Название

Первые шаги

Схема газетного материала

На получение информации

ЗАПРОС

Я являюсь работником электронного/печатного СМИ под названием «…». В настоящий момент я занимаюсь освещением темы «….». Учитывая, что в вашей компетенции находится рассмотрение и разрешение интересующей меня темы, руководствуясь ст.18 п.2-1 Закона РК «О СМИ»

ПРОШУ:

1) предоставить информацию на тему (указываете содержание информации) в течение трех дней.

______________(Ф.И.О., подпись)

30/11/2004

Если вы задумали написать свой первый (или сто первый) материал в газету или в тонкий глянцевый журнал, но не знаете, как к этому подступиться, вам поможет одна полезная схема. Но прежде — цитата из "Справочника для журналистов стран Центральной и Восточной Европы", книги, излагающей основы американской журналистики: "Для успешной работы репортерам необходимо иметь особые свойства характера и профессиональные навыки, начиная с честности, любознательности и аккуратности. Они обязаны распознавать новости, то есть такую информацию, которая будет интересна и полезна читателям, видеть факты, из которых может сложиться потенциальный материал, улавливать связи между разрозненными на первый взгляд данными, которые на самом деле есть части целого". А теперь всмотритесь в эту схему:

• Название
• Вводка
• Основной текст
• Подпись автора

Именно из этих частей состоит подавляющее число газетных и журнальных статей. Это схема самого распространенного варианта печатного журналистского материала. Поговорим о каждом "прямоугольнике" отдельно.

Заголовок газетного материала — первое, на что обращает внимание человек, просматривая газету и решая, что именно ему "почитать". Конечно, если на полосе есть эффектная фотография, то прежде читатель рассмотрит ее. Но именно по названию текста человек определит, будет ли он его читать. И если вы не потрудились придумать достойный заголовок к своему материалу, то люди могут его просто не заметить. И весь ваш труд пойдет насмарку. О чем нужно помнить, чтобы этого не произошло:

Заголовок должен быть эффектным. Его предназначение — заинтересовать, заманить читателя, возбудить любопытство. Он должен быть вызывающим и агрессивным, претендуя на внимание читателей. Сочный, яркий, броский, кричащий, интригующий, прямо-таки притягивающий к себе заголовок — мечта многих газетчиков.

Если предыдущее правило учит "эффектности" названия, то это — его "эффективности". Заголовок должен говорить читателю, о чем пойдет речь в материале. Это главная функция заголовка. Человеку важно быстро понять, "что именно" написано в статье, репортаже, очерке, корреспонденции или интервью. И только потом его начинает волновать, "как именно" это написано.Поэтому "козыряйте" сразу — не прячьте "тузы" своей информации в середину материала. Показывайте их уже в названии (или во вводке). Иначе люди могут просто не узнать об их существовании, решив читать другие материалы — поданные привлекательнее. Иногда полезно дать заголовок одним-двумя интригующими словами, а всю информативную часть спустить в подзаголовок.

Оригинальность, экстравагантность, экстраординарность заголовка очень важны: людям это нравится. Но ожидания читателей, спровоцированные интригующим заглавием, должны быть оправданы текстом материала. Иначе люди разочаруются и отныне всегда будут остерегаться работ "этого автора". Обещали сенсацию — подавайте сенсацию. А если материал на это "не тянет" — лучше не преувеличивайте, не делайте "зазывных" заглавий. Ведь именно по заголовкам статей любой газеты читатели судят, насколько она честна с ними. Рассказывает правду или делает из каждой пролетевшей мимо редакции мухи сенсацию. Если в газете все названия "кричащие", то среди них теряется то, которое действительно имеет на это право — оправданное дальнейшим текстом. Вспомните басню Льва Толстого о мальчике, который слишком часто кричал о волках.

Чем меньше слов будет в названии, тем лучше. Психологи выяснили, что в идеале газетный заголовок должен состоять не более, чем из пяти слов, а каждое слово — не более, чем из шести букв. Это максимальное количество знаков, которое улавливает среднестатистический человек при 6eглом просматривании газетной полосы. Обычно люди "пробегают" глазами страницы, обращая внимание прежде всего на фотографии и заголовки статей. И практически никогда не прочитывают всю газету целиком — от корки до корки. Делайте выводы. Иногда можно дать и длинный заголовок—каким-то устойчивым, всем известным выражением. Если оно угадывается с первых слов (а значит, можно и не дочитывать), то, скорее всего, оно сработает. Но все же лучше не рисковать. Короткие названия хороши уже только потому, что при верстке их набирают огромными буквами. А длинные — маленькими, которые на полосе просто теряются.
Конечно, это не так-то просто — в двух словах дать понять читателю, о чем пойдет речь в материале. Да еще и так, чтобы ему сразу захотелось прочитать все от начала до конца.

Иногда помогает такой прием: представьте, что кабинет редактора вашей газеты на 33-ем этаже, а лифт, телефон, компьютер - все не работает. И вот вы бежите по лестнице вверх, чтобы рассказать свой материал. Пробегаете 20-ый этаж, 21-ый... И когда наконец-то вы добираетесь до редактора, то дыхания у вас хватает только на полслова. Вот именно эти полслова и могут стать хорошим заголовком.

Или другой прием: представьте, что вы в командировке и узнали нечто сенсационное. И вам надо срочно отправить в редакцию телеграмму, чтобы уже завтра в газете вышла эта информация с обещанием подробностей в следующем номере. Вы бежите на телеграф и вдруг с ужасом обнаруживаете, что кошелек украли и денег у вас — всего на четыре слова. Что вы напишете?

Подытоживая разговор о газетных заголовках, повторим главное: хорошее название всегда а) сообщает читателю, о чем материал, и б) заинтересовывает его, "заманивает". Расстановка "а)" и "б)" здесь не случайна: журналисту важно помнить о приоритете того, "что именно" говорится в названии, над тем, "как именно" это говорится.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: