Теоретические предпосылки развития познавательного интереса студентов художественного училища

Введение

Актуальность. Сегодня, в условиях стремительной смены ценностных парадигм общества, увеличение объема информации приобретает особое значение для развития когнитивной сферы личности, которая неуклонно возрастает с течением времени. Человек, особенно учитель, должен понимать область мозаичной культуры. Искусство оказывает комплексное влияние на развитие личностных качеств, включая познавательные аспекты, развитие личностных качеств, ценностных ориентаций, способствующих познанию окружающего мира, а также познанию самого себя.

Важное место в профессиональной подготовке современных художников занимают дисциплины художественно-эстетического цикла.

Содержание дисциплин состоит из специальных дидактических единиц-таких как художественные явления. Художественные явления - это те культурные явления, которые интегрируют духовные достижения человечества, выражают общечеловеческие духовные ценности и являются носителями конкретно выраженной информации о мире и человеке в виде художественных образов.

Современные требования к учителю таковы, что необходимо использовать все возможные средства для стимулирования процесса развитие когнитивного интереса студентов как профессионала качества личности. В начале профессиональной карьеры художника очень важно развивать в нем личностные качества, ценностные ориентации, которые в будущем будут призваны определить его продолжение профессиональное развитие. Один из них просто познавательный интерес, который появляется в данном случае как основа, как «ядро» профессиональной культуры учащегося - будущего художника. [7]

Зарубежные и отечественные эксперты в области психологии и педагогики подчеркивают противоречие между потребностью современного общества в обучении и развитии самостоятельного заинтересованного лица и, в то же самое время, недостаточным уровнем развития существующих ныне педагогических условий для реального и решительного достижения данной цели на всех этапах обучения. Поэтому в настоящее время в педагогике идет интенсивный поиск способов и путей рациональной организации учебного процесса, который бы мог осуществлять стимулирующее развитие познавательной деятельности и интересов учащихся. [1]

На современном этапе развития в обществе востребованы профессионально компетентные и само-реализованные личности. Развитие этого типа личности и профессионала представляется невозможным без высокого уровня развития навыков самообразования и саморазвития. Развитие познавательного интереса - это сложная и комплексная задача, решение которой во многом определяет дальнейшую эффективность учебной деятельности студента.

Объект исследования- организация учебного-воспитательного процесса в художественном училище;

Предмет исследования- процесс развития познавательного интереса студентов художественного училища;

Цель исследования - разработка и экспериментальная проверка методических рекомендаций по развитию познавательного интереса студентов художественного училища на занятиях изобразительным искусством.

Гипотеза исследования: использование разработанных нами методических рекомендаций, развитие познавательного интереса студентов художественного училища будет более эффективно. 

Задачи исследования:

- изучить понятие и сущность познавательного процесса, его функции, компоненты и основные уровни;

- раскрыть специфику развития познавательного интереса студентов художественного училища к изобразительному искусству;

- разработать учебно-методическое обеспечение занятий, направленное на развитие познавательного интереса студентов художественного училища;

- сформулировать методические рекомендации по организации занятий изобразительным искусством;

- проанализировать и оценить эффективности развития познавательного интереса студентов художественного училища

Теоретико-методологическая основой исследования это работы известных психологов и ученых-педагогов, которыепосвящены особенностям формирования и развития познавательного интереса студентов. В данной работе представлены труды таких педагогов и психологов как: В. И. Блиновым, Ю. К. Бабанский, В.Г.Ивановым, Г. И. Куцебо, В. В. Краевский, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковым, А.Н.Леонтьевым, В. Ю. Питюковым, К.М. Рамоновой, М. Н. Скаткиным, С.Л. Рубинштейным, К.Д. Ушинским, Г.И. Щукиной и другие.

Методы исследования: анализ и синтез, систематизация и классификация, сравнение и обобщение.

База исследования. Исследование проводилось на базе ГБУ ПО РМЭ «Йошкар-Олинское художественное училище». В исследовании принимали участие студенты 1 курса, по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям), в количестве 16 человек.

Теоретическая значимость и научная новизна данного исследованиязаключается в разработке современных прогрессивных методов развития познавательного интереса в процессе осуществления среднего профессионального образования, в том числе современных подходов к процессу обучения (личностно-ориентированных, социально-ориентированных, деятельностных) на примере занятий по изобразительному искусству.

Практическая значимость заключается в том, что материалы и результаты этого исследования возможны к использованию преподавателями профессионального образования, мастерами профессионального образования, методистами в учреждениях дополнительного профессионального образования для организации и проведения аудиторных занятий и внеаудиторных по специальным дисциплинам, мастерами производственного обучения, также студентами педагогического института при прохождении ими учебной или производственной практики.

  Структура дипломной работы: титульный лист, содержание, введение, теоретической и практической главы, заключение и список используемых источников и литературы.



Теоретические предпосылки развития познавательного интереса студентов художественного училища


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: