3.2.1 Определение. Пусть , , –произвольные векторы. Возьмем векторное произведение × . Далее возьмем скалярное произведение ( × ) векторов × и . Полученное число называется смешанным произведением векторов , , (в указанном порядке) и обозначается ( × ) или .
Перечислим основные свойства смешанного произведения.
3.2.2 Если векторы , , некомпланарны и образуют правую тройку, то их смешанное произведение равно объему параллелепипеда, построенного на этих векторах, как на ребрах, т.е.
( × ) = V.
Если же векторы , , некомпланарны и образуют левую тройку, то
( × ) =– V.
Векторы , , компланарны тогда и только тогда, когда
( × ) =0.
3.2.3 ( × ) =( × ) =( × ) .
Пусть , , заданы в ортонормированном базисе , , , . Тогда
( × ) = (10)
Свойство (п.3.2.2) позволяет непосредственно или с помощью формулы (10) вычислять объемы некоторых тел. В частности, объем пирамиды с вершинами в точках , , , выражается следующим образом:
|
|
. (11)
Свойство (п.3.2.3) позволяет устанавливать, компланарны или некомпланарны векторы , , . Если векторы , , некомпланарны, то с помощью свойства (п.3.2.2) можно установить, какую тройку они образуют. А именно, если ( × ) >0, то тройка векторов , , правая, если же ( × ) <0, то тройка , , левая.
3.2.4 Пример. Доказать, что точки А(5, 7, 2), B(3, 1, –1), C(9, 4, –4), D(1, 5, 0) лежат в одной плоскости.
Решение. Найдем координаты векторов: , . Найдем смешанное произведение полученных векторов:
,
Таким образом, полученные выше векторы компланарны, следовательно точки A, B, C и D лежат в одной плоскости.
3.2.5 Пример. Вычислить объем пирамиды, вершинами которой являются точки , , , .
Решение. Рассмотрим векторы (рисунок 5): , , .
У пирамиды, построенной на векторах , , ,та же высота, что и у параллелепипеда, а площадь основания в 2 раза меньше, поэтому
.
Заметим, что векторы , , образуют правую тройку, т.к. ( × ) >0. Объём пирамиды можно было найти прямо по формуле (11), однако, если нужно найти идругие параметры тела, удобнее начинать решение с построения векторов , , .
Упражнения
3.3.1 Даны векторы , , . Найти координаты следующих векторов:
1) × ; 2) ; 3) ×( ); 4) ( × ) .
3.3.2 Найти , если известны , , :
1) , , ; 2) , , .
3.3.3 Найти площадь параллелограмма, построенного на векторах , как на сторонах.
3.3.4 Найти площадь треугольника ABC, если:
1) , , ; 2) , , .
3.3.5 Найти длину высоты треугольника ABC, если:
1) , , ; 2) , , .
3.3.6 Проверить; что векторы , коллинеарны, если векторы , , , связаны соотношениями × = × , × = × .
3.3.7 Упростить выражения:
|
|
1) ( + )× +( + )× +( + )× ;
2) ( + – )× –( + – )× +( + – )× .
3.3.8 Решить уравнение × = , где , .
3.3.9 Три силы , , приложены в точке . Определить момент равнодействующей этих сил относительно точки .
3.3.10 Векторы , , образуют правую тройку, взаимно перпендикулярны и , , . Вычислить ( × ) .
3.3.11 Пусть , , – произвольные векторы. Доказать, что:
1) (( + )×( + ))( – )=0; 2) (( – + )×( + )) =2 .
3.3.12 Найти объем параллелепипеда, построенного на векторах , , , как на сторонах. Установить, какую тройку образуют векторы , , .
3.3.13 Используя условие компланарности векторов, проверить, лежат ли следующие точки А, В, С, D в одной плоскости:
1) , , , ;
2) , , , .
3.3.14 Вычислить объем пирамиды, вершинами которой являются точки , , , .
3.3.15 В пирамиде с вершинами А, В, С, D найти длину высоты, проведенной из вершины D к грани ABС:
1) , , , ;
2) , , , .
Контрольные задания
Рекомендуемая литература [1, гл. 1, §3], [2, гл. 2, §2.13–2.17], [3, гл. 1, §1.13].
3.4.1 Показать, что четырехугольник АВСD есть параллелограмм, и найти его площадь, если , , , .
3.4.2 Определить площадь с вершинами в точках , , .
3.4.3 Упростить выражение ( + + )×( + – ).
3.4.4 Решить уравнение × = , если известны , и первая координата вектора равна 0.
3.4.5 Найти значение выражения , где – правый ортонормированный базис.
3.4.6 Доказать, что точки , , , лежат в одной плоскости.
3.4.7 Вычислить объем пирамиды, вершинами которой являются точки , , , .
Прямая на плоскости
Цель занятия: усвоение способов задания прямой на плоскости, выработка навыков решения задач, связанных с прямыми на плоскости.