Ведущие ритуалы в праздничной культуре

Обряд Русалок Провода.

Неделя до Троицы. Согласно распространенному мнению, это время, когда русалки остаются на земле, когда они могут вступать в вредный контакт с людьми. Он был полон очищающих обрядов, сопровождался гуляниями, хороводами, играми на переодевание, едой. В течение недели русалок был запрещен женский труд - прядение, ткачество, отбеливание холстов. Последний день недели русалки назывался исцелением русалкой или крапивой.

В рамках народного календаря неделя русалок посвящена Троице. Он приходится на неделю перед праздником и совпадает с так называемой семитской или троицкой неделей (Калуга, Орёл, Тула; см. Семик) или, чаще, начинается после Троицкого воскресенья - с Пятидесятницей и заканчивается в день всех святые. Согласно легенде, время разгула русалок соответствовало периоду цветения ржи.

Мы начали со сбора девушек и женщин в поле / лесу / около поля с зерном для плетения венков (в том числе специального хвостатого венка Русалки) и создания чучела русалки.

Вечером (с наступлением темноты, с заходом солнца) обряд начался с избрания русалки (ритуалист с длинными волосами, «хорошая, независимая девушка», высокая. В некоторых регионах особое внимание уделялось: сироте, вдове, старой бабушке),

Центральное событие - вождение русалки: возможно, в зависимости от местности, в разных местах: в ржи, на поле, в лесу, на дереве (дуб, груша, береза, сосна), на костре, на холме, на воде, на кладбище. «На дороге», «За пределами села», «На крест», «На перекресток» - и оставив его там.

Ритуал обычно выполняли девушки, иногда женщины. Обряд продолжился «преследованием» охотников за русалками: девочкам пришлось убегать, потому что мифическая Русалка, если она ее догонит, может щекотать, задушить, сломать шею, послать болезнь и т. Д. Все закончилось обрядом магического «отделения» от русалки и действиями ритуального очищения: например, кувырком, который символизирует в белорусской мифологии обряд изменения внешности, трансформации; в конце церемонии мальчики облили девушек водой и все вернулись в деревню. Иногда вместо живой «Русалки» они сразу использовали чучело из соломы, а также дополняли его вторым персонажем - дочерью русалки (девочка или чучело).

В Гомельской области были выбраны Русалка и Русалин, они ходили с ними по всем дворам, встречали их на каждой улице хлебом-солью.

В некоторых местах Русалки не оставались в ритуале даже в форме чучела - процессия «привела» воображаемую русалку к месту проводов, чаще всего перекресток, и затем все убежали, крича от «призрака русалки».

В некоторых местах провода русалки были ограничены общим праздником в месте «проводов» - в лесу или на полях (с обязательным омлетом - омлетом - омлетом - одним из ритуальных блюд, используемых в большинстве языческих обрядов, связанных с плодородием и благосостоянием человека и животных). что это «типичная» жертва богу Велесу) с исполнением песен и катанием молодых людей на качелях, разворачиванием и разбрасыванием венков.

Обряд вождения куста.

Приуроченный к Троице (реже ко дню Ивана Купалы) ритуал обводного типа и одноименного персонажа - украшенный зеленью наряд.

Обряд широко распространен в западных областях Украинского и Белорусского Полесья, в некоторых местах в Гродненской и Витебской областях; Похож на другие обходные обряды весенне-летнего цикла, основным объектом которого является человек, одетый в зеленую траву и ветви деревьев.

Участниками обряда обычно являются девушка, реже старуха. Девушку выбирают по жребию, или самой красивой, или сиротой-подростком. Он был украшен цветами, травой, ветками, чтобы даже лицо не было видно. В некоторых местах центральную фигуру шествия называли «молодой» (невеста, молодая жена), и в этом случае другие участники одевались в белые одежды вместо традиционных зеленых нарядов.

Участники шествия обошли дом. Подойдя к дому, «куст» поклонился владельцам, и другие участники попросили разрешения спеть: «Вы позволите кусту петь?» Получив разрешение, они исполнили доброжелательные и величественные «кустовые» песни, на которые владельцы давали им деньги и еду (яйца, пироги, сало). Ходя по домам, «кусты» обычно вели себя пассивно и не участвовали в пении. Другие участники шествия сообщали в песнях, что собирают деньги на одежду и обувь для портнихи.

В некоторых случаях хозяева просили участников церемонии посетить их поля и сады. В этом случае к песням присоединился припев: «Куда загонял куст, там рожала маленькая леди». Затем девочки вернулись к хозяевам и сказали им: «Не дай Бог, чтобы у вас был такой урожай ржи, как наш Буш». За это владельцы отдали девушек.

В конце раундов участники за пределами деревни сорвали зелень с ряжений, сожгли их на костре, бросили в воду и бросили на дерево. Остатки ветвей женщины можно было забрать домой как лекарство или как талисман против мышей в сараях с зерном.

Rite Pull Christmas на дубе.

Церемония состоялась 21 января. В честь рождественской проволоки. В начале обряда старую метлу нужно порезать на полу, чтобы они избавились от грехов: вышить и почистить к празднику, накрасить. «О, я согрешил-согрешил: и шил, и мыл, и мыл». Теперь, когда ваши грехи прощены, вы можете праздновать Рождество. Сноп установлен в центральном месте, а вокруг ребята ведут хоровод под народные песни. Колоски обвязаны тканью - на Коляде появляются юбка и носовой платок, а затем появляются сани. Их должна вести уважаемая «бабушка», опекун хорошей семьи с горшком с коробками в руках и снопом в колесе, доставленным к дубу посреди поля. При входе в дуб, женщина с санями брошена в снег, так что коробка рушится и урожай в следующем году будет богатым. Пока все собираются возле дуба, в ветвях уже работает парень, который сегодня убирает колядки и ставит новую на место. Кстати, считается, что если у парня такая судьба, он выйдет замуж в этом году. После того, как Коляда и колесо оказываются на дереве, старое брошено в огонь, а вот и сено. Хоровод местных жителей собирается вокруг. Это необходимо для того, чтобы иметь богатый урожай. А после дружеского хоровода всем дают угощения: блины, горячий чай, сало и соленые огурцы, так что колядка наверняка обеспечит продуктивный год. Кукла Коляда, или Берегиня, будет целый год защищать поля и деревню от молнии на дубе, способствовать плодородию кукурузного поля и хорошему урожаю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: