Проблема развития познавательных интересов учащихся уже давно занимает лидирующие позиции у педагогов. Еще в Древней Греции Сократ учил своих учеников искать истину и мыслить логически. Жан-Жак Руссо создал условия обучения, которые побуждали учеников к познавательной деятельности, чтобы каждый мог найти ответ на вопрос, рассуждая нестандартно. Песталоцци и другие учителя придерживались принципа самообучения, то есть ученик не только получал готовые знания, но и получал их самостоятельно. Более широкое рассмотрение этой проблемы состоялось в педагогике 20 века.
Прежде чем понять такое понятие, как «познавательный интерес», следует выявить два ключевых определения, а именно «познание» и «интерес». Определение " познание "можно рассматривать в нескольких формах:
• способность мысленного восприятия и обработки внешней информации [18];
• творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире [19];
• процесс приобретения и обновления знаний, деятельность людей по созданию понятий, схем, образов, понятий, обеспечивающих воспроизведение и изменение их бытия, их ориентацию в окружающем мире [11].
В нашей работе мы присоединяемся к точке зрения Ю.Б. Зотова [14] считаем, что познание – это активная деятельность индивида, носящая творческий и интеллектуальный характер, необходимая для развития и становления человека как личности, которая способна воспринимать и перерабатывать информацию из окружающего мира.
Психолого-педагогический словарь рассматривает понятие "интерес" в следующих значениях:
• эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся мотивацией этой деятельности [29];
• это активная когнитивная ориентация человека на объект, явление или деятельность, связанная с позитивным эмоциональным отношением к нему (А. Н. Леонтьева); [39]
• это особый психический механизм, побуждающий человека к деятельности, приносящей эмоциональное насыщение (Б. И. Додонов) [20];
• интересы включают динамические тенденции, которые определяют структуру ориентации личности и развиваются вместе с ней;
• форма проявления интереса, обеспечивающая ориентацию индивида на осознание целей деятельности;
•пристальное внимание к чему-либо, стремление понять суть, узнать, понять веселье, важность (Д. Н.Узнадзе) [45].
• особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять занимательность, значительность (Д.Н. Узнадзе)[45].
Таким образом мы установили – многочисленные специалисты: мыслители, психологи и преподаватели возвращались к проблеме о познавательном интересе в разные периоды, и по этой причине подход к значению познавательного интереса развивалось под возздействием социально-политических и этико-моральных тенденций того периода. Наиболее ранние попытки установить такое понятие как «интерес» попадаются в работах таких древнейших философов, как Квинтилиана и Аристотеля.
Марк Фабий Квинтиллиан четко указал, что способность преподавателя состоит в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к обучению, что является основной обязанностью учителя и является образцом нравственного поведения и мастерства преподавательских навыков. [39]
Я.А.Коменский сконцентрировал своё внимание на вопросе развития интереса, в известной своей «Великой дидактике», Коменский представляет свой совет о том, чтобы всеми возможными способами разжигать горячее стремление к знаниям у детей. Вопрос интереса занял важную роль в педагогической системе Иоганна Гербарта – педагога и психолога. [22]
Если интерес ранее был рассмотрен как предпосылка для овладения знаниями, то Иоганн Гербарт возвел познавательный интерес к целям обучения. Чтобы исследовать проблему интереса, Иоганн Гербарт попытался выяснить, что такое интерес, типы интереса (общий и прямой), взаимосвязь интереса и желания действовать (интерес имеет активное начало) а также с самим действием. Иоганн Гербарт говорил о том, что развитие прямых многосторонних познавательных интересов должно быть самой важной задачей образования. Иоганн Гербарт раскрыл сущность такого понятия как «многосторонний интерес» и выделил шесть типов интересов, развитие и воспитание которых должно происходить в определенных академических дисциплинах:
· эмпирический – интерес к окружающему миру;
· умозрительный – к причинам вещей и явлений;
· эстетический – к прекрасному;
· симпатический – к близким людям;
· социальный – ко всем людям;
· религиозный.
Основой развития интереса он считал возбуждение и поддержание внимания. В первый круг этих учебных предметов, по мнению И. Гербарта, входят естественные науки. [22]
Основой развития интереса он считал возбуждение и поддержание внимания. В первый круг этих учебных предметов, по мнению И. Гят естественные науки. [22]
В контексте собственной педагогической теории вопрос интереса детально был рассмотрен К.Д. Ушинским - в своей теории он психологически аргументировал интерес в обучении. Однако только лишь во 2 половине 20 столетия была разработана целостная теория познавательного интереса. [43]
Большое вложение в разработку этой теории привнесла Г.И. Щукина - питерский педагог-ученый. Раннее считали что интерес является вопросом психологии., сейчас же вопрос познавательного интереса впервые был рассмотрен с точки зрения педагогической науки. Проблемный вопрос познавательного интереса является центральным в системе идей Галины Ивановны Щукиной - интерес ученика к предмету, обучению изучается в ее работах.
Действительно, выдающиеся специалисты - психологи 20 столетия, такие как: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев и другие, изучали данное общенаучное явление, раскрыв его психологическую суть. Именно Галина Ивановна Щукина, создала теорию познавательного интереса в педагогическом плане, позднее к ней присоединились ее ученики - они исследовали познавательный интерес с точек зрения психологии и дидактики,а также технологии обучения.
Такие психологи - педагоги как: Л.И. Божович А.Н. Леонтьев Н.Г. Морозова Л.С. Славина и другие, считали что наиболее ценный мотив образовательной деятельности является интерес. Многие из их трудов на тему познавательного интереса были основаны на трудах С. Л. Рубинштейна.С. Л. Рубинштейн давал описание, в собственных работах, познавательному интересу как наиболее ценному мотиву обучения, извлекающему «строительный материал» из внешнего мира.
Педагоги и психологи поднимают вопрос о возможности осуществлять контроль, исследовать присутствие познавательной заинтересованности у детей, уровень формирования его характеристик. Направленные (регулятивные) процессы также рассматриваются как показатель заинтересованности к познаниям: сосредоточение внимания, незначительное отвлечение, желание справиться с трудностями, пробовать различные методы достижения цели [46].
На сегодняшней стадии развития образования проблема познавательной активности обучающихся обретает особенную значимость в связи с тем что наука и техника высоко развита и постоянно совершенствуются. В связи с тем что наука и техника стремительно развиваютя в обществе востребованы образованные люди, умеющие быстро разбираться в окружающей среде, размышлять без помощи других, также являться независимыми от стереотипов.
Так что же такое познавательный интерес? Опираясь на С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева мы можем говорить о том, что психологические процессы, представляющиеся составляющей познавательного интереса, представляют собой не сумму определений, а особые, своеобразные взаимоотношения. Интерес – предпологает под собой как бы слияние многих психических процессов, которые сформировывают конкретный тон деятельности, особые состояния личности (удовольствие от хода преподавания, стремление основательнее понять предмет заинтересованности, познавательная деятельность, переживание неудачи и стремления воли для их преодоления) [36].
Когнитивный интерес представляет немаловажную значимость в образовательном процессе. И.В. Метельский [39] определяет познавательный интерес следующим образом – он пологает, что интерес - это интенсивная познавательная направленность, которая связанна с позитивными психологическими отношениями к исследованию обьекта с радостью обучения, преодоления проблем, формирование успеха, самовыражения и подтверждения развития личности. Г.И.Щукина, в особенности увлеченная изучением интереса к познанию в педагогике, определяет его следующим образом - познавательный интерес выступает перед нами ровно как избирательная нацеленность личности, направленная в сферу познания, ее субъективную сторону и процесс овладения знаниями [47].
Согласно суждению Г. И. Щукиной, говоря об формировании познавательного интереса, мы предполагаем его развитие от простой и неустойчивой формы - любопытства, до наиболее высокой - теоретического интереса, характеризующегося точной ориентацией на определенную предметную сферу, желанием узнать непростые теоретические вопросы и проблемы:
1. Любопытство - это наипростейшая стадия,которая вызывается внешними нежданными и необычными обстоятельтвами, какае притягивают интерес детей. Увлекательность способена быть первоначальным толчком с целью раскрытия заинтересованности, методом привлечения заинтересованности к обьекту, содействующим переходу заинтересованности со простой ориентацией вплоть до наиболее стабильного когнитивного интереса.
2. Любознательность - это значимое положение личности, характеризующееся желанием человека проникнуть за пределы того, что он заметил. На данной стадии развития интереса, изумление и восхищение от познаний выражаются довольно сильно.
3. Познавательной активностью характеризуется когнитивный интерес, ценностной мотивацией, в которой позновательные мотивы занимают главную роль. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениями в законах познания.
4. Теоретический интерес: известные теоретические вопросы, в свою очередность, применяются в качестве инструментов познаний. Данный этап определяет человека как деятеля, субъекта, креативного человека.
Все эти этапы взаимосвязаны и представляют собой наиболее сложные комбинации. Когнитивный интерес обогащает и активизирует не только процесс познавательной деятельности, но и любую другую деятельность человека, поскольку у каждого из них есть когнитивный принцип. Поэтому задача педагогов - развивать познавательный интерес и формировать познавательную, творческую активность учащихся, направлять учащихся на сложном пути формирования личности, мировоззрения и понимания мира.
У каждого из нас есть свои, уже проверенные способы активизации познавательного интереса, которые мы сознательно либо интуитивно используем в образовательном процессе. Как отметила Г.И. Щукина, познавательный интерес выступает основным драйвером деятельности индивида, его познавательной деятельности. [4]
Как нам известно, овладение содержанием образования и развитие интеллекта не является прямым отражением педагогических влияний. Педагогические влияния извне нарушаются внутренними обстоятельствами субъекта, его личностью. Главной характеристикой человека является его связь с окружающей средой, его интересы. Интерес, с которым ребенок воспринимает различные явления, является мотивом, который регулирует не только восприятие субъекта, но и развитие мышления. С интересом к природе, природе, социальным явлениям студент начинает интенсивно наблюдать, замечать явления, самостоятельно мыслить и делать выводы. В ходе такой познавательной деятельности интерес развивается и способствует психическому развитию [24].
Если интерес к познанию систематически укреплять и развивать это будет формировать основу для позитивного отношения к обучению, а также влиять на ход психических процессов, таких как: внимания, мышления, памяти, восприятия, которые под его влиянием приобретают особую активность и привлекательность.
Действие познавательного интереса и его влияние на деятельность и личность студента неоднозначны, по мнению Г.И. Щукиной в учебном процессе говорит по-разному:
1. Когнитивный интерес является одной из основных движущих сил обучения студентов. Под влиянием познавательного интереса даже обучение слабых учеников может осуществляться более эффективно. Когнитивный интерес работает как мотивация к обучению - он стимулирует студентов к самостоятельной деятельности. Если они заинтересованы, учебный процесс становится более активным и творческим, что будет влиять на рост интереса. Независимое проникновение в новую область знаний, преодоление трудностей вызовет удовлетворение, гордость и успех, то есть создаст позитивный эмоциональный фон, характеризующий интерес. [36]
2. Значение познавательного интереса выходит далеко за рамки образовательного процесса. При правильной организации учебно-методической деятельности и воспитательная деятельность ведет учащихся к познавательному интересу, который, спеособен и должен стать устойчивой личностной чертой учащихся и оказать значительное влияние на их развитие. Как черта личности, познавательный интерес способен выражаться во всех ситуациях, также его любопытство возможно применять во всех ситуациях и при любых обстоятельствах.
3. Когнитивный интерес является мощнейшим инструментом для обучения. Преподаватель часто использует интерес к познанию в качестве инструмента обучения, и в его действиях используются методы, которые вызывают непосредственный интерес учащихся. Учитель опирается на привлекательные свойства предметов, явлений, событий и процессов.
Если наблюдается отсутствие интереса у учащихся – это свидетельствует о том, что есть серьезные недостатки в организации обучения. Когнитивный интерес определяет количество функций, которые он выполняет в познавательных процессах учебной деятельности, а также направление, в котором используется познавательный интерес. Галина Ивановна Щукина функции обучения, какие возможно адаптировать к функциям познавательного интереса:
1. Образовательная - интерес используется для улучшения результатов и удовлетворения деятельности учителя и ученика. Интерес снимает стресс, усталость, утомляемлость и прокладывает путь для наиболее свободного и легкого приобретения знаний.
2. Воспитательная - когнитивный интерес не только включается в структуру личностных черт, но также проникает и в характерологические черты. Любознательность, участие в текущих событиях, пытливость - все это важно и проявляется при любых обстоятельствах жизненных действий. С несколько тонким оттенком личного опыта (когнитивного, морального, эстетического) все поняли, что отношения более тесно связаны с эмоциональными выражениями. Познавательный интерес прямо связан с установлением позитивных, полезных отношений в образовательном процессе. [21]
3. Развивающая функция – когда познавательный интерес можно представить неким аккумулятором всех значимых, важнейших для человека процессов, непосредственно и тесно увязанных с его избирательным подходом к образовательной деятельности, к совокупности познаний. Именно поэтому процесс познания представляет собой значительное препятствие для равнодушного и безразличного отношения учащихся к образовательному процессу, а также к учебному заведению в целом. Когнитивный интерес имеет отношение каждому из внутренних процессов, разделяющих уверенность, личное участие, эмоциональную и умственную активность.
4. Когнитивно-познавательный интерес значительно обогащает процесс обучения. Взаимный обмен ЗУН-ми, рациональными методами деятельности, основанными на интересах стимулирует как эмоциональный тонус образовательно - познавательной деятельности, так и продуктивность такой деятельности. В образовательной среде с развитыми стабильными положительными интересами отсутствует потребность в установлении и поддержании дисциплины с использованием внешних средств для противодействия невниманию, беспокойству и нарушению порядка.
Принимая во внимание то, что познавательный интерес выполняет все эти функции, перечисленные выше, единство деятельности преподавателя и учащегося в образовательном процессе имеет место быть лишь в том случае, когда обучение эффективно, продуктивно, без вреда и потерь.
Современные исследования в данной области также затрагивают различные составляющие, из которых состоит структура когнитивного интереса. Исследования Г. И. Щукиной посвящены изучению наиболее значимых компонентов познавательного интереса. К данным компонентам относятся:
1. Эмоциональная составляющая, которая характеризуется прежде всего позитивным отношением к деятельности, процессу деятельности и наиболее ярко проявляющаяся в процессе взаимодействия с другим человеком (например, при оказании помощи, проявлении интереса, а также в форме положительных эмоций в процессе осуществления совместной деятельности со взрослым и со сверстниками);
2. Интеллектуальная составляющая, связанная непосредственно с развитием мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация). Их Г. И Щукина именует "ядром когнитивного процесса" и непосредственно увязывает с направленностью детских вопросов о свойствах и характерных особенностях изучаемого объекта, а также с поиском новых, нетрадиционных способов решения познавательных задач;
3. Нормативный компонент. Отражает стремления, цель, разрешение трудностей, процесс принятия решений, концентрацию внимания, отношение к полученным результатам, развитие способностей мышления, связанных с самооценкой и самоконтролем, необходимыми в ходе осуществления такой деятельности;
4. Творческая составляющая, выражающаяся в самостоятельном переносе методов деятельности, усвоенных в предыдущих периодах, в новую, нестандартную ситуацию путем объединения ранее известных методов деятельности в некую новую деятельность, а также в проявлении способности к оригинальной мыслительной деятельности. Творчество в ходе совместного взаимодействия взрослого и ребенка также способствует проявлению воображения, способствует более активному применению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, а также определению перспектив решения задач в иных условиях, на других материалах.
Насыщенность деятельности, мотирование к раскрытию существующих проблем, взаимообмен мыслями об чтении книги, получение обширного спектра информации - все данное содействует эффективности образовательных и общественных взаимосвязей учащихся, воспитанию и укреплению коллективных устремлений.
Г.И. Щукина в познавательном интересе отличает эмоциональный, интеллектуальный (когнитивный) и волевой компоненты в соответствии с рисунком 1.
В интерес вплетены эмоциональные проявления – ощущение внезапности, ощущение надежды нового, интеллектуальное удовлетворение, успех. В умственной деятельности, которая проходит под воздействием познавательного интереса, проявляется интенсивный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач. Волевые проявления: поисковые инициативы, самостоятельность в приобретении знаний, формулирование задач на пути к познаниям. [19]
Рисунок 1- компоненты познавательного интереса
Когнитивный и волевой компоненты являют собой базу для возникновения положительных эмоций, являющихся, в свою очередь, основой для проявления интереса. Эмоционально-познавательные процессы в данном случае являются ведущими и логически приводят к возникновению интереса. В познавательном интересе, непосредственно связанным с объектом, волевой компонент отсутствует. По мнению Н.Г. Морозовой [41], сама сущность интереса проявляется во взаимодействии между когнитивными и эмоциональными процессами, которые, в свою очередь, мотивируются самим процессом деятельности. Тем не менее, данные волевые процессы мы относим не непосредственно к самому интересу, а к мотивированной данным интересом познавательной деятельности.
По мере дальнейшего изучения компонентов можно перейти непосредственно к вопросу определения уровней познавательного интереса. Для учащихся одной и той же группы познавательный интерес может характеризоваться разным уровнем развития и различной природой его проявлений, что обусловленео разным опытом, а также харектерными способами индивидуального развития. Принято различать определенные уровни познавательного интереса и, как считает Г.И. Щукина, по результатам определять пути его развития и создавать условия для его формирования:
1-ый элементарный уровень развития познавательных интересов проявляется в форме заинтересованности учащегося во внешней занимательности содержании знаний, а также интересных фактах в описании неких конкретных явлений. Основой для ее формирования является репродуктивная и факто-логическая деятельность, творческая деятельность начинает проявляться в виде стремления к самостоятельной реализации поставленных задач. Педагогическое воздействие на этой возрастной стадии заключается в создании и поддержании положительного эмоционального отношения к содержанию знаний и непосредственно к самому образовательному процессу.
2-ой уровень развития познавательных интересов будет являться характерным для учащихся, которые уже начинают проявлять интерес к поиску неких причинно-следственных связей, к их самостоятельному установлению, с целью понимания основных характеристик предметов и явлений. Уровень творчества проявляется также и в стремлении к раскрытию сущности изучаемых явлений и процессов; интеллектуальная составляющая познавательных интересов начинает все более превалировать над эмоциональной. Педагогическое воздействие на учащихся на данном уровне развития должно быть построено на том, чтобы стимулировать желание к самостоятельному изучению биологических процессов и явлений, выявлять и нахдить пути решения проблем, а также суть изучаемых понятий. Этот процесс тесно связан с усложнением характера деятельности, которая носит описательный и поисковый характер. [50]
3-ий уровень – это уже высший уровень развития познавательных интересов, и связан он со стремлением у учащихся усвоить глубокие теоретические, мировоззренческие и методологические знания, их умением выполнять действия своим особым, им присущим образом, а не по стандарту, образцу. Основой этого уровня является творческая деятельность, а в качестве основного компонента познавательных интересов здесь выступает волевой компонент, проявляющийся в форме желания приобрести необходимые знания самостоятельно. Этот уровень развития познавательных интересов должен формироваться путем организации среди учащихся регулярных самостоятельных исследований. Формирование наивысшего уровня когнитивных интересов прямо указывает в данном случае на существование познавательных потребностей.
Исходя из вышеперечисленных характеристик уровней, представляется возможным говорить уже о необходимых условиях, соблюдение которых будет способствовать формированию, развитию и усилению познавательного интереса у учащихся:
-обеспечить максимальную поддержку активной умственной деятельности студентов,
- обеспечить формирование познавательных интересов и личности в целом - состоит из направления образовательного процесса на оптимальный уровень развития учащихся,
- эмоциональная атмосфера обучения, позитивный эмоциональный тонус учебного процесса,
- благоприятное общение в образовательном процессе. Эта группа условий включает отношения «ученик-учитель», «ученик-родители и близкие», «ученик-коллектив». [49]
Подводя итог всему рассмотренному выше, можно сделать соответствующие выводы о том, что работа, посвященная повышению познавательного интереса, будет оправдана во всех отношениях, так как она будет способствовать повышению качества знаний, способствовать повышению общего уровня развития учащегося, поможет преодолевать трудности, привносит радость в жизнь учащегося, а также оказывает серьезное влияние на всю природу обучения в целом, совершенствуя методы обучения, способствует стремлению к образованию и самообразованию и поднимает всю личность учащегося на более высокий уровень.