Мизансцена (от мизансцены - размещение на сцене), расположение актеров в игровом пространстве в определенных сочетаниях друг с другом и с материальной средой в тот или иной момент действия сцены.
Целью мизансцены является выражение своих внутренних (психологических) отношений и действий через внешние, физические отношения между субъектами. Мизансцена - это режиссерский язык, это наиболее «материальный» материальный способ образного выражения мысли режиссера, объединяющий гармоничное целое всех выразительных художественных действий (музыкальных, изобразительных, световых, цветовых, шумовых и т. Д.). Мизансцена - это пластиковое звуковое изображение, в центре которого живой, активный человек.
Искусство мизансцена заключается в особой способности режиссера мыслить в пластиковых образах. Стиль и жанр постановки проявляются в характере мизансцены. Серия мизансцен называется режиссерским рисунком.
Мизансцена должна быть эффективной (выражать отношения и борьбу персонажей), композиционно организованной в определенной сценической среде и пространстве, впитывать все компоненты внутренней жизни персонажей, их физическое благополучие, темп ритма и т. Д.
Мизансцена в основном центростремительная (когда все на сцене тянутся друг к другу или к некоторой точке в центре между ними) и центробежная (когда все стремятся оттолкнуться друг от друга).
Основные качества мизансцена: основа жизни, реальность, пластический контраст и парадокс, ограничительная графика, контрапункт, непосредственность.
Директор массового театрального действа организует мизансцену игрового пространства, включая всех участников праздника, формируя их массовое игровое общение.
Типы мизансцен и их назначение
Когда все актеры пытаются переместиться куда-нибудь за пределы сцены, такая мизансцена называется проективной: композиция проецируется в другое место в целом. Наиболее распространенные геометрические определения мизансцены. По отношению к зеркалу сцены - фронтальный, диагональный, круговой, круговой и т. Д. По отношению к центру сцены - концентрический и эксцентричный. По отношению к его объему - пирамидальный, цилиндрический, кубический и т. Д.
Мизансцена может быть метафорической, гиперболической и ироничной. Театральная терминология также делит мизансцены на основные и неосновные, узловые, сносные, официальные и даже неизбежные и неизбежные.
Нодальный, центральный - мизансцена, которая в своей пластической выразительности восходит к художественному выражению смысла идеи директора, образному выражению его идеи.
Мизансцена окончательная - она выражает переносное значение спектакля, его идеи, создает единство исполнителей и зрителей, запечатлевает духовный образ праздничного театрализованного представления.
Поддерживающая мизансцена является основным местом расположения актеров, артистических групп, которая определяет построение мизансцены данного вопроса или эпизода. Мизансцена также может включать в себя кульминационный образ мизансцены, выражающий жизненное и символическое значение данного эпизода или всего спектакля. (Мизансцена монолог. Мизансцена толпы).
Переходная мизансцена - переход от одной эталонной мизансцены к другой. Переходная мизансцена является наиболее важным элементом монтажа массового представления, объединяя его художественные элементы и структурные части в единое органическое целое.