Санкт-Петербург, 2015 10 страница

Основная задача по спасению возлагается на личный состав аварийного корабля (ПЛ, НК), который должен иметь хорошие навыки по борьбе за живучесть корабля и самостоятельному спасению. При этом решающее значение имеют состояние технических средств спасения, подготовленность (натренированность) экипажа к использованию средств индивидуальной и коллективной защиты и спасения. По медицинским показателям отдать приоритет какой-либо группе методов профилактики трудно, так как в различных ситуациях влияние разных неблагоприятных факторов различно, но всё же можно выделить основные направления деятельности.

В первую очередь, это отбор и подготовка специалистов флота для работы (службы) в чрезвычайных условиях аварийных ситуаций, в том числе и при боевых действиях. Это тренировки к неблагоприятным факторам гипербарии: токсическому действию азота, диоксида углерода, кислорода, гипоксии, переохлаждению, перегреванию, перепадам барометрического давления, к продолжительным физическим нагрузкам большой мощности. Большинство из этих методов хорошо исследованы и рекомендованы к практическому применению и продолжают совершенствоваться применительно к использованию новых видов вооружения и военной техники.

Устойчивость к токсическому действию азота может быть повышена тренировочными «водолазными» спусками в барокамере на 80 и 100 м водяного столба с экспозицией до 10-15 минут под наибольшим давлением (два раза в месяц). Одновременно при этом вырабатывается устойчивость к повышенному парциальному давлению кислорода, к дыханию газовыми смесями высокой плотности, приобретаются навыки жизнедеятельности в замкнутых объёмах, формируется психоэмоциональная устойчивость.

Плавание в бассейне и длительные физические нагрузки, тренирующие выносливость человека, позволяют также приобрести устойчивость к повышенному парциальному давлению СО2, к функциональной гипоксии. Закаливание и тепловые процедуры повышают устойчивость к переохлаждению и перегреванию, улучшают саморегуляцию систем кровообращения, терморегуляции, водно-солевого обмена.

Регулярные занятия и тренировки по водолазной и спасательной подготовке, в том числе по борьбе с пожарами и поступлением воды в отсеки корабля, позволяют выработать соответствующие навыки борьбы за живучесть и повысить психо-эмоциональную устойчивость к факторам аварийной обстановки.

Задачей корабельного врача является проверка и принятие мер по обеспечению всего личного состава медикаментами, а также обучение правилам оказания первой медицинской помощи в случае кораблекрушения. Начальник медицинской службы должен уметь оценивать обстановку в отсеках аварийного корабля, прогнозировать продолжительность жизнедеятельности личного состава и вырабатывать предложения по его спасению. Корабельный врач обязан знать и уметь оказывать медицинскую помощь потерпевшим кораблекрушение после длительного пребывания их в воде или на спасательных средствах. Неоказание медицинской (или иной) помощи людям, терпящим бедствие на море, преследуется по законам, в соответствии с международными соглашениями.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Адаптация молодого воина к условиям воинской службы и профилактика дизадаптационных расстройств. Методическое руководство. – М.; МО СССР, 1990. – 28 с.

2. Апчел, В.Я. Стресс и стрессустойчивость человека / В.Я.Апчел, В.Н.Цыган. – ВМедА, СПб., 1999. – 85 с.

3. Клинцевич, Г.Н. Выживаемость терпящих бедствие на море / Г.Н. Клинцевич – М.: Транспорт, 1977. – 96 с.

4. Комолов, Н.В. Психофизиологическая оптимизация адаптации курсантов Военно-медицинской академии в начальном периоде обучения: автореф. дис… кандидата медицинских наук / Н.В.Комолов – СПб.: ВМедА, 2003. – 24 с.

5. Матюхов, А.В. Психофизиологические основы профессиональной подготовки и деятельности младших специалистов медицинской службы: автореф. дис… кандидата медицинских наук / А.В.Матюхов. – СПб.: ВМедА, 2003. – 28 с.

6. Никитин, Е.А. Холодные глубины / Е.А.Никитин. – СПб, 1998. – 239 с.

7. Новиков, В.С. Острая гипотермия / В.С.Новиков, А.Ю.Чудаков, В.Д.Исаков. – СПб.: Наука, 1997. – 150 с.

8. Новиков, В.С. Коррекция функциональных состояний при экстремальных воздействиях / В.С.Новиков, Е.Б.Шустов, В.В.Горанчук. – СПб.: Наука, 1998. – 541 с.

9. Попов, Е.А. Профилактика, лечение и реабилитация физиогенных астений у военнослужащих (неврологические и организационные аспекты): автореф. дис… доктора медицинских наук / Е.А.Попов – СПб.: ВМедА, 1998. – 44 с.

10. Применение фармакологических средств для сохранения работоспособности личного состава ВМФ в плавании. МО СССР. – ВМФ. М.: Воениздат, 1989. – 56 с.

11. Реабилитация корабельных специалистов после длительных плаваний // Жеглов В.В., Медведев Л.Г., Щеголев В.С. – МО СССР, ВМФ, Москва-Ленинград, 1991, 145 с. (проект руководства).

12. Руководство по фармакологической коррекции боеспособности и трудоспособности личного состава ВС СССР // Чурсин И.Г. – ГАФТА, 1991. – 47 с.

13. Сохранение работоспособности плавающего состава Военно-Морского Флота. Руководство // Жеглов В.В.. Сапов И.А., Щеголев В.С. МО СССР – ВМФ, Москва, Воениздат, 1990. – 192 с.

14. Сохранение работоспособности плавсостава в экстремальных условиях: методические рекомендации // В.И.Кулешов, В.В.Скорняков / Отчет ВМедА о НИР № 151-95-п10. – СПб.: МО. ГВМУ. ВМедА, 1995. – 156 с.

15. Теория и практика медицины морских катастроф. Пособие // В.И.Кулешов, Г.В.Головяшкин. – СПб.: ВМедА, 1994. – 142 с.

16. Терещенко, С.Г. Теоретические и научно-практические основы совершенствования системы физической тренировки экипажей атомных подводных лодок в различные периоды боевой подготовки: автореф. дис… доктора педагогических наук / С.Г.Терещенко – СПб.: ГИФК им.П.Ф.Лесгафта, 1991. – 47 с.

17. Улитовский, А.Д. Особенности спасения и гибели на море личного состава подводной лодки «Комсомолец» / А.Д.Улитовский – СПб. – 1997.


Приложение 1

 


























АНКЕТА ПРОГНОЗ

 

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. Запоры у меня бывают редко.

3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

4. Временами мне так и хочется выругаться.

5. У меня часто болит голова.

6. Иногда я говорю неправду.

7. Раз в неделю или чаще я безо всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

8. Бывает, что я пропускаю передовицы в газетах.

9. Бывает, что я сержусь.

10. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

11.  Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

12.  Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других
 общественных мероприятиях.

13.  Самая трудная борьба для меня – борьба с самим собой.

14.  Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

15.  Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

16.  Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

17.  В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

18.  Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

19.  Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.

20.  Иногда у меня бывает такое чувство, что я просто должен нанести повреждение самому себе или кому-нибудь другому.

21.  В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

22.  В игре я предпочитаю выигрывать.

23.  Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

24.  Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею).

25.  Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей. Это как бы придает мне вес в собственных глазах.

26.  Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

27.  С моим рассудком творится что-то неладное.

28.  Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.

29.  Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

30.  Руки у меня такие же ловкие и проворные как прежде.

31.  Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

32.  Думаю, что я человек обреченный.

33.  Бывали случаи, когда мне было трудно удержаться от того, чтобы что-нибудь не стащить у кого-либо или где-нибудь, например, в магазине.

34.  Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

35.  Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

36.  Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

37.  В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

38.  Моя внешность меня в общем устраивает.

39.  Я вполне уверен в себе.

40.  Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

41.  Кто-то управляет моими мыслями.

42.  Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

43.  Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.

44.  Счастливей всего я бываю, когда один.

45.  Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

46.  Я любил сказки Андерсена.

47.  Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

48.  Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что о них лучше никому не рассказывать.

49.  Меня легко привести в замешательство.

50.  Я легко теряю терпение с людьми.

51.  Часто мне хочется умереть.

52.  Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

53.  Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

54.  К вопросам религии я отношусь равнодушно, они меня не занимают.

55.  Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

56.  Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

57.  У меня были очень необычные мистические переживания.

58.  Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

59.  У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

60.  Я человек нервный и легко возбудимый.

61.  Мне кажется, что обоняние у меня такое же как и у других (не хуже).

62.  Все у меня получается плохо, не так, как надо.

63.  Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

64.  Большую часть времени я чувствую себя усталым.

65.  Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

66.  Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

67.  Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

68.  Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

69.  Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым новым условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимо трудным.

70.  Мне кажется, что по отношению ко мне особенно часто поступают несправедливо.

71.  Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

72.  Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

73.  Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.

74.  На меня обращают внимание чаще, чем на других.

75.  У меня бывают головные боли и головокружения после переживаний.

76.  Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть. Никого!

77.  Мне трудно проснуться в назначенный час.

78.  Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

79.  В детстве я был капризный и раздражительный.

80.  Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов, психиатров.

81.  Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.

82.  Есть ли у Вас судимые родственники?

83.  Имели ли Вы приводы в милицию?

84.  Оставались ли Вы в школе на второй год?

 

 


Приложение 2

 

АНКЕТА САМООЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ (АСС)

 

 

На листе бумаги напишите: «Анкета самооценки состояния», Вашу фамилию, инициалы, дату и время заполнения анкеты. Затем поставьте номер каждого пункта и против номера его значение в цифрах (в баллах),  которое Вы считаете соответствующим своему состоянию:

+3 сильное повышение

+2 отчетливое повышение

+1 небольшое повышение

0 показатель не изменен

-1 небольшое снижение

-2 отчетливое снижение

-3 сильное снижение

1. Бодрость                                +3 +2 +1  0  -1 -2 -3          усталость

2. Интерес к работе          +3 +2 +1  0  -1 -2 -3          безразличие

3. Внимательность,          +3 +2 +1  0  -1 -2 -3          невнимательность,

собранность                                                                рассеянность

4. Хорошее настроение             +3 +2 +1  0  -1 -2 -3          плохое настроение

5. Хорошее общее            +3 +2 +1  0  -1 -2 -3          плохое самочувствие

самочувствие

6. Спокойствие,                +3 +2 +1  0  -1 -2 -3          волнение,

уравновешенность                                                     напряжение

7. Уверенность в себе       +3 +2 +1  0  -1 -2 -3          неуверенность

 

Приложение 3

ШКАЛА САМООЦНКИ

(Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин)

Фамилия _________________________________ Дата ________________________

_______________________________________________________________________

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. на вопросами долго не задумывайтесь поскольку правильных или неправильных ответов нет.

    Нет, это совсем не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1. Я спокоен.............................. 1 2 3 4
2. Мне ничто не угрожает................... 1 2 3 4
3. Я нахожусь в напряжении................. 1 2 3 4
4. Я испытываю сожаление.................. 1 2 3 4
5. Я чувствую себя сводобно................. 1 2 3 4
6. Я расстроен............................. 1 2 3 4
7. Меня волнуют возможные неудачи......... 1 2 3 4
8. Я чувствую себя отдохнувшим............. 1 2 3 4
9. Я встревожен............................ 1 2 3 4
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения. 1 2 3 4
11. Я уверен в себе..........................   1 2 3 4
12. Я нервничаю............................ 1 2 3 4
13. Я не нахожу себе места.................... 1 2 3 4
14. Я взвинчен.............................. 1 2 3 4
15. Я не чувствую скованности, напряженности. 1 2 3 4
16. Я доволен............................... 1 2 3 4
17. Я озабочен.............................. 1 2 3 4
18. Я слишком возбужден и мне не по себе...... 1 2 3 4
19. Мне радостно............................ 1 2 3 4
20. Мне приятно............................ 1 2 3 4

 

 

Приложение 4

ТЕСТОВАЯ КАРТА (САН)

 

Фамилия, инициалы __________________ Пол (м.,ж.)__________ Возраст ______________

 Дата____________

 


Самочувствие хорошее

Чувствую себя сильным

Пассивный

Малоподвижный

Веселый

Хорошее настроение

Работоспособный

Полный сил

Медлительный

Бездеятельный

Счастливый

Жизнерадостный

Напряженный

Здоровый

Безучастный

Равнодушный

Восторженный

Радостный

Отдохнувший

Свежий

Сонливый

Желание отдохнуть

Спокойный

Оптимистичный

Выносливый

Бодрый

Соображать трудно

Рассеянный

Полный надежд

Довольный

 

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1    2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1  0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

3 2 1 0 1 2 3

 

Самочувствие плохое

Чувствую себя слабым

Активный

Подвижный

Грустный

Плохое настроение

Разбитый

Обессиленный

Быстрый

Деятельный

Несчастный

Мрачный

Расслабленный

Больной

Увлеченный

Взволнованный

Унылый

Печальный

Усталый

Изнуренный

Возбужденный

Желание работать

Озабоченный

Пессимистичный

Утомляемый

Вялый

Соображать легко

Внимательный

Разочарованный

Недовольный

 


 



Приложение 5

 

ТАБЛИЦА С КОЛЬЦАМИ ЛАНДОЛЬТА

 


 


Приложение 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: