Задание.8. Сравните, как предлагают авторы учебников работать по этой теме в каждом классе. Одинаковы ли упражнения, задания, объем материала по теме?
IV.Подведение итогов.
Конечная цель словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить использовать их правильно, уместно, научить выбирать единственно необходимое слово.
Оценивание.
А теперь подведем итоги занятия. Рефлексия в виде фантов. Каждый вытаскивает бумажку с незаконченным предложением и проговаривает вслух.
-сегодня я узнал..
-было интересно…
-было трудно…
-я выполнял задания…
-я понял, что…
-теперь я могу…
-я приобрел…
-я научился…
-я изменила свое отношение к…
-у меня получилось…
-я смогла…
-я попробую…
-меня удивило…
-мне захотелось…
-занятие дало мне для жизни…
Домашнее задание:
1.Подготовиться к практическому занятию № 10.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Перед выполнением практического занятия, внимательно ознакомьтесь с литературой.
2.В терминологический словарь запишите термины.
3.Вспомните изученный материал по теме.
4.Выполните самостоятельную работу № 5.
5. Подготовьте презентации на тему «Традиционные способы семантизации», «Нетрадиционные способы семантизации», «Интегрированные способы знакомства со словарными словами».
Материал для подготовки к практическому занятию
Цели словарной работы в начальной школе: научить распознавать неизвестный лексический и грамматический материал во время чтения и аудирования, использовать его в процессе устного общения; развивать умения и навыки по всем видам языковой деятельности (аудирование, говорение, чтения, письмо); раскрыть роль знания русского языка в жизни, потребность в систематическом чтении как способе познания мира, самопознания и общекультурного развития; формировать представление о русском языке как неотъемлемой части речевой культуры.
Задачи по развитию речи: обогащение активного словаря учащихся; работа над значением слова; совершенствование навыков произношения; развитие словообразовательных навыков; совершенствование конструктивных речевых умений и навыков – работа над словосочетанием, предложением, связным высказыванием.
Чтение – средство обучения, один из главных компонентов формирования речевой деятельности школьника.
Перечислите задачи уроков русского чтения - (расширение знаний детей о природе, общественной и трудовой деятельности людей; воспитание (идейно-политическое, нравственное, эстетическое, трудовое) и развитие детей; совершенствование техники чтения и понимания прочитанного; развитие умений слушать и понимать устную речь; развитие устной речи; формирование умений самостоятельно работать с книгой, интереса и любви к чтению)
Требования к навыкам чтения по-русски (правильное, выразительное, беглое, сознательное)
Навык чтения – это автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.
Что значит чтение слов с «секретами» чтения – произношения (Это слова - с известными детям буквами из родного языка, но в них есть «секреты»: замена одного гласного другим в слоге перед ударным, в других безударных слогах; замена звонких согласных глухими в конце слов и в середине перед глухими. Эти «секреты» продиктованы основным отличием русского языка от украинского, большинство слов которого произносится не так, как пишется).
Правильность – это плавное чтение без искажений и ошибок.
Беглость- это та скорость чтения, которая обусловливает сознательное восприятие читаемого.
Сознательность – это осмысление значения каждой языковой единицы читаемого текста, понимание позиции автора, осмысление собственного отношения к прочитанному, осознание себя как читателя.
Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателю идею произведения и свое отношение к нему.
Назовите специфические задачи начального обучения чтению, (см. программу):
- совершенствование навыка чтения слов с буквами, которые не различаются в русской и украинской графиках, но содержат «секреты» чтения-произношения;
- обучение чтению слов с буквами, различающимися в русской и украинской графиках или имеющими в русском языке другое звуковое значение (ы,и, э, е, ё, ъ,ь).
Интонация – это понижение или повышение голоса, постановка логического ударения (выделение того слова, от которого зависит в значительной степени смысл сказанного), окраска речи (сказано «весело», «грустно»), паузы, темп речи (быстро, медленно
Виды чтения – вслух и молча.
Способы чтения – побуквенное, чтение по слогам, чтение слогами и словами, чтение целыми словами.
Семантизация – объяснение значения слова.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).
4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.
Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.