Терминологический диктант
При подготовке к терминологическому диктанту выполните задания и ответьте на вопросы. Используйте словарь основных философских терминов, приведенный ниже.
1. Выпишите десять понятий, которые относятся к области онтологии.
2. Выпишите десять понятий, которые относятся к области гносеологии.
3. Выпишите понятия, которые относятся к области социальной философии.
4. Выпишите понятия, которые относятся к области философской антропологии.
5. Объясните значение понятия «метафизика» как противоположного «физике».
6. Объясните значение понятия «метафизика» как противоположного «диалектике».
7. Назовите противоположные по значению термины. Объясните значение всех названных терминов.
а) детерминизм;
б) рационализм;
в) материализм.
8. Какой метод философского познания источником истинного знания полагает ощущения? эмпирический опыт? разум (врожденные идеи) человека?
ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПОНЯТИЯ
Агностицизм – течение в философии, в котором мир признается в принципе не познаваемым.
Антиномия – наличие двух суждений, противоположных по содержанию и равновероятных.
Антропологическая философия – учение о наиболее общих и существенных вопросах человека. Человек – исходный и конечный пункт философствования.
Атом (букв, «неделимый») – согласно Демокриту это мельчайшие, неделимые частицы вещества. Каждый атом вечен и неизменен, атомы не возникают и не исчезают. Количество атомов бесконечно. Они различаются величиной, формой (шарообразные, пирамидальные, крючкообразные и т.п.) и положением в пространстве.
Бытие – все, что существует. Бытие – все существующее: не только материя и сознание, идеи, чувства и фантазии людей (в широком смысле); объективный мир, существующий независимо от сознания (в узком смысле).
Гносеология – учение о наиболее общих вопросах познания (познаваем или непознаваем мир, возможности, методы, цели познания, сущность познания, что есть истина, субъект и объект познания).
Дедуктивный метод познания – новые истины добываются посредством логического вывода из общепринятых положений (т.е. путем рассуждения от общего к частному).
Деизм – это течение в философии, в котором Бог признается творцом мира, но, создав мир и вложив в него определенные законы, Бог более не вмешивается в дела мира: мир существует по своим законам. Возник в XVII в. и особое распространение получил в эпоху Просвещения.
Детерминизм – это философское учение, в котором утверждается причинная обусловленность любых явлений. Противоположное учение, допускающее существование случайных, не обусловленных явлений, называется индетерминизмом.
Диалектика – учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, рассматривает мир в развитии и движении.
Дуализм – философское учение, в котором признается существование двух первоначал бытия (чаще всего – материального и идеального). Дуалисты: Аристотель, Р. Декарт, И. Кант. См.: Монизм.
Заблуждение – это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.
Идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность. Внутри идеализма существуют два крупных течения – объективный идеализм и субъективный идеализм.
Индуктивный метод познания – общие законы науки выводятся из результатов конкретных экспериментов (т.е. рассуждение ведется от частного к общему).
Иррационализм (от лат. «irrationalis» – неразумный, бессознательный) – направление в философии, в котором ограничивается или вообще отрицается познавательная сила разума, сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму, принципиально отличная от него. Чаще всего к иррационализму принадлежат субъективно-идеалистические учения, например философия жизни (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон), экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер) и ряд других.
Истина – соответствие конкретно-чувственных и понятийных представлений объекту. Это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый субъектом объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.
Космос – в переводе с древнегреческого означает «порядок». Космос, или порядок, в античной философии противопоставлялся Хаосу как беспорядку, смешению. Живое, разумное и материальное целое.
Логос (гр. logos понятие, мысль, разум) – понятие древнегреческой философии, обозначающее разумное начало (мысль, закон, слово) бытия.
Ложь – это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.
Материализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается материя (природа).В Индии материализм с древнейших времен развивался в школе чарвака, в европейской философии у его истоков стоит Демокрит, но значительную роль материализм стал играть только начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, П. Гольбах, Л. Фейербах, К. Маркс и т.д.).
Материя (по Аристотелю) – первоматерия и материя конкретных вещей. Первоматерия – бесформенное неопределенное вещество, непознаваемое для человека, но являющееся основой для материи во всех вещах. Сама по себе первоматерия пассивна, безжизненна, не способна ничего породить; она является вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя есть лишь чистая возможность (потенция) возникновения и уничтожения вещей. Любая возникшая вещь обретает существование (становится действительностью) только в результате соединения материи и формы, привнесения формы в материю.
Метафизика – философский метод, содержащий тенденцию к созданию однозначной, статичной картины мира, к абсолютизации и изолированному рассмотрению тем или иных моментов или фрагментов бытия. Рассматривает явления и предметы в статике, покое. Необходимый элемент диалектического познания.
Метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического (в том числе философского) освоения человеком окружающего мира (материальной и социальной действительности). Метод – это знания, которые превратились в руководство к деятельности.
Методология – учение о построении и практическом применении методов. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Миф – особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.
Монизм – философское учение, в котором признается существование только одного первоначала бытия.Монистами являются все последовательные материалисты (Демокрит, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Маркс) и все последовательные идеалисты (Августин, Фома Аквинский, Г. Гегель).
Мышление – процесс оперирования конкретно-чувственными и понятийными образами (в широком смысле). Мышление – способность, имеющаяся уже при чувственном отражении действительности.
Научное знание – знание, отвечающее критериям объективности, рациональности, эссенциалистской направленности, системности, проверяемости.
Общество — обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.
Объективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т. е. вне и не зависимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т. п.).
Онтология – учение о наиболее общих вопросах бытия (бытие и небытие, материальное и идеальное бытие, бытие природы, общества, человека).Относительная истина - ограниченно верное знание о чем-либо.
Пантеизм – это течение в философии, в котором Бог (идеальное начало) и природа (материальное начало) отождествляются: нет Бога вне природы, но и нет природы вне Бога. Возник в эпоху Возрождения, его идеи развивали Н. Кузанский, Д. Бруно, а в Новое время пантеистические идеи можно обнаружить у Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, В. Соловьева.
Плюрализм – философское учение, в котором признается существование многих (более двух) первоначал бытия. В основном встречался в философии Древнего мира: например, Гераклит признавал в качестве сменяющих друг друга форм бытия Огонь, Воду, Воздух, Землю.
Прогресс - от лат. движение вперед) – определенная направленность развития в сторону более совершенного бытия. Прогресс – тип (форма), направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта.
Разум – высшая ступень логического понимания, теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины.
Рассудок – низшая ступень логического понимания, мышления, отличающееся чувственной конкретностью и ориентированная на практическую пользу.
Рационализм (от лат. «ratio» - разум) – направление в философии, признающее разум основой познания, главным орудием познания, а также критерием истины.Основы рационализма были заложены в античной философии (Парменид, Платон), но как философское направление рационализм сформировался в Новое время; его крупнейшие представители – Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
Релятивизм (от лат. «relativus» - относительный) – направление в философии, вводящее принцип относительности всякого знания, т.е. его неполноту и условность, и на этой основе отрицающее какую-либо возможность достижения объективной истины. Основы релятивизма были заложены софистами и скептиками, в Новое время релятивизм развивался в позитивизме.
Сенсуализм (от лат. «sejnsus» – чувство) – направление в философии, в котором основным источником познания признаются чувства (ощущения), они же считаются критерием истины.Основы сенсуализма были заложены в античности (Демокрит, Эпикур), но как особое направление сенсуализм сформировался в Новое время (материалистический сенсуализм – Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, идеалистический сенсуализм – Дж. Беркли, Д. Юм).
Сознание – высшая, свойственная только человеку, и связанная с речью функция мозга, которая заключается:
1) в обобщенном оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности;
2) в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результата;
3) в разумном контролировании и саморегулировании поведения человека.
Структурные компоненты сознания: 1) телесно-перцептивные; 2) логико-понятийные; 3) эмоциональный; 4) ценностно-мотивационный (ценностно-смысловой)
Социальная философия – учение о наиболее общих вопросах функционирования и развития общества, объясняет общественную жизнь.
Субстанция – предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельному существующему.
Субъективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «я». Основоположником европейского субъективного идеализма принято считать Дж. Беркли, к этому же течению обычно относят Д. Юма, И. Канта, сторонников экзистенциализма и феноменологии.
Существование – все многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии.
Сущность – смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состоянии вещи под влиянием тех или иных обстоятельств.
Философия – учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Предмет философии включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории. Философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека, само мышление.
Ценность – понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.
Экзистенция (от лат. «existentia» – существование) – человеческое существование; существование не как некое покоящееся наличие и присутствие, а как процесс утверждения этих наличия и присутствия в каждый момент времени (покуда оно не истекло), т. е. как процесс существования.
Эмпиризм – метод познания, при котором источником истинного знания признается опыт.