ИСТОРИЯ
Методические указания и тематика контрольных работ
для подготовки сотрудников УИС
По направлению подготовки 080200 Менеджмент
Факультет: экономический
Категория обучающихся: слушатели
Курсы: 1-й (заочная форма обучения)
Рязань 2012
ББК 63.3р30
И90
Рецензенты:
Ю.С. Бадальянц, доктор исторических наук, профессор (Рязанский филиал Московского института экономики, менеджмента и права);
В.В. Бурукин, кандидат исторических наук (Академия ФСИН России)
Васильева С.А.
И90 | История: методические указания и тематика контрольных работ. – Рязань: Академия ФСИН России, 2012. – 38 с. Методические указания и тематика контрольных работ составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины. Обсуждены и одобрены на заседании кафедры философии и истории 24 февраля 2012 г., протокол № 8. |
|
|
Начальник обеспечивающей кафедры
Кандидат исторических наук, доцент О.А. Тарасов
Учебно-методическое издание
Васильева Светлана Анатольевна
ИСТОРИЯ
Методические указания
и тематика контрольных работ
Технический редактор Л.И. Семочкина | Редакционно-издательский отдел |
Подписано в печать __________. | Академии ФСИН России |
Формат 60x84 1/16. | 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 |
Бумага офсетная. Гарнитура Times. | Отпечатано: Отделение полиграфии РИО |
Печ. л. 2,4. | Академии ФСИН России |
Тираж 20 экз. Заказ № _____. | 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 |
ББК 63.3р30
© Васильева С.А., 2012
© Академия ФСИН России, 2012
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Дисциплина «История» изучается слушателями на первом курсе и включает 22 часа аудиторной работы и 122 часа самостоятельной работы.
Дисциплина «История» играет важную роль в системе современного высшего образования, призванного обеспечить становление образованной, эрудированной личности будущего специалиста. Историческое образование является важным фактором формирования патриотизма у слушателей. В этой связи, курс истории развивает творческие способности, интеллектуальный потенциал, способствует освоению общечеловеческих ценностей, обладает широкими воспитательными возможностями.
Изучение курса предполагает формирование у слушателей знаний о России, ее месте и роли в мировом историческом процессе, о современном положении страны с позиций демократии и патриотизма; формирование общей культуры специалиста, и призвано способствовать социализации личности, осознанию курсантами и слушателями выбора и последующего освоения профессиональных программ образования.
|
|
Целями освоения дисциплины «История» являются:
– формирование у обучающихся фундаментальных теоретических знаний об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней;
– усвоение обучающимися уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы; формирование понимания отечественной истории как части мировой цивилизации, ее места в мире и стремления постигать и охранять общечеловеческие ценности и мир на земле;
– воспитание на основе знания истории нашей страны чувства патриотизма, гражданственности; гордости за свое прошлое;
– социализация личности, понимание своей роли в жизни общества, выработка жизненной позиции, умения оценить современные процессы, опираясь на исторический опыт;
– оказание помощи в будущей работе в органах, исполняющих наказания, в которой обращение к историческому опыту будет полезно.
Достижение поставленных целей предусматривает решение ряда конкретных задач, а именно:
– раскрыть основные закономерности и направления мирового исторического процесса, основные этапы исторического развития России, место и роль России в мировой истории, общее и особенное в истории нашего Отечества по сравнению с другими народами и государствами.
– дать представление об особенностях российского типа эволюции, специфике природно-климатических и геополитических условий развития, особенностях социального реформирования, личностного фактора и духовного начала, отношениях между государством и обществом на различных этапах развития России.
– углубить и систематизировать исторические знания, сформировать навыки аналитического мышления, позволяющего выявлять сущность стержневых событий истории и отношения между ними.
– сформировать представление о российской истории как о целостном динамичном процессе, в единстве экономики, политики, культуры.
– обучить самостоятельности при обращении к историческим источникам, помогающим оценить и духовно воспринять факты, события, поведение людей, и критичности при оценке различных интерпретаций событий отечественной истории, умению учитывать неоднозначность выводов ученых по многим проблемам отечественной истории.
Курс «История» предусматривает освещение истории России в связи с мировым цивилизационным процессом. Структурно курс состоит из четырнадцати разделов, каждый из которых открывается краткой характеристикой соответствующего периода мировой истории, в контексте которой развивалась Россия. Подавляющая часть каждого раздела посвящена собственной истории России. При этом при ее освещении и анализе берется за основу концептуальный принцип, согласно которому предполагается изложение существующих в исторической литературе мнений по наиболее важным и общим проблемам исторического процесса.
Таким образом, история России рассматривается как часть всемирного исторического процесса и как самостоятельная, имеющая свой характер, свои особенности, свой вектор развития. Изучая историю, курсант должен продемонстрировать не только знание фактов и событий, охватывающих мировую историю и историю своей страны с древнейших времен до наших дней, но и умение анализировать программный материал, понимать логику исторического процесса.
Необходимый объем знаний изложен в рабочей программе, которой и следует руководствоваться в процессе подготовки. Усвоив материал курса «История», слушатель должен продемонстрировать: а) хорошее знание фактического материала (исторические события, даты, выдающиеся личности и т.п.); б) понимание объективного хода исторического развития, закономерности возникновения тех или иных исторических событий, их влияние на судьбы народов и государств; в) умение грамотно и логично формулировать и обосновывать свою точку зрения;
|
|
Требования к уровню освоения программы. По итогам курса обучающийся должен:
Знать:
– закономерности и этапы исторического процесса, основные события мировой и отечественной истории;
– понятийный аппарат исторической науки, основные методы исследования истории;
– основной спектр концепций исторического развития, точек зрения по частным историческим проблемам.
Уметь:
– применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
– ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, применять полученные знания и умения при оценке социально-экономических и социально-политических проблем современного этапа развития отечественной истории;
– применять принципы историзма и объективности в анализе исторического материала, выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающихся ценностного отношения к историческому прошлому;
– применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня и профессиональной компетенции.
Владеть:
– навыками целостного подхода к анализу проблем общества;
– высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга;
– приемами работы с источниками исторического знания.