Журналистика в XIX – начале XX веков: Век газеты

Журналистика XIX – начала XX веков во многом ориентировалась еще на литературные модели. Кроме того, и литература, и журналистика XIX века функционировали в едином экономическом, политическом и культурном контексте. В экономическом аспекте он характеризовался процессом модернизации и индустриализации. В политическом – демократизацией общества, становлением многопартийной системы и вовлечением все более широких масс в политическую жизнь (большинство европейцев получили избирательное право между 1848 и 1914 годами). В культурном – постепенным утверждением норм и ценностей среднего класса, победой массовой грамотности. Все это создавало весьма благоприятные условия для бурного развития периодической печати в XIX веке. В результате XIX век стал «веком газеты».

Однако все вышеперечисленные факторы способствовали все возрастающей коммерциализации прессы. Издание газет и журналов превращается в бизнес, становится способом получения прибыли. Одним из главных условий коммерческого успеха прессы стало размещение на ее страницах рекламы. В 1800 годах доходы издателей газет и журналов наполовину зависели от продажи тиража, а наполовину – от оплаты рекламодателями коммерческих объявлений. В начале XX века доходы от рекламы уже составляли 65% от общего объема доходов. С коммерциализацией прессы связан и другой процесс – ее концентрация. Происходит объединение многочисленных масс-медиа в одних руках, создание на рубеже XIX – XX веков крупных газетно-журнальных трестов, концернов, а позже, уже в 20-м столетии, мультимедийных транснациональных корпораций. Первый в истории газетный трест возник в США в 1876 году.

В производство печатной продукции постепенно внедряются новые технологии. С помощью технических усовершенствований в конце XIX века удавалось печатать до 50000 оттисков в час. В XIX веке был изобретен метод печати – стереотипия. Печатать стали не с набора отдельных литер, а с цельных металлических пластинок – матриц, которые, в свою очередь, служили формой для отливки копий оригинала (стереотипов). Это позволило децентрализировать процесс печати, производить одновременно и в разных местах копии одного издания.

В 1840 годах был открыт новый, гораздо более дешевый способ изготовления бумаги – из древесины. Быстрое развитие бумажной промышленности в Европе в XIX веке привело к росту конкуренции в этой сфере и, как следствие, к существенному снижению цен на бумагу.

 Все эти факторы не могли не отразиться и на прессе. Тиражи газет увеличились к началу Первой мировой войны до 400000 экземпляров.

Огромное значение для зарождения массовой коммуникации имело изобретение телеграфа и телефона. Создателем телеграфного аппарата в 1837 году стал американец Сэмюэль Морзе (1791 – 1872). С конца 1840 годов телеграф становится важнейшим и самым оперативным каналом передачи информации. В 1866 году был проложен телеграфный кабель, соединивший Европу и Америку. Изобретение в 1876 году телефона позволило вскоре европейским газетам обмениваться новостями, расширив тем самым источники информации. В 1880 году был изобретен телетайп.

Особое значение для распространения периодической печати имело развитие средств передвижении: железнодорожного, а в конце 19-го столетия автомобильного транспорта. Если в 1800 году путешествие из Парижа в Санкт-Петербург длилось 20 дней, то в 1900 оно занимало на поезде 30 часов.

В Англии в этот период развитие прессы шло особенно быстрыми темпами. К концу 19-го столетия число британских газет достигало 3367 наименований. Ежедневные утренние лондонские газеты в это время выходили, как правило на восьми страницах большого формата. На первой и последней страницах печатались объявления. Вторая и третья страницы были отведены под стенограммы парламентских дебатов. На четвертой странице печатались политические статьи, краткие отчеты о заседаниях парламента, объявления о театральных постановках. Шестая страница отводилась в основном информации из-за рубежа и биржевым новостям. Седьмую страницу занимала судебная хроника.

Среди ежедневных утренних политических газет, издававшихся в Лондоне, особое место занимала «Морнинг кроникл» («Утренняя хроника»), основанная в 1769 году. Газета стала особенно популярной благодаря тому, что печатала наиболее полные и достоверные отчеты о парламентских дебатах.

Основным конкурентом «Морнинг кроникл» в начале века была утренняя ежедневная газета «Морнинг пост» («Утренняя почта»), основанная в 1772 году в качестве органа тори. Именно в этой газете лондонские власти давали опровержения ложной информации и печатали официальные документы. К 1795 году издание пришло в упадок, и газета была куплена шотландцем Даниэлем Стюартом (1766 – 1846), который много способствовал ее расцвету. Стюарт придал газете либеральный характер. Он одним из первых понял значение рекламы для привлечения читателей и увеличения тиражей, всячески поощряя публикацию коротких объявлений, начал печатать их на первой странице. Вместе с тем важное место в газете занимала поэзия. Ежедневные лондонские газеты в начале XIX века ориентировались еще на достаточно образованного читателя. Стюарт привлек к сотрудничеству известных британских писателей-романтиков Кольриджа, Саути, Вордсворта, Лэма.

К 1804 году ежедневный тираж «Морнинг пост» составил 4500 экземпляров, что по тем временам было весьма значительной цифрой. Страдая от тяжелого недуга, Стюарт продал газету, после чего она становится консервативным изданием, сторонником альянса с царской Россией. Не случайно оппоненты газеты называют ее «газетой России».

В середине 50-х годов 19-го столетия газета вновь неожиданно меняет свою политическую ориентацию. Она начинает поддерживать политику тогдашнего премьер-министра, лидера вигов Лорда Пальмерстона.

На рубеже XIX – XX веков газета оставалась одной из наиболее солидных политических газет консервативного толка, широко и со знанием дела освещавших на своих страницах придворную и светскую жизнь столицы. Ее тиражи выросли до 250000 экземпляров.

Бесспорным лидером британской прессы XIX века стала лондонская газета «Таймс», авторитет и влияние которой выходили далеко за пределы Великобритании. Эта ежедневная утренняя газета была основана в 1785 году владельцем типографии Джоном Уолтером (1739 – 1812), известным в последствии под именем Уолтер I. Но подлинным творцом «Таймс» стал сын Джона Уолтера Джон Уолтер II (1776 – 1847), занявший пост руководителя газеты в 1803 году. Он хотел сделать газету независимой от конъюнктуры и от различных политических партий и групп. Под руководством Уолтера II газета выступала с резкой критикой ошибок правительства. Для того, чтобы получать независимую информацию из первых рук, «Таймс» приобрела собственные корабли, почтовые кареты, был создан институт курьеров, было создано ежемесячное курьерское сообщение между Индией и Англией. Почти до конца 19-го столетия «Таймс» сохраняла лидирующие позиции в освещении международных новостей. Газета была единственным британским изданием, имевшим широкую корреспондентскую сеть в Англии и за рубежом.

В результате информированность «Таймс» подчас превосходила информированность правительства. Именно «Таймс» первой в мире сообщила о разгроме Наполеона при Ватерлоо. Тираж «Таймс» вырос к середине 19-го столетия до 50000 экземпляров.

В 1817 году главным редактором «Таймс» стал талантливый журналист Томас Барнс (1785 – 1841) – одна из значительнейших фигур британской журналистики XIX века. При нем газета стала поставщиком сенсационных новостей огромного политического значения и достигла пика своей популярности и влиятельности. Барнс руководил газетой до самой смерти.

Его приемником на посту главного редактора стал Джон Дтлейн (1817 – 1879). При нем газета стала влиятельнейшим изданием во внешнеполитических вопросах. «Таймс» будет публиковать военные репортажи, в частности, на ее страницах будут освещаться события Крымской войны. Первым профессиональным военным корреспондентом был блестящий журналист «Таймс» Уильям Ховард Рассел.

Газету читали не только в Великобритании, но и далеко за ее пределами. В 1854 году ежедневный тираж «Таймс» достигал 50000 экземпляров, в то время как солидная «Морнинг пост» довольствовалась тиражом в 3000.

В конце XIX – XX веков «Таймс» стала органом, рассчитанным на аристократию, финансово-промышленную и интеллектуальную элиту. Она увеличила свой объем до 20 – 28 страниц большого формата. Несколько раз в неделю печатались дополнительные выпуски, целиком посвященные объявлениям. Ее тираж составлял 60000 экземпляров. Несмотря на быстрое развитие информационных телеграфных агентств во второй половине 19-го столетия, «Таймс» сохранила свою конкурентоспособность в освещении международных событий. В середине 1870 годов «Таймс» приобрела собственную телеграфную линию «Лондон – Париж – Берлин – Вена», что потребовало огромных вложений и несколько пошатнуло финансовое состояние газеты. Зато ее осведомленность в международных делах возросла, и в 1875 году рубрика «Последние новости» занимала уже целую страницу, заметно расширилась и география сообщений.

Однако к 1890 годам «Таймс» утрачивает лидерство в освещении международной жизни. Все труднее становится сочетать точность и беспристрастность подачи информации, которыми славилась газета, с оперативностью. Самым серьезным конкурентом газеты становится телеграфное агентство «Рейтер». В начале 20-го столетия газета переживала нелегкие времена: тиражи падали, начались финансовые проблемы. В этой ситуации «Таймс» сменила владельца и перестала принадлежать семейству Уолтеров. Ее новым хозяином стал газетный магнат Альфред Хармсворт (1865 – 1922), известный в истории журналистики под именем лорда Нортклиффа. Оставаясь под его руководством серьезным качественным изданием, газета искала новые способы подачи материала, в частности, используя приемы массовой прессы. Нортклифф провел модернизацию типографского оборудования и снизил цену номера с трех пенсов до одного. В результате тираж газеты увеличился к началу Первой мировой войны до 300000 экземпляров.

Главным соперником «Таймс» уже в середине 19-го столетия стали две лондонские еженедельные газеты «Дейли ньюс» (Ежедневные новости») и «Дейли телеграф» («Ежедневный телеграф»). «Дейли ньюс» стала выходить с 1846 года. Одним из ее основателей и главным редактором был Ч. Диккенс. «Дейли ньюс» - качественная и довольно дорогая газета, выступающая с либеральной политической программой. В газете был сильный раздел литературной критики. Руководство газеты сумело организовать хорошую информационную службу, создать широкую корреспондентскую сеть.

Сначала «Дейли ньюс» печаталась на восьми страницах. Позже она сократила свой объем до четырех страниц, на которых продолжала печатать прежний объем материала за счет уменьшения размера шрифта. В результате цена газеты уменьшилась вдвое, что привело к дальнейшему существенному увеличению тиражей. Вскоре примеру «Дейли ньюс» последовали другие лондонские газеты.

Первой дешевой однопенсовой английской газетой была лондонская «Дейли телеграф». Основанная в 1855 году, качественная по характеру материалов, либеральная по своей политической направленности, она в своей редакционной политике в значительной степени ориентировалась на принципы американской журналистики. Многие материалы были рассчитаны на массового читателя. Газета хотела возбудить любопытство, развлечь, поразить воображение читателей.

Ориентация английской журналистики на объективное освещение фактов и солидную информированность проявилась, в частности, в том, что важное место в структуре британской прессы заняли журналы.

В первой половине 19-го столетия доминировали общественно-политические ежеквартальные журналы-обозрения «Эдинбург ревью» («Эдинбургское обозрение») и «Куотэрли ревью» («Трехмесячное обозрение»).

Важнейшим фактором возникновения и популярности ежеквартальников стало формирование среднего класса и его интеллектуальной элиты. Этот слой, достаточно независимый экономически, имевший возможность получать солидное образование, и следовательно, подготовленный к восприятию серьезных аналитических материалов, которые и образуют ядро ежеквартальников, стал их главным читателем.

«Эдинбургское обозрение» был основан в столице Шотландии Эдинбурге в 1802 году молодым адвокатом Френсисом Джефри (1773 – 1850). Журнал был сначала либерального толка. В нем сотрудничал В. Скотт, которого с Джефри связывали дружеские отношения. В числе писавших для журнала были известные представители британской интеллектуальной элиты: историк Томас Маколой, математик Уильям Гамильтон, химик Чарльз Макинтош, писатель Томас Карлейль, крупные политические и государственные деятели.

В конце XIX века журнал стал консервативным изданием, выступавшим против социальных реформ и леворадикальной идеологии.

 Основным конкурентом «Эдинбургского обозрения» был журнал «Куотэрли ревью», основанный в 1809 году по инициативе В. Скотта, расходившегося с Джефри по политическим взглядам. Журнал задумывался как консервативный печатный орган, поддерживавший тори.

Среди общественно-политических журналов начала 19-го столетия своим политическим радикализмом выделяется еженедельник «Политикэл реджистер» («Политический журнал»), издававшийся с 1802 по 1835 годы. Его издателем был блестящий английский публицист Уильям Коббет (1762 – 1835), который последовательно выступал против тори, пропагандировал парламентскую реформу, намекал на возможность использования революционной борьбы низами английского общества. Коббет разоблачал правящую аристократию и финансовую олигархию. Тираж журнала достигал огромной цифры – 25000 экземпляров.

Кроме общественно-политических журналов огромной популярностью среди английской читающей публики в XIX – начале XX века пользовались литературно-художественные журналы. Они, как правило, были ежемесячными. Ежемесячники не имели политического влияния и веса, которыми обладали общественно-политические ежеквартальники. Литературно-художественные ежемесячники сосредотачивали внимание главным образом на литературе и искусстве. Так, например, в Великобритании именно на страницах ежемесячников печатались романы-фельетоны.

Наиболее интересным журналом такого типа был «Блэквуд мэгэзин» («Журнал Блэквуда»), основанный в 1817 году. В нем сотрудничали В. Скотт, поэты Джон Вилсон, Томас дэ Квинси, шотландский поэт Джеймс Хогг. Эти поэты придерживались консервативных взглядов.

Новые веяния в культурной жизни Великобритании на рубеже XIX – XX веков наиболее полно отразили два литературно-художественных журнала – «Йеллоу бук» («Желтая книга») и «Саввой». «Йеллоу бук» выходил в Лондоне с 1894 по 1897 год и представлял эстетизм и декадентское движение в Англии. Необычная желтая обложка журнала была призвана эпатировать читателя, заявить об антитрадиционалистской установке издания.

Вокруг этого журнала группировались писатели, близкие символизму: ирландский писатель Уильям Батлер Йейтс, английский писатель, теоретик символизма Артур Саймонс, американский писатель Генри Джеймс, английские поэты Эрнст Доусон, Джон Девидсон. Признанным авторитетом для авторов, печатавшихся в «Йеллоу бук», был английский писатель, историк искусства и художественный критик Уольер Пейтер.

Литературным редактором журнала был англо-американский писатель Генри Харлэнд (1861 – 1905). Харленд родился в Санкт-Петербурге, учился в Риме, затем в Гарварде и Парижском университете. Он начал свою литературную карьеру в Нью-Йорке как автор новелл и коротких рассказов. В конце XIX века он переехал в Лондон.

В 1897 году журнал прекратил свое существование, но его приемником стал «Савой», который под руководством А. Саймонса продолжил традиции «Йеллоу бук», став главным печатным органом английских декадентов последних лет уходящего столетия.

В Соединенных Штатах Америки шел процесс быстрого развития прессы. По количественным показателям американская пресса опережала европейскую. Число периодических изданий в США увеличивалось гораздо быстрее, чем в какой-либо из европейских стран, что было обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, стремительным ростом численности населения за счет эмигрантов из Европы и его рассредоточением по огромным пространствам. Во-вторых, той легкостью, с какой в США можно было основать газету, поскольку для этого не требовалось никакого специального разрешения властей, ни больших денег, так как американские периодические издания не облагались, в отличие от европейских, высокими налогами. Чтобы основать небольшую местную газету, было достаточно 500 долларов. В результате, если в 1775 году в английских колониях в Америке было 35 газет, то в 1810 году их количество в США возросло до 358. Импульс развитию американской периодической печати дала Война за независимость 1775 – 1783 годов. Разногласия между английской метрополией и колониями выплеснулись на страницы газет, которые стали мощным оружием в борьбе за независимость.

Вместе с тем ни одна американская газета в первые десятилетия 19-го столетия по степени своей влиятельности на политическую ситуацию в стране и на общество не могла идти ни в какое сравнение с крупнейшими английскими или французскими газетами. В Америке газету было легко основать, но ее трудно было сделать влиятельной, ибо конкуренция между изданиями была очень высокой.

Региональный характер американской прессы был обусловлен государственным устройством США, состоящих из многочисленных штатов. Американские читатели столичным газетам предпочитали региональные издания. Для американцев местные новости были важнее и интереснее общенациональных.

Отличительной чертой американской прессы было то, что большинство газет выходило с еженедельной периодичностью, лишь некоторые появлялись три раза в неделю, а ежедневные издания были исключением. Только к середине века количество ежедневных газет возрастает, но преобладание еженедельной прессы сохраняется.

По сравнению с западноевропейской прессой, общий литературный уровень американской журналистики в начале 19-го столетия был относительно невысоким. Европейцев удивлял резкий, зачастую грубый тон полемики в американских периодических изданиях. Оскорбления, клевета, грубая брань в адрес политических противников было обычным явлением на страницах американской прессы. Одной из причин этого было то, что по уровню образованности американские журналисты заметно уступали своим европейским коллегам.

Начало XIX века стало прологом к бурному развитию американской прессы. Президентство Т. Джефферсона (1801 – 1829) было отмечено усилением либеральных тенденций в жизни американского общества. Президент выступал за неограниченную свободу прессы.

Тридцатые годы XIX века ознаменовали начало нового этапа в развитии американской прессы, что было связано, прежде всего, с зарождением дешевой массовой печати. Первые американские газеты были довольно дороги. Острая конкуренция между периодическими изданиями привела к появлению многочисленных дешевых газет. Если в Европе 1830 годов дешевые издания были единичными, то в США цена номера ежедневной газеты в 1833 году – шесть центов, а некоторые крупные газеты снизили стоимость номера до одного-двух центов.

Газеты стали основным ежедневным чтением широких слоев населения. Американцы предпочитали их книгам не только потому, что книги были дороги, но и потому, что газеты в большей степени соответствовали их образовательному уровню, направленности интересов, складу национального характера. США по распространенности и уровню начального образования перегоняли даже некоторые страны Европы, но люди с высшим образованием были скорее исключением.

Американская пресса осознавала себя прежде всего как коммерческое предприятие, продукт, поставляемый на информационный рынок. Индустриализация и коммерциализация прессы в США имела более интенсивный характер, чем в Европе.

Тем не менее издержки по выпуску газет не покрывались за счет тиража. Основным средством покрытия издержек и приобретения прибыли в американской прессе были объявления. Удельный вес объявлений в структуре американских газет был огромен. В дешевых газетах они занимали половину номера. Подобная ситуация только упрочилась на рубеже XIX – XX веков.

На рубеже XIX – XX веков зародилась и стала заметным явлением американской журналистики «желтая пресса» с ее установкой на скандальность и сенсационность. Широкое распространение получили религиозные периодические издания, журналы для домашнего чтения, модные и детские журналы, наметилась тенденция к четкой дифференциации периодических изданий на общественно-политические, литературно-художественные, специальные научные, иллюстрированные и развлекательные. В конце 19-го столетия газеты и журналы в США печатались на двадцати пяти языках. Объем крупной американской газеты увеличился до двенадцати полос при семиколонной верстке. Воскресные выпуски были еще больше.

Влиятельнейшим изданием являлась ежедневная нью-йоркская газета «Нью-Йорк трибьюн» («Нью-Йоркская трибуна»), основанная в 1841 году Хоресом Грили (1811 – 1872), ставшим впоследствии одной из самых значительных фигур в американской журналистики. Он одним из первых понял, что с повышением уровня образования в широких слоях американского общества растет потребность разобраться в происходящем вокруг. В своей газете Грили печатал серьезную информацию политического, научного содержания, статистические отчеты, отчеты правительства. Он стал родоначальником редакционных статей (передовиц) в американской прессе, содействовавших распространению идей, мнений, платформ разных политиков и политических партий. Он привлек к сотрудничеству в свою газету поэтов, философов, ученых. В разное время в газете печатались Ч. Диккенс, Т. Карлейль, Г. Торо, Р.-У. Эмирсон, М. Фуллер, К. Маркс.

Образцом и лидером качественной американской прессы на рубеже XIX – XX веков стала газета «Нью-Йорк таймс» («Нью-йоркские времена»), основанная в 1851 году. Однако лучшей американской газетой «Нью-Йорк таймс» стала после того, как ее купил в 1896 году Адольф Окс (1858 – 1935), которому удалось соединить традиции высокого журнализма с удачным коммерческим проектом. В период засилья массовой дешевой газетной периодики, расцвета «желтой прессы» «Нью-Йорк таймс» являла образец серьезного и респектабельного издания, которое стало площадкой для обсуждения серьезных социальных проблем. В газете качественному анализу подвергались вопросы политики, религии, международной жизни, искусства. Газета прославилась бесстрашными журналистскими расследованиями и разоблачительными материалами.

Руководство газеты придавало большое значение тональности публикаций, соблюдению правил хорошего тона, приличий. Будучи дорогим изданием «Нью-Йорк таймс», добилась довольно высоких тиражей. В 1900 году тираж газеты составлял 82000 экземпляров, а через десять лет - уже 192000.

Однако облик американской журналистики на рубеже XIX – XX веков определяла все-таки не респектабельная «Нью-Йорк таймс», а дешевая массовая газетная периодика.

Дешевые газеты родились в США раньше чем в Европе. В 1833 году Бенжамин Дей (1810 – 1899) основал первую нью-йоркскую дешевую газету «Нью-Йорк сан» («Солнце Нью-Йорка». Ее номер стоил всего два цента вместо обычных шести. Издержки на производство покрывались за счет широкой публикации объявлений: треть газетного номера отводилось под них. Вместо распространения газеты по годовой подписке Дей организовал розничную продажу, наняв группу мальчишек-распространителей, которые стали продавать газету на улицах.

Основное содержание газеты составляли городские новости о судебных процессах, самоубийствах, пожарах, грабежах. «Сан» публиковала подробные репортажи с места преступления, сенсационные материалы. Политической информации отводилось очень мало места. Газета ориентировалась на широкую читательскую аудиторию. В 1833 году тираж газеты составлял 5 000 экземпляров, а за два года он вырос до 19000. В 1837 тираж уже был 30000 экземпляров.

На ту же аудиторию, что и «Сан», рассчитывала другая дешевая ежедневная газета «Нью-Йорк геральд» («Нью-Йоркский вестник»), основанная в 1841 году. Ее создателем и главным редактором был Джеймс Беннет (1795 – 1872).

В отличие от «Сан» «Нью-Йорк геральд» была более разнообразна по материалу и жанрам. На ее страницах печатались эссе, проповеди, иностранные известия, военные репортажи, отчеты об экспедициях в экзотические страны. Именно в этой газете рождается жанр репортажа. В 1871 году Беннет посылает своего сотрудника Стенли на поиски пропавшей в Африке экспедиции Ливингстона. Газета регулярно печатала отчеты о поисках, что привлекло к ней много новых читателей. Значительное место в газетном номере занимали рекламные объявления. Беннет стал первым публиковать биржевые вести. Газетой была создана широкая корреспондентская сеть.

К 1860 годам тираж газеты достиг 60000 экземпляров. Первый номер газеты вышел на четырех страницах, а в 1860 годы газеты печатались на семидесяти двух страницах, отпечатанных мелким шрифтом.

Серьезные литературно-художественные журналы появились в США в конце 18-го – начале 19-го столетия. В 1799 году Чарльз Браун (1771 – 1810) начал издавать журнал «Америкэн ревью энд литтерэри джорнэл» («Американское обозрение и литературный журнал»). В нем давались критические оценки литературным произведениям, выходившим в США.

Самым респектабельным американским журналом в XIX веке был «Норт америкэн ревью» («Североамериканское обозрение»), основанный в 1815 году. Журнал провозглашал в качестве важнейшей задачи создание американской национальной литературы, выступал с националистических позиций, отстаивал идею исключительности США.

«Североамериканское обозрение», исходя из идеи признания социальной и воспитательной функции литературы, критично оценивал многие произведения Байрона, Гете, Шиллера и других крупнейших писателей Европы, называя их агентами европейского влияния. Почти все более или мене значимые писатели США XIX века сотрудничали в этом издании.

Другим оплотом националистических настроений американской интеллигенции стал журнал «Никербокер», основанный в 1833 году. В нем сотрудничали крупные писатели США: В. Ирвинг, Г. Лонгфелло, У. Брайент, Дж. Уиттьер и др. Основная идея журнала заключалась в том, что американская литература должна создаваться исключительно на националистическом материале, изображать реалии американской действительности. В журнале действовал постоянный штат литературных критиков и рецензентов, писавших специально для него.

Одним из самых успешных проектов американской журналистики XIX века стал ежемесячный журнал «Харперс мэгезин» («Журнал Харпера»), основанный в 1850 году. Это было богато иллюстрированное издание на 144 страницах, ориентированное на богатых читателей. Журнал печатал эссе, биографии, путевые заметки, произведения английской литературы, научные статьи.

Среди журналов рубежа XIX – XX веков выделяется «Норт америкэн ревью» («Североамериканское обозрение»), а также журналы «Сенчери» («Век») и «Ревью оф ревью» («Обозрение обозрений»). Последний был основан в Англии, а в 1899 году в США появилась его американская версия.

Владельцы журналов постепенно осознали доходность рекламы и пытались создать журналы, более доступные для широкой публики по цене и содержанию. Цена качественных журналов того времени составляла примерно 35 центов. В 1880 – 1890 годы появились первые дешевые массовые журналы «Космополитен» («Космополит»), «Мэнсиз мэгэзин» («Журнал Менси»), «Макклюрс» («Журнал Макклюра»). Стоимость номера этих журналов колебалась от 10 до 15 центов.

Дешевые журналы отличались широтой и разнообразием тематики. Это были журналы «общего интереса», использовавшие приемы подачи материала, выработанные массовой газетной периодикой (иллюстрации, броские заголовки и т.д.).

К концу XIX века сократилось количество религиозных журналов, журналов по вопросам торговли, зато процветали женские журналы, такие, как, например, «Лэдиз хоум джорнэл» («Домашний журнал леди»), первым из американских изданий достигший в 1904 году миллионного тиража.

В целом к началу XX века диверсификация журнальной периодики усилилась. Журналы различной тематики все более ориентируются на свою специфическую читательскую аудиторию, стремясь полнее удовлетворить ее вкусы. Это позволяло не только читателям, но и рекламодателям быстрее найти «свой» журнал.

В целом, подводя итог истории развития американской журналистики в XIX веке, необходимо отметить, что некоторые особенности американцев наложили отпечаток на журналистику, определив ее своеобразие. Деловитость, практицизм американцев обуславливали более интенсивную, по сравнению с Западной Европой, коммерциализацию американской прессы, то огромное место, которое занимала в ней реклама. Напряженный ритм жизни в США в значительной степени сформировал основной принцип американской журналистики: быстрота, оперативность подачи информации в ущерб ее точности. На первый план выдвигается «желтая пресса» с ее установкой на массового читателя и сенсационность.

Если в начале XIX века американская журналистика ориентировалась на лучшие образцы западноевропейской (прежде всего британской) прессы, то на рубеже XIX – XX веков происходит американизация многих европейских периодических изданий, заимствовавших приемы привлечения широкой читательской аудитории, разработанные журналистикой США.

Франция в XIX веке сохранила свой статус одной из ведущих европейских держав, где пресса играла важную роль. В стране, которую на протяжении столетия сотрясали социальные катаклизмы, пережившей два государственных переворота и три революции, пресса была в эпицентре политических страстей.

Одной из влиятельнейших французских газет 19-го столетия была «Журналь де деба» («Газета споров»), владельцем которой с 1799 года стали братья Бертен. Под их руководством она превратилась в серьезную, респектабельную газету, выражающую интересы крупной буржуазии. В начале XIX столетия газета имела самые высокие тиражи (около 8000 экземпляров). По содержанию газета была достаточно разнообразна, хорошо информирована.

В 1805 году «Газета споров» по настоянию Наполеона выходит под новым названием - «Имперская газета». После отречения Наполеона газета вернула себе прежнее название. Здесь печатаются обширные отрывки из работы консервативного французского мыслителя Шатобриана «О Бонапарте и Бурбонах». С этого момента газета заявила о себе как периодическое издание, стоящие на позициях умеренного консерватизма.

В период Реставрации газета «Журналь де даба» была в умеренной оппозиции к Бурбонам. Газета выходила тиражом 13000 экземпляров. В период Июльской монархии «Журналь де деба» выступала с консервативных позиций как защитник властей, порядка и выступала против свободы, либеральных тенденций.

В конце XIX века «Журналь де деба», несмотря на падение тиражей, оставалась одной из влиятельнейших консервативных парижских газет. Она выступала за конституционную монархию. Материалы газеты отличались аналитизмом, а стиль серьезностью. «Журналь де деба» не боялась печатать длинные аналитические статьи по вопросам политики, экономики, финансов. В газете был сильный отдел литературно-художественной критики.

Популярность газеты отчасти объясняется ее тесными связями с влиятельными политическими и финансово-промышленными кругами (в частности, с Ротшильдом). Другая причина ее долголетия – готовность приспосабливаться к новым условиям и изменяющимся правилам политической игры. «Журнал де деба» выходила во Франции до Второй мировой войны.

Самой известной газетой Франции, которая не потеряла своей влиятельности и популярности, и сегодня является газета «Фигаро». Она была основана в 1825 году Морисом Алуа. Расцвет газеты связан с именем крупного парижского издателя Жана Вильмессана (1812 – 1879). Он купил «Фигаро» в 1854 году и за короткое время превратил ее в одну из самых влиятельных и популярных французских газет. Сначала газета позиционировала себя как «неполитическое издание», скорее развлекательного, юмористического характера. Первостепенное значение для Вильмессана имели доходы, получаемые от газеты.

Для осуществления поставленных задач необходимо было покорить читателя непосредственностью стиля публикаций, разнообразием информации. «Фигаро» удалось этого добиться. В результате тиражи газеты росли. С 1856 года «Фигаро» выходит два раза в неделю. С 1866 года становится ежедневным изданием.

Пика своей популярности и влиятельности «Фигаро» достигла в конце XIX – начале XX века. После того, как во главе газеты в 1880 году встал Франсис Маньяр (1837 – 1894), тональность газеты стала более серьезной, улучшилось качество информации и литературных материалов.

Тираж «Фигаро» к 1880 годам достиг 80000 экземпляров. Газете удавалось сохранять высокие тиражи благодаря разнообразию помещаемых в ней материалов. «Фигаро» в этот период была единственной парижской газетой, имевшей широкую сеть корреспондентов, присылавших ей свои репортажи из разных уголков Франции и из-за границы. «Фигаро» стала первой французской газетой, которая стала выходить на шести страницах, в то время, как другие выходили на четырех страницах.

Первой парижской дешевой газетой стала «Пресс» («Пресса»). 1 июля 1836 года выходит ее первый номер «Пресс». Годовая подписка стоила всего 40 франков вместо обычных 80. Разница покрывалась за счет публикации объявлений. «Пресс» начала с тиража в 10000 экземпляров. Через 12 лет ее тираж составил почти 64 тысячи. Номер газеты продавался всего за одно су. Замысел состоял в том, чтобы продавать дешевле, но больше.

«Пресс» представляла собой новый тип газеты энциклопедического характера, чрезвычайно богатой самыми разнообразными материалами (политика, коммерция, наука, сельское хозяйство, театр, искусство, религия, беллетристика и т.д.). «Пресс» стала первой печатать романы с продолжением, романы-фельетоны. У истоков жанра романа-фельетона стояли Оноре де Бальзак, А. Дюма-старший, Ф. Сулье, Эжен Сю.

Особое место во французской журналистике занимали две парижские еженедельные сатирические газеты республиканского направления – «Карикатюр» («Карикатура») и «Шаривари» («Гвалт»). Создателем обеих газет был Шарль Филипон (1800 – 1862). Его газеты завоевали любовь французов, прежде всего многочисленными карикатурами.

На рубеже XIX – XX веков появляются и дешевые массовые газеты. Образцом такой прессы являются «Пти паризьянен» («Маленький парижанин»), «Пти журналь» («Маленькая газета»), «Матен» («Утро»), и «Журналь» («Газета). Общий тираж этих газет достигал 4,5 млн. экземпляров.

Эти издания, как правило, поддерживали культ армии, колониальные захваты, германофобство. Много места на их страницах отводилось криминальной хронике, романам-фельетонам и рекламе. Под патронажем этих газет проводились автогонки, велогонки, спортивные состязания, полеты на аэропланах.

Интересной газетой во Франции этого периода времени была газета «Эксельсиор», которая позиционировала себя как издание для тех «кто не умеет читать». Она стала выходить в Париже с 1910 года. В «Эксельсиоре» были широко использованы фотографии в качестве иллюстрированного материала. Установка на сенсационность была одним из факторов огромного успеха издания. Тираж газеты достигал 100 000 экземпляров.

Во французской журнальной периодике этого периода времени наибольшей популярностью пользовались журналы-обозрения, дававшие широкую панораму европейской и культурной жизни. Самыми известными из них были «Ревю де де монд» («Обозрение двух миров») и «Ревю де Пари» («Парижское обозрение»).

«Ревю де де монд» был основан в 1831 году. В состав редколлегии входили Жорж Санд, А. де Мюссе, Ш.-О. Сент Бев. Журнал с самого начала был ориентирован на интеллектуальную элиту французского общества, отличался серьезностью тона, обстоятельностью и глубиной публикуемых материалов. Здесь были опубликованы многие произведения О. Бальзака, Ф. Стендаля, П. Мериме, А. де Виньи, В. Гюго, Ж. Санд и др. Постепенно журнал становится одним из лучших в Европе.

В 1893 году журнал возглавил Фердинанд Брюнетьер (1849 – 1906). При нем «Ревю де де монд» становится оплотом литературного и политического консерватизма. На рубеже XIX – XX веков в журнале сотрудничали и печатали свои произведения крупнейшие французские писатели: А. Франс, Г. де Мопассан, П. Лоти, П. Бурже, М. Баррес, А. де Ренье и др.

Конкуренция дешевой ежедневной прессы и новых журналов не позволяла «Ревю де де монд» существенно увеличить число своих подписчиков. Журнал сохранял небольшой, но постоянный, и что особенно важно, влиятельный контингент читателей, представляющий академическую, политическую и военную элиту Франции. В 1874 году журнал насчитывал 18000 подписчиков, в 1885 – 26 тысяч, в 1914 – 40000. В 1939 году журнал распространялся в 39 странах мира.

«Ревю де Пари» был основан в 1829 году Луи Дезире Вероном (1798 – 1867). По его задумке журнал должен был объединить молодые литературные таланты. Вместе с тем Верон хотел сделать свой журнал престижным, предназначенным для высшего общества. В осуществлении этой цели Верон проявил настойчивость, упорство и деловую хватку. В «ревю де Пари» были впервые опубликованы «Ванина Ванини» Стендаля, «Этрусская ваза» Мериме, отрывки из «Шагреневой кожи» Бальзака, его роман «Отец Горио», а также новеллы «Эликсир долголетия», «Красная гостиница».

Самым авторитетным и значительным литературно-художественным журналом на рубеже XIX – XX веков был ежемесячник «Меркюр де Франс» («Вестник Франции»). Основанный Альфредом Валлеттом в 1889 году журнал являлся оплотом символистов. Однако он был открыт и для представителей других литературных и художественных течений. До Первой мировой войны «Меркюр де Франс» - своеобразная панорама современной авангардистской литературы и искусства. Здесь печатались П. Клодель, А. Жид, Ф. Мориак, П. Валерии, А. де Ренье, О. Вилье де Лиль-Адан, А. Жарри, Р. де Гурмон, Ж. Ренар. В журнале публиковались произведения и зарубежных авторов (Новалис, Т. Гарди, Р. Киплинг, Ф. Ницше. Г. Уэллс, М. Горький и др.).

В Германии на рубеже XIX – XX веков развитие печати шло медленнее, чем в передовых западноевропейских странах (Англии и Франции). Причиной была не только раздробленность Германии, но и суровая цензура, установленная немецким правительством еще в 18-м столетии.

Многочисленные цензурные ограничения привели к тому, что в начале XIX века немецкая пресса довольствовалась бесстрастным изложением фактов и была сдержана в комментариях. Значительную долю публикуемых материалов составляли письма, авторы которых рассказывали о тех или иных событиях. Немецкие периодические издания не стремились навязать читателю свою точку зрения, отличались серьезностью тона и хорошей осведомленностью в различных сферах. В начале XIX века немецкие периодические издания практически не публиковали объявлений. Лишь к 1830 годам объявления займут значительное место в немецких газетах и журналах.

Толчком к развитию политической прессы в Германии стала Великая французская революция и последовавшие в ее результате наполеоновские завоевания. После присоединения в 1794 году левого берега Рейна к Франции началось оживление общественно-политической и культурной жизни не только на левобережных территориях, но и по всей Германии. Господствовавшие в среде немецкой интеллигенции литературно-эстетические интересы сменились политическими спорами. Французское влияние на определенном этапе оказалось благотворным для немецкой журналистики. Произошел всплеск периодической печати, появились многочисленные новые газеты и журналы. На левобережных территориях была провозглашена свобода печати.

В 1798 году в Берлине была основана политическая газета «Альгемайне цайтунг» («Всеобщая газета»), ставшая одной из самых влиятельных в 19-м столетии немецких политических газет не только в Германии, но и во всей Европе. Ее основателем был крупный немецкий издатель, барон Иоганн Фридрих фон Котта (1764 – 1832). Газета представляла собой либеральное издание, выступавшее за реформы в Германии и отличавшееся богатством материала, хорошим литературным качеством. Котта стал публиковать большое количество материалов неофициального характера (путевые заметки, частная корреспонденция и т.д.), что было не характерно для немецких газет того времени. Кроме того, она представляла широкий спектр мнений на актуальные политические проблемы.

«Альгемайне цайтунг» была весьма лояльна к французскому присутствию на немецких территориях, чего нельзя сказать о некоторых других немецких газетах. Так, издаваемая в Берлине в 1810 – 1811 годах вечерняя газета «Берлинер абендблеттер («Берлинские вечерние листки»), была органом консерваторов, выступавшим против французского влияния. Статьи, публикуемые в ней, представляли собой соединение немецкого патриотизма, доходящего до национализма, и ненависти ко всему французскому.

Крупнейшей региональной немецкой газетой была «Кельнише цайтунг» («Кельнская газета»). Она стала не только самой читаемой немецкой провинциальной газетой, но и изданием с мировым именем. Газета была выразительницей взглядов крупной немецкой либеральной буржуазии. Она пропагандировала идею примирения с монархией, выступала в защиту интересов народа, но в пределах законности. В 1870 – 1890 годах газета стала опорой Бисмарка и защитницей его имперской политики. Она выступала за укрепление военной мощи Германии, колониальные захваты.

Серьезным оппонентом либеральной прессы стала основанная в 1848 году газета «Нойе пройсише цайтуенг» («Новая прусская газета»), монархическое издание, выражавшее интересы прусского политического класса, юнкерства и лютеранского духовенства. Газета защищала монархию Гогенцоллернов.

Особое место в немецкой политической периодике середины 19-го столетия занимает ежедневная революционно-демократическая газета К. Маркса (1818 – 1883) «Нойе райнише цайтунг» («Новая рейнская газета»), выходившая в Кельне в 1848 – 1849 годах. В состав редакционного комитета входили Ф. Энгельс, талантливые немецкие поэты Г. Веерт и Ф. Фрейлиграт.

 В своей внешнеполитической стратегии газета выступала с резкой критикой монархической Англии, юнкерской Германии и царской России как оплота европейской абсолютистско-феодальной реакции.

На страницах газеты были представлены различные жанры: статья, информационная заметка, рецензия и корреспонденция, фельетон, обзор печати. Газета регулярно печатала материалы о рабочем движении в Германии и других странах. «Нойе райнише цайтунг» неизменно выступала за свободу прессы, в поддержку преследуемых демократических изданий и их журналистов.

19 мая 1849 года газета была закрыта, и К. Маркс выслан из Пруссии.

В начале XIX века необходимость либеральных реформ стала очевидной для немецкой интеллигенции. Спор шел о преобразованиях немецкого общества. Одни считали, что для того, чтобы изменить народ, необходимо сначала улучшить условия его жизни, другие (Гете, Шиллер) - что для решения этой проблемы необходимо пойти путем эстетики, ибо только через красоту идет путь к свободе. Выразителем этой программы стали литературные журналы «Хорен», основанный Шиллером (1759 – 1805) в 1795 году, и «Пропилеен», основанный Гете (1749 – 1832) в 1799. Оба издания освещали в основном эстетические вопросы, проблемы состояния современной культуры и литературы. В первых трех номерах «Хорен» опубликовал эссе Шиллера «Письма об эстетическом воспитании человека», статьи Гете, Фихте, Гердера, Гумбольта. Но данные издания не имели успеха у немецкого читателя.

Одним из первых изданий, в которых в начале XIX века осуществился переход от литературно-художественной проблематики к политической, стал журнал «Дойче Меркур» («Немецкий Меркурий»), издававшийся немецким писателем К.-М. Вилландом (1733 – 1813) в Веймаре. В своих статьях на политические темы журнал приветствовал Французскую революцию, требовал радикальных реформ в Германии, призывал последовать примеру Франции.

На рубеже XIX – XX веков в Германии по количеству наименований журналов издавалось больше, чем газет, что свидетельствовало о довольно высоком культурном уровне немецкого читателя, который уже не довольствовался просмотром свежей, но лаконичной газетной информацией, предпочитая более глубокий анализ явлений. Самый большой читательский интерес вызывали журналы по сельскому хозяйству и домоводству. На втором месте были литературно-художественные журналы. Своеобразной панорамой духовной жизни Германии конца 19-го столетия стали журналы «Унзере цайт» («Наше время»), выходивший с 1850 по 1891 год, и «Дойче рундштау» («Немецкое обозрение»), основанный в 1874. В них начинали свой творческий путь Т. Манн и Г. Гауптман. Литературная, театральная, артистическая жизнь страны подробно освещалась на страницах журнала «Кунстварт» («Страж искусства»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: