи С пылу, с жару из печи. Чтобы калачей набрать, Нужно быстро сосчитать. 25 плюс семью восемь, Мы ответ назвать вас просим. Решение: 25 + 7x8 = 81. | 5. Шарики воздушные - Такие непослушные! Было всех их семью восемь. Девять в небо унеслись. Сколько здесь их - разберись. Решение: 7 х 8 - 9 = 47 (ш). | 8. На связке баранки Для Севки и Анки. По пять им достанется И одна останется. Дело к развязке - Сколько их на связке? Решение:5x2+1= 11 (баранок). |
3. У бабушки Варвары Чай из самовара. Чашка стоит три рубля - Налетайте, детвора. Для Иринки и Наташи, Для Валерика и Саши И для мамы с папой две Продала она семье. Сколько денег получила И в кубышку положила? Решение: 3x6=18 (рублей). | 6. Вот веселые свистульки Для Любаши и Алульки, Для малого Ванечки И веселой Танечки. Заплати по пять рублей - Сразу станет веселей! Сто рублей достала мать. Сколько сдачи надо сдать? Решение: 100 - 5 * 4 = 80рублей. | 9. Две подружки, пять друзей - Все к блинам спешат скорей. Со сметаной по два съели, Тут же с медом захотели. С медом по три в ход пошли. Съели тут же и ушли. Ах, блины как хороши! Мы наелись от души. Сколько съели блинов? У кого ответ готов? Решение: 1 способ - (5+2) х 5 = 35 (блин) 2 способ-5x2+5x5=35 (блинов). |
2 задание. Математические игры со словами (каждой паре - один ребус).
|
|
Выходит подготовленный ученик и читает наизусть стихотворение
А. Стройло "Умножение".
Гриб помножим на сосну
Лист помножим на весну,
Теплый ветер - на зерно,
Землянику - на звено.
Множим солнце на лучи,
Всех мальчишек - на мячи,
Всех девчонок - на хи-хи
Всех поэтов на стихи!
Множим крыши - на людей,
А метро - на лошадей,
Голубей на чердаки,
Поваров - на черпаки.
Выйдут тысячи чудес,
Выйдет лес до небес,
Города, моря, поля,-
Выйдет целая земля!
а) Догадайтесь, как из названия геометрической фигуры ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК получилось слово КРОТ. Математическая цепочка примеров - ваш помощник в выполнении задания. Здесь вам поможет знание таблицы умножения.
КРОТ
Какое слово получится?
Ответ: КОГОТЬ.
Какое слово получится?
Ответ: ХОРЁК.
Какое слово получится?
Ответ: РЫНОК.
б) Догадайтесь, какие слова получились из названия геометрической фигуры ПРЯМОУГОЛЬНИК. Математическая цепочка примеров - ваш помощник в выполнении задания.
Какое слово получится?
Ответ: МОРЯК
Какое слово получится?
Ответ: МОЛЬ.
Какое слово получится?
Ответ: ЛИМОН.
Какое слово получится?
Ответ: ПОЛЯНКИ.
Какое слово получится?
Ответ: ПРЯНИК.
в) Из букв слова ЖУЖЕЛИЦА соберите новые слова при помощи цепочки примеров.
Какое слово получится?
Ответ: ЛУЖИЦА.
Какое слово получится?
Ответ: АУЛ
г) Из букв слова ЗЛАТОВЛАСКА соберите новые слова при помощи цепочки примеров.
Какое слово получится?
Ответ: ЛАСКА.
Какое слово получится?
Ответ: ВОКЗАЛ.
Какое слово получится?
Ответ: СКАЛА.
Какое слово получится?
Ответ: АТАКА.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. ПРОВЕРКА.
3 задание.
Познакомьтесь с таблицей 1. В правой ее части- слова, в левой - схемы.
Выпиши слова, соответствующие схеме.
Таблица 1
1 | +О | МАРС АРФА ОЗОН ТАКТ |
2 | Х+ОХ | АТОМ ТЕСТ АРАБ ОЧКИ |
3 | О=+ | ГОНГ ИГЛА ОБОД РАМА |
4 | +?О? | УРАН ОКНО СНОП ХАТА |
5 | О+О | ПОЛО БОБР ЗОНТ ОБЕД |
6 | Х=Х+ | КАРТА РАДАР ПОЛИП ТИТУЛ |
7 | +Х+Х | БАНАН МАСКА КАРАТ УКСУС |
8 | О=+= | АРЕНА АРТУР ФИНИШ ОПЛОТ |
9 | +О+:О | ЭПОПЕЯ ПРОРОК МНЕНИЕ КОСМОС |
10 | =++О | ОБИХОД САТУРН ФАРАОН БОСФОР |
11 | +О+О | ФОСФОР СЛАЛОМ АНШЛАГ ПОНТОН |
12 | =О:ОХО | МЕЦЕНАТ ДОГОВОР РЕГАТА КАЗАРМА |
13 | -:О: | ОБЛАЧКО АНТЕННА ИМПЕРИЯ ПРИНЦИП |
14 | +=+:О | АРТЕРИЯ РЕЗЕРВЫ АСПИРИН РЕФЛЕКС |
15 | +О:3= О= | ОРНАМЕНТ ДОМИНИОН РИФЛЕНИЕ СТРОЕНИЕ |
16 | ?-: =Х | КОНТРАКТ ИНДИАНКА МАРГАРИН ОПЕРЕНИЕ |
Ответы:
- озон
- тест
- игла
- хата
- бобр
- титул
- укус
- Артур
- мнение
- Босфор
- понтон
- казарма
- облачко
- резервы
- рифление
- оперение