Подумайте, какие существуют причины бытовой неулыбчивости русских

 

«Шутник покойник: пошутил да и помер.»
«Не дурачься, и так не умен.»

Я считаю, что неулыбчивость русских происходит из-за некой завистливости русского человека. Если ты улыбаешься, то «А что это у тебя все хорошо?», «Счастливый слишком?». Из-за этого русские склонны скрывать свои искренние эмоции.

 

Проанализируйте по данному ниже плану коммуникативную ситуацию с участием представителей разных культур:

 

«Однажды на заре перестройки, оказавшись по делам в Америке, я позвонила известному американскому врачу, чтобы попросить его посмотреть историю болезни дочери моей подруги. Профессор был очень любезен. Сразу согласившись помочь, он поинтересовался, кто я и зачем приехала в Америку. «Я филолог, – ответила я со скромной гордостью. – Приехала на конференцию». – «Филолог? – недоумевающе спросил он. – Это какая отрасль медицины?» Я растерялась. Не знает, что такое филология? Шутит? Издевается? Но голос был серьезно-заинтересованный. «Что это значит – филолог?» – спросил он после затянувшейся паузы. – «Ну, это значит, – залепетала я, – это значит, что я люблю слова». – «Ах, вот оно что, – сказал он явно разочарованно. – Вы любите болтать,

 

и за это Вас послали на конгресс». Я расстроилась. Глупо всё получилось. Не смогла объяснить, чем занимаюсь. Я-то люблю слова, а они меня, видно, не любят. И английский язык знаю, и все артикли на месте, и гласные-согласные произношу правильно, а общения не получилось» (Тер-Минасова С. Г., 2008).


 

19


План анализа коммуникативной ситуации:

 

1) охарактеризуйте процесс коммуникации: по количеству участников; по коммуникативной функции; по направленности;

 

2) участники общения, их черты, свойства и состояние, влияющие на процесс коммуникации;

 

3) отношения между коммуникантами, их социальные роли;

 

4) коммуникативное намерение инициатора общения;

5) обстановка общения (место, время действия, условия общения);

6) коммуникативная стратегия и тактика собеседников; элементы / формулы речевого этикета, используемые участниками общения;

 

7) коммуникативный эффект.

 

1. В данном коммуникативном акте участвует два собеседника с

целью обмена информацией. Данный коммуникативный акт является

межкультурным

2. Участником общения являются врач и филолог. Врач описывается

как "известный" и любезный, он проявляет заинтересованность

по отношению к своему собеседнику. Филолог же кажется неуверенной

и сбитой с толку. На процесс общения повлияло то, что вопрос врача

застал филолога врасплох, и та растерялась.

3.  В начале общения отношения между участниками нейтральное,

однако в конце, врач скорее всего остался разочарованным ответом

женщины.

Социальные роли у них разные. Он: житель США, врач, мужчина,

взрослый. Она же: русская, филолог, член конференции, женщина,

молодая.

4.   Общение состоялось дистанционно по телефону, в США. ВРемя

действия --вовремя перестройки

5.  намерением инициатора было просьбой к врачупросмотреть

историю болезни дочери ее подруги

6.  Стратегией инициатора была следующая: обратиться к собеседнику

за услугой, в ответ врач проявил любезность и узнал, с какой целью

филолог пребывает в его стране. Не получив ответа, он настоял на

своем вопросе, и, возможно, пошутил о роде деятельности филолога,

введя при этом собеседника в замешательство.

7.  Коммуникативный эффект следующий: филолог потерпела коммуникативную неудачу, не поняв собеседника, а врач некорректно повел себя по отношению к иностранке.






Тема 5

 

Основы невербальной коммуникации

 

Проанализируйте связь языка жестов с речью. Можно ли определить их функциональную эквивалентность?

 

Язык жестов может противоречить вербальным сообщениям, дополнять или же заменять их. Невербальные действия также могут служить регуляторами вербального общения. Регулирование представляет собой использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми.

Таким образом, функциональную эквивалентность можно определить.

Существуют ли жесты, не способные замещать языковые высказывания? Приведите примеры.

Жесты адаптеры – жесты стресса

Более информативным признаком состояния стресса являются некоммуникативные жесты – так называемые жесты-адаптеры. Их еще называют жестами самоуспокоения. К ним человек прибегает бессознательно, чтобы вернуть себе в ситуации стресса душевный покой. Появление жестов-адаптеров – верный признак того, что человек пытается взять себя и ситуацию под контроль. В этом случае верификатору необходимо ответить на вопрос: «Почему опрашиваемое лицо начало себя контролировать?». Необходимо иметь в виду, что эти жесты бессознательные – они слабо осознаются.

 

Жесты-самоадаптеры, как правило, связаны с прикосновением к себе, к своему телу. Наблюдая за уровнем проявления жестов-самоадаптеров, можно судить об уровне стресса человека. Чем выше жесты-самоадаптеры, тем выше уровень стресса. Когда человек закрывает руками лицо, в разных контекстах верификатор с уверенностью может говорить о стыде, позоре или горе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: