Интерактивное упражнение «Взаимопроверка по цепочке»

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ № 2

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9 (42-43)

ТЕМА: Словарная работа на уроках русского языка и чтения. Работа со словарями.

 

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: т радиционные способы толкования лексического значения слов. Методику объяснения значения новых слов. Нетрадиционные способы представления новых слов. Приемы ведения словарной работы; возможность использования этих приемов на различных этапах урока.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: использовать традиционные и инновационные приемы словарной работы в соответствии с целью и этапом урока. На основании знаний о словарном составе русского языка и его стилистических особенностях, с целью развития образной речи учащихся, навыков полноценного чтения  уметь работать с основным и вспомогательным материалом, используя дидактические игры, творческие упражнения (тесты, ребусы, устные сообщения, списывания творческого характера). Активизировать умственную деятельность учащихся, способствовать развитию памяти, внимания, мышления, самостоятельности, умения прогнозировать. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к слову, к смыслу, который оно таит в себе. Уметь пользоваться словарями разных типов.

Количество часов: 2

Методы обучения: словесные: объяснение, эвристическая беседа, продуцирование речи (речевая деятельность учащихся); наглядные: презентация; практические: операционный, работа с учебником, программой, Государственным стандартом, словарями, взаимопроверка.

Интерактивные методы: работа в малых группах, прием «Пинг-понг», «Взаимопроверка по цепочке», рефлексия, работа в парах.

Здоровьесберегающие технологии: проведение физкультминутки (пальчиковая гимнастика), упражнения для дыхания.

Межпредметная интеграция: педагогика, психология, методика обучения украинскому языку, литература, история, лингвистика.

Понятийно-категориальный аппарат темы: чтение, навык чтения, чтение слов с «секретами», задачи словарной работы, семантизация, требования к словарной работе, пассивный словарь, активный словарь.

Оборудование: программа «Русский язык», учебники 2, 3, 4  класса «Русский язык», словари(выставка), мультимедийные презентации, слова на листиках из стихотворения С.Есенина.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Коваль, А. П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения [Текст]: учеб. пособ. / А. П. Коваль. – К.: Выща школа, 1989. – с.132-163

2. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] / М. Р. Львов. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.

3. Пахненко, И. И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения [Текст]: учеб. пособ. / И. И. Пахненко. – Сумы: Университетская книга, 2012. – с.145-157

4. Російська мова. Русский язык. Программа для общеобразовательных учебных заведений 1 – 4 классы. [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.mon.gov.ua/images/files/navchalni_programu/2012/ukr/03_ros.pdf.- Название с экрана.

5.Україна. Кабінет Міністрів. Державний стандарт початкової освіти: постанова, 20 квіт. 2011р. № 462.-К.: [б.в], 2011.

6. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Электронный ресурс] / Рамзаева Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных класах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. // Библиотека. – Режим доступу: http://pedlib.ru./Books/4/0033/4_0033-1.shtml. – Название с экрана. – Дата обращения 12.02.2014.

7. Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языку) [Электронный ресурс] /А. Н. Щукин. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/232865/. – Название с экрана. – Дата обращения 10.03.2014.

8.Энциклопедический словарь филолога. [Электронный ресурс] // Словарь Филолога. – Режим доступа: URL: http://slovarfilologa.ru/143/. – Название с экрана. – Дата обращения 21.2.2014.

ПЛАН

І.Организация студентов к занятию (1-2мин)

ІІ. Проверка уровня усвоения студентами основных теоретических положений темы занятия (4-5мин)

III. Практическая часть

1. Словарная работа с новыми, непонятными и устаревшими словами (15-20мин)

Физкультминутка (2-3мин)

2. Работа со словарными словами на уроках русского языка и чтения (12-15мин)

Пальчиковая гимнастика (2мин)

3.Презентация – интеграция (7-10мин)

4.Работа со словарями (8-10мин)

IV. Подведение итогов

Рефлексия (8-10мин)

Оценивание (2-3 мин)

Домашнее задание

ХОД ЗАНЯТИЯ

І.Организация студентов к  занятию.

Здравствуйте, рада вас видеть. Сегодня на занятии нам предстоит выполнить большой объем работы. Когда работа хорошо получается у людей? (Хорошее настроение). Вы будущие учителя начальной школы,  и каждый помнит о здоровьесберегающих технологиях. Пожалуйста, давайте выполним упражнение – энергизатор: встаньте, вспомните, что мы один большой, хорошо организованный, добрый организм. Сделайте глубокий вдох и два шага вперед, а теперь выдох и два шага назад. Дышите глубоко и вслушивайтесь, как дышит весь организм. Так не только дышит организм, так четко и ровно бьется его большое, доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад. Мы все дышим единым организмом. Мы — одно целое.

А теперь повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, дышите спокойно и глубоко, настройтесь на эффективное и успешное занятие, улыбнитесь и пожелайте соседу хорошего настроения, плодотворной работы (слайд с солнышком). Садитесь.

ІІ. Проверка уровня усвоения студентами основных теоретических положений темы занятия.

Интерактивное упражнение «Взаимопроверка по цепочке»

На предыдущих занятиях вы начали знакомиться с методикой обучения чтению в младших классах. И сейчас проверим, как вы усвоили основную терминологию по теме: по цепочке задайте друг другу вопросы по изученному материалу.

Примерные задания:

-  чтение, навык чтения, правильность, беглость, сознательность, выразительность, интонация, виды чтения, способы чтения, задачи словарной работы (обогащение словаря, уточнение словаря, активизация словаря, устранение нелитературных слов);

-  время и место проведения словарной работы (осуществляется на подготовительном этапе знакомства с художественным произведением, во время чтения (прерывание) текста, и во время анализа текста);

-  слова для словарной работы (для этапа подготовки к восприятию нового произведения отбирается небольшое количество слов, лексическое значение которых неизвестно детям (устаревшая лексика, термины и т.д.), работа с трудночитаемыми словами (длинными или со стечением согласных);

-  требования к словарной работе (слово воспринимается в контексте, должно опираться на жизненный опыт детей);

-  из каких  частей состоит словарная работа (представление нового слова, работа над его лексическим значением);

Перед вами лежат карточки, в которых вы за правильный ответ в этом задании ставите себе 1 балл.

Вы справились с поставленной задачей.

- А теперь прочитайте внимательно эпиграф к занятию: «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка»             (А. В. Текучев).  Как вы думаете, какой может быть сегодня тема нашего занятия?

 Правильно, «Словарная работа на уроках русского языка и чтения. Работа со словарями». Открываем тетради для практических и записываем тему сегодняшнего занятия.

Эвристическая беседа

Как вы думаете, актуальна ли для современной школы словарная работа? Подтвердите свое мнение, используя нормативные документы. (Зачитываются выдержки из государственного стандарта, программы)

 Действительно, вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален.

Обязательным элементом какого урока является словарная работа?

Да, словарная работа является обязательным элементом урока литературного чтения в начальной школе. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.

На занятиях устного практического курса вы уже познакомились с традиционными приемами и способами объяснения слов. И вы знаете, что на уроках русского языка в начальных классах словарная работа является одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся.

Фронтальная проверка

Назовите, пожалуйста,  еще раз традиционные способы семантизации на уроках русского языка и литературного чтения. А теперь вспомните нетрадиционные способы. Молодцы. (Оценивание).

Таким образом, перечисленные приемы представления новых слов делают словарную работу на уроках литературного чтения более продуктивной, оживляют учебный процесс, усиливают развивающую направленность урока, повышают интерес детей к изучаемому предмету.

Теперь закрепим полученные знания при помощи упражнений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: