Инструкция для учащихся
Тест состоит из частей А и В. На его выполнение отводится 180 мин. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Часть А
Ответами к заданиям 1-10 являются цифра (число) (несколько цифр) или слово (несколько слов).
Прочитайте текст и выполните задания 1-2.
(1) Письмена Египта, изображающие людей и богов, животных и растения, небесные тела, домашнюю утварь и многое другое, с давних пор казались чем-то таинственным, доступным лишь посвященным. (2) Поэтому ещё в начале нашей эры люди античности именовали их «иероглифами», т.е. «священными знаками». (3) Точкой опоры для дешифровки иероглифов Египта стал так называемый Розеттский камень – чёрная базальтовая плита, покрытая письменами, которая была найдена во время военной экспедиции Наполеона в Египет на левом берегу Нила.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тесте. Запишите номера этих предложений.
|
|
1)Розеттский камень, найденный на левом берегу Нила, помог расшифровать египетские иероглифы – священные письмена, изображающие разные предметы и явления.
2) Египетские иероглифы, изображавшие предметы и явления, были известны только посвященным, поэтому их до сих пор не удалось расшифровать.
3) Во времена наполеоновских походов был найден Розеттский камень, который помог расшифровать древние письмена египтян.
4) Египетские письмена, с помощью которых изображали людей, животных, предметы и явления окружающего мира, впервые были обнаружены во время военной экспедиции Наполеона в Египет и получили название иероглифы («священные знаки»).
5) Египетские иероглифы, известные ещё в античности как «священные письмена», были повторно обнаружены во время военной экспедиции Наполеона в Египет на левом берегу западного рукава Нила на чёрной базальтовой плите, которая получила название Розеттского камня.
Ответ: _______________________________________
2. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ТĖЛО, -а, мн. телá, тел, телáм, ср.
1) Отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-либо веществом или замкнутой поверхностью. Твёрдые, жидкие и газообразные тела. Геометрическое тело.
2) Организм человека или животного в его внешних, физиологических формах. Части тела. Войти в тело (пополнеть; прост). Спасть с тела (похудеть; прост.). Голое тело (без одежды). Мёртвое тело (труп).
|
|
3) Часть этого организма, исключая голову и конечности, туловище. Массаж тела.
4) Основная часть, корпус чего-нибудь (спец.). Тело орудия (ствол). Тело мины. Тело поршня. Тело плотины (её основная часть). Вегетативное тело гриба (грибница). Рудное тело (скопление руды). Тело дерева (ствол).
Ответ: _______________________________________
3. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения. НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласных звук. Выпишите это слово.
мусоропровОд
квартАл
диспансЕр
щАвель
жалюзИ
Ответ: _______________________________________
4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Отец его было человек ДЕСПОТИЧЕСКОГО характера, очень умный, образованный и консервативный.
Устойчивые сочетания слов становятся более выразительными, если используются в ДИНАМИЧЕСКОМ разговорном языке.
КОМАНДИРОВАННЫЕ курсанты обеспечены общежитием.
Зноем и тишиной были охвачены улицы, ОБЕЗЛЮДИЛИ станицы и хутора.
Погода переменилась, воздух ОХЛАДЕЛ и пошёл дождь.
Ответ: _______________________________________
5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и напишите слово правильно.
пара ЯБЛОК
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
ПОЕЗЖАЙ быстрее
около ПЯТИСТА километров
ПРИЧУДЛИВОЕ очертание
Ответ: _______________________________________
6. Определите слова, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите их, вставив пропущенную букву.
одр…хлеть
заск…чить
б…гемот
прил...жение
в…негрет
Ответ: _______________________________________
7. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите слова, вставив пропущенную букву.
на…кусил, о…бросил
д…стать, пр…бабушка
беспр…мерный, пр…одолеть
з…йти, под…шел
на…бровный, по…бросить
Ответ: _______________________________________
8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется И.
спил…нный
ожида…мый
надыш…шься
утрач…нный
распущ…нный
Ответ: _______________________________________
9. В каком ряду словосочетаний пропущена одна и та же буква. Правильные ответы запишите, вставляя пропущенную букву.
1) разрисов…нная стена; замеш…нное тесто;
2) дверь навеш…ная; продукты в магазине развеш…ны;
3) выкач…нная нефть; подстрел…нная птица;
4) расстрел…нные патроны; подстрел…нная птица.
Ответ: _______________________________________
10. Выпишите слово, в котором пишется одна Н.
некрашен…ый
линован …ый
изранен…ый
былин…ый
утрен…ий
Ответ: _______________________________________
Часть В
Ответами к заданиям 1-15 являются цифра (число) (несколько цифр, (чисел)) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите слово
Князь Меньшиков (не) получил даже начального образования, однако стал первым
русским членом Лондонского королевского общества.
Некоторые рукописи писателя (не) расшифрованы.
Братьев Орловых отличали бесконечная жажда деятельности и ничем (не) обузданные страсти.
Часто вельможами становились совершенно (не) ожиданным образом.
Щуря (не) привыкшие к солнцу глаза, люди выходили из подвала.
Ответ: _______________________________________
Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
|
|
(НА) ПРАВО от беседки тянулись (НЕ) РОВНЫЕ глинистые берега.
(НЕ) СЛЫША ответа, Печорин сделал (НЕ) СКОЛЬКО шагов к двери.
(В) ТЕЧЕНИЕ мая чаще дули (СЕВЕРО) ВОСТОЧНЫЕ ветры.
Берись (ЗА) ТО, чему ты сроден, коль хочешь, ЧТО (Б) в делах успешный был конец.
(НЕ) СМОТРЯ на (НЕ) ПРЕКРАЩАВШИЙСЯ несколько дней снегопад, мы собрались в дорогу.
Ответ: _______________________________________
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить только ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Воздух был и чист и свеж и прозрачен.
2) Эти убогие жилища озарены в нашем представлении светом молодости и таланта и кажутся нам великолепнее самых красивых и величественных дворцовых зал.
3) Он носил и лето и зиму старую жокейскую кепку.
4) Всё спало кругом и в безмолвии ночи гулко и одиноко раздавались мои шаги по дороге.
5) Откуда-то набежавший ветер расслоил на западе тучи и к длинной щели прильнул немигающий глаз солнца.
Ответ: _______________________________________
4. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:
Две-три минуты он не шевелился (1) пережидая беззвучные аплодисменты зала (2) затем качнулся (3) опустив руки (4) сделал два шага к балкону и медленно отворил дверь (5) впуская внутрь дыхание ночного залива.
Ответ: _______________________________________
5. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:
Невозможно (1) конечно (2) передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык. Музыка (3) по мнению Бетховена (4) должна высекать огонь из людских сердец.
Ответ: _______________________________________
6. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:
Я думаю (1) что очень часто за советом обращаются не тогда (2) когда вовсе не знают (3) как поступить (4) а (5) когда то или иное решение уже принято про себя (6) и ожидает подкрепления извне от бесспорного авторитета.
Ответ: _______________________________________