Приведите одно из определений коммуникации. Обоснуйте свой выбор

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА

 

по дисциплине «Межкультурная коммуникация»

 

(45.05.01 «Перевод и переводоведение»)

 

 

Студент Алиева Диана Сейдалиевна ___________________________________________________

 

Ф.И.О.

 

Группа ПП/с 17-2-2 ___________________________________________________

 

Год обучения 2020_ _________________________________________

 

Преподаватель:

 

Гулевец Наталья Александровна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Теория и практика перевода»

 

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»


  Содержание  

Пояснительная записка ……………………………………………………….

3

Тема 1. Профессиональные основы межкультурной коммуникации ……..

4

Тема 2. Национальные ценности культуры …………………………………

5

Тема 3. Культурная идентичность и истоки формирования

 

национального характера …………………………………………………….

9
Тема 4. Язык в аспекте межкультурной коммуникации …………………... 13
Тема 5. Основы невербальной коммуникации ……………………………... 17
Тема 6. Эффективная межкультурная коммуникация  

в профессиональной среде …………………………………………………...

19
Тема 7. Конфликты в межкультурном общении  

и пути их решений ……………………………………………………………. 25 Методические рекомендации по работе с кейсом …………………………. 31 Контрольные вопросы ……………………………………………………….. 33 Глоссарий ……………………………………………………………………... 34 Заключение …………………………………………………………………… 37 Список рекомендуемой литературы ………………………………………… 38


 

 





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая тетрадь по дисциплине «Межкультурные коммуникации» предназначена для внеаудиторной самостоятельной работы студента, для подготовки к промежуточному и итоговому контролю по дисциплине.

 

Учебная дисциплина «Межкультурные коммуникации» совершенствует научно-практическую подготовку молодых специалистов, формирует межкультурную компетенцию путем ознакомления с базовым теоретическим материалом, способствует овладению навыками корректного межкультурного общения, самостоятельного анализа критических случаев межличностных конфликтов в процессе общения с представителями других культур.

 

Назначение рабочей тетради состоит в том, чтобы помочь слушателям в освоении теоретического курса путем самостоятельного изучения учебной и научной литературы, а также активизировать их познавательный интерес и повысить внутреннюю мотивацию к предмету.

 

Тетрадь состоит из семи тем. Каждая тема содержит задания разных уровней сложности, способствующих усвоению слушателями материала.

 

Выполнение заданий способствует развитию самостоятельного логического мышления: слушателям предоставляется возможность самим найти решение и аргументировать его, привлекая теоретические знания, усвоенные на лекциях.

 

В рабочей тетради акцент делается на творческие задания, необходимые для формирования профессиональных компетенций будущих переводчиков и специалистов в области межкультурной коммуникации.


 

 


Тема 1

Профессиональные основы межкультурной коммуникации
Ответьте на вопросы:

1. Почему необходима такая наука, как теория межкультурной коммуникации?
С помощью этой науки можно изучить особенности коммуникации, её функции, виды, а также культурные и соответственно языковые особенности разных народов. Эти знания могут помочь в процессе общения между людьми разных национальностей.

2. С чем связано появление и развитие теории межкультурной коммуникации как науки?
Изучение МКК было связано, как и сегодня, с интересами бизнесменов, политиков, дипломатов.






Почему теория межкультурной коммуникации является межпредметной дисциплиной?

Поскольку первые учебные программы и методики обучения межкультурному общению заимствовались из разных наук. Теория МКК связана со следующими науками:

1) теорией коммуникации: на стыке этих наук рассматриваются особенности взаимодействия людей в межкультурном контексте;
2) лингвистикой: связь между языком и реальностью, роль языка в процессе коммуникации;
3) антропологией: роль культуры в коммуникации, невербальные аспекты коммуникации;
4) психологией: влияние стереотипов на мышление и восприятие коммуникантов, личностные характеристики коммуникантов;
5) социологией: влияние социального статуса коммуникантов на их общение.

4. На что нацелены исследования в области межкультурной коммуникации?
- Систематическое изложение основных проблем и тем межкультурной коммуникации, овладение основными понятиями и терминологией;
- Развитие культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных культурах;
- Формирование практических навыков и умений в общении с представителями других культур.
- Анализ типов взаимодействия между представителями различных культур, изучение факторов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на результат коммуникативного взаимодействия.

Приведите одно из определений культуры. Обоснуйте свой выбор.

Культура – это это совокупность ценностей, норм, образцов поведения, культурных стереотипов и прочих культурных механизмов, которые обеспечивают коллективный характер деятельности людей.









Приведите одно из определений коммуникации. Обоснуйте свой выбор.

Коммуникация — это процессы человеческого взаимодействия, при которых индивидуумы — в личном общении, в группах, в организациях, в обществе — создают и интерпретируют сообщения с целью приспособления к окружающему миру и друг к другу.


 

 

                                               

 

Тема 2
                      Национальные ценности культуры

Ответьте на вопросы:

1. Что такое ценности и какое место они занимают в процессе межкультурной коммуникации?
Ценность — значимость какого-либо объекта или явления действительности, нормативная (оценочная) сторона явлений общественного сознания. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него существенно, а что несущественно. В результате этого формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и пригодности для его жизни.

2. Почему принято говорить о системе ценностей каждого народа?
Система ценностей – комплексе установок, убеждений, предпочтений и представлений человека об окружающем мире. Опираясь на устоявшиеся в его культуре нормы, традиции и обычаи, человек формирует систему ценностей. У каждого народа своя история возникновения, развития, поэтому и представление о мире, а следовательно и системы ценностей будут различны.

3. Какие группы культурных ценностей выделяют исследователи?
1. Совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества, уникальные архитектурные сооружения, произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты.
2. Принципы совместного существования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и т. п.

4. Какие ценности называют универсальными или общечеловеческими?
Универсальные или общечеловеческие ценности – это те, которые совпадают и по характеру оценок, и по содержанию. Их универсальный характер обусловливается тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на всеобщих свойствах социального взаимодействия.

5. Почему важно быть знакомым с ценностями партнера по межкультурной коммуникации?
Каждому человеку необходимо уметь приспосабливаться к окружающему обществу, иначе он обречен на устойчивую неспособность ладить с окружающими, изоляцию, мизантропию и одиночество. Такое знание помогает в значительной степени спрогнозировать поведение представителя другой культуры, продемонстрировать уважение к нему и избежать неловких ситуаций, что в итоге является залогом успешного контакта.

Задания на применение модели Г. Хофстеде:

4. Составьте «культурное досье» страны, в которой Вы выросли, используя параметры Г. Хофстеде. Затем представьте, что Вашу культуру описывают представители двух других стран. Как они опишут её для своего соотечественника?

«Культурное досье» России

Коллективизм

По этому показателю Россия находится на одном уровне в Китаем, Ямайкой, Арабскими странами и Бразилией, Турцией и Филиппинами. Это говорит о преобладании коллективистского менталитета, сохраняется сильная приверженность коллективу, ориентация на коллективные достижения.

Дистанция власти

В России подчинённые воспринимают иерархию как форму справедливого мироустройства, власть сама по себе является основополагающим общественным фактором, наличие привилегий у руководства воспринимаются как нормальное, а подчинённые обычно объявляются виновными в системных провалах и неудачах. Критика, конфронтация и неподчинение не поощряются.

Избегание неопределенности

Тенденция к избеганию неопределенности оценивается как высокая, это говорит о том, что для большинства работников в России характерна тревога за будущее, боязнь неудач, слабая готовность к риску.

Фемининность

Россию можно отнести к "женственному" типу менталитета, для которого характерны высокая степень толерантности, низкая степень дискриминации, социальная ориентация.

Ориентация на долгосрочную перспективу

Русские ориентированы на будущее. Высоким показатель долгосрочной ориентированности показывает, что русские настроены на сегодняшние изменения ради достижения каких-то целей в будущем.

Сдержанность

Низкий показатель говорит о сдержанности русских в потворстве своим желаниям.

Представители других стран описали бы деловую культуру России следующим образом:

Отношения между людьми важнее бизнеса, забота о людях является одной из основных ценностей, честность и правдивость, деловой человек верен своему слову. Кроме того, русским характерны такие черты: нежелание брать на себя

ответственность за свою судьбу, полная самоотдача тому, во что (в кого) в данный момент верит человек, высокие адаптационные способности, креативность. Терпение рассматривается как способ ответа на внешние обстоятельства и способность к самопожертвованию.

Также стоит отметить такие черты, как тяжелое эмоциональное переживание неудач, свойственно переживать неэффективность, несправедливость, стресс и тревогу на рабочем месте, а также фаворитизм.

















Тема 3

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: