Софокл. Эдип-царь (Эписодий второй)

Глава II. Софокл (ок. 496г. - 406г. до н.э.)

Пер. С. Апта

Кассандра

Предводитель хора

Я в дом войду, рыдая о своей судьбе

Кассандра

Предводитель хора

Кассандра

Предводитель хора

Кассандра

Предводитель хора

Кассандра

Предводитель хора

Кассандра

1302 Но слов таких не говорят счастливому.

1305 Что там такое? Почему ты пятишься?

Ой, ой!

Что ты стонешь? Страх какой привиделся?

Дохнули стены кровью человеческой.

Да нет же. Это дух от жертв заколотых.

1310 Как из могилы на меня повеяло.

Я слышу запах ладана сирийского.

И Агамемнона. Вот жизнь и кончилась.

Увы, друзья!

Как вспугнутая птица над кустарником,

Я заметалась. Вы об этом вспомните,

Когда за гибель женщины, за смерть мою,

Жена заплатит, а за гибель мужа - муж.

Такого дара гостья ваша требует.

1320 Мне жаль тебя, несчастная пророчица.

Еще лишь слово. Это по себе самой

Плач поминальный. Я молю последний свет

Всевидящего солнца, чтоб врагов моих,

Моих убийц, такая же постигла смерть,

Как и меня, рабыню беззащитную.

Талант Софокла раскрывается в эпоху Перикла, при власти которого Афины переживали высочайший подъем в государственном развитии. Перикл покровительствовал искусству, поэтому его всегда окружали скульпторы, ученые, поэты, философы. Духовная атмосфера способствовала тяготению Софокла, верного друга вождя афинской демократии, к размышлениям над вечными проблемами жизни, главным из которых был вопрос о возможностях человеческой воли и предопределении судьбы.

В то время, когда Эсхилу довелось участвовать в знаменитой битве при Саламине, Софокл удостоился чести приветствовать его в хоре мальчиков среди других победителей. Впоследствии соперник седого Эсхила по греческой сцене, Софокл более двадцати раз одерживал победы в состязаниях трагиков, ни разу не отдав никому, в том числе и знаменитому предшественнику, пальму первенства в этом искусстве. Именно ему довелось затмить на подмостках театра могучего Эсхила. Секреты его сценической удачи кроются в умении увидеть скрытые противоречия жизни. Выходец из семьи с хорошим достатком, он получил неплохое образование и сумел приложить свои способности не только в искусстве, но и в политике: он занимал должность казначея государственной кассы, являлся стратегом, жрецом бога Асклепия. Софокл был очень плодотворен, до нашего времени дошли семь полных трагедий, основанных на материале мифа («Аякс», «Трахинянки», «Антигона», «Эдип-царь», «Эдип в Колоне», «Электра», «Филоктет») и отдельные отрывки на мифологические сюжеты. Произведения Софокла отразили новые веяния в обществе с приходом к власти Перикла, но обнажили и многие язвы своего времени. Так, одной из обозначившихся проблем становится изменение идеологических законов. Во-первых, на смену устоявшимся нравственным устоям приходят новые, в которых вековые божественные законы отходят на второй план, уступая воле отдельного верховного властителя; во-вторых, сам человек начинает жить собственным устремлением; в третьих, между отдельной личностью и обществом назревает кризис, связанный с усилением индивидуализации.

Трагический конфликт в произведениях Софокла обозначен именно данным кругом проблем: Антигона жертвует собой, отстаивая прежние нравственные законы, главный из которых неписаный божественный (священный религиозный обряд погребения); царь Эдип оказывается в зависимом положении от божественного предопределения; противопоставлены интересы отдельного человека и государства в трагедии «Филоктет», чести и благородства в «Аяксе». Софокл в трагедиях подвергает своеобразной проверке силы, возможности человеческого разума на свободу от божественной воли, выбирая предназначение судьбы.

Софоклу принадлежит заслуга дальнейшего реформаторства трагедии: он пишет сюжетно и идейно законченные трагедии, не трилогии. Его волнует конкретная судьба отдельного человека, а не целого рода, как у Эсхила; вводит в произведение третьего актера (у позднего Эсхила третий герой появляется в «Орестейе»), поэтому его герои более индивидуализированы, лишены (при ее сохранении во внешнем изображении) былой монументальности, жизненны. Перед нами уже характеры, а не схематичные изображения человеческой природы. Глубже раскрыть образы позволяет прием контрастного изображения героев - сильная духом Антигона и безвольная Исмена. Как отмечал Аристотель в «Поэтике», автор трагедий «Антигона», «Царь Эдип» создает героев «такими, какими они должны быть» в жизни; иное отношение к хору - Софокл сокращает ролевое участие хора, что придает композиции в целом большую динамичность, использует сцены коммоса (партии хора, отличающиеся наивысшим эмоциональным напряжением), прием перипетии - переход к неожиданному развитию действий, быстрый обмен репликами (стихомифия).

В трагедиях Софокла герой идет навстречу судьбе, он сам делает шаг к ней, несмотря на различные божественные предостережения. У него есть своя жизненная позиция. Он мыслит и рассуждает без оглядки на божественную волю. В этом трагедия человека и устремление его к возвышенности духа. Особенностью произведений автора является то, что трагична судьба не только главного героя, но и тех, кто включается в ширящийся круговорот. Например, в трагедии «Антигона» героиня осознанно встает на путь смерти, поступая вопреки царскому указу и гибель ее влечет за собой смерть Гемона, сына Креонта, не смиряющегося с потерей любимой, смерть Эвридики, которая не смогла пережить утрату сына. Развивается цепь неслучайных трагических развязок.

Действие трагедий Софокла основывается на приеме контраста, полярности, что позволяет полнее раскрыть образы. Софокл намеренно сталкивает волю Креонта - человека, наделенного властью, признающего только собственное решение, с божественным предопределением, которое отстаивает Антигона. Движимая лишь внутренней духовной силой, она совершает тайный обряд погребения над преданным проклятью братом Полиником, глубоко сожалея об одном, что умирает никем не оплаканной. Как и Креонт, она сама выбрала свой жребий судьбы. Никто не подталкивает ее к трагическому решению. Между тем в партиях хора постоянно говорится о роке, в котором звучит предостережение судьбы. Антигона никого не слышит, идет по зову сердца, оказываясь в одиночестве. Она идет до конца по однажды избранному пути.

Действие трагедии движимо волей и поступками героев. Заметны усиление внутренней силы Антигоны и проявление душевной слабости у Креонта. Особенно этому способствуют речевые реплики (стихомифии), монологи героини, вскрывающие природу трагического противостояния. В позиции героев видна постановка проблемы Софоклом относительно современного для него полиса: трагик видел обреченность старых устоев афинской демократии, однако с упорством отстаивал их в борьбе с новыми жизненными веяниями.

«Антигона» завершает трилогию мифологической переработки судьбы царя Эдипа. Повествование заканчивается на высокой ноте трагического накала, Софокл в данном случае прибегает к приему катарсиса для восстановления гармонии мира (понятие «катарсиса» вводит Аристотель для оценки воздействия трагедии). Справедливость восстанавливается волей богов, о чем поет в заключительной партии хор: никому не удается уйти от небесной кары, как и от посмертной славы.

Наибольшей художественной силой наполнена трагедия «Царь Эдип». Композиционно компактная, она с самого начала наполнена сверхнапряженным действием. Софокл строит повествование в традиционной форме: на приеме перипетии - внезапной перемене действия, по Аристотелю, «переходе от счастья к несчастью», усложняя действие трагедии темами рока и человеческой свободы. Особенностью трагического повествования является не полное изложение переработанного мифа, а действие, относящееся по своему характеру к развязке, когда царствование царя Эдипа омрачается распространяющейся по всему городу страшной болезнью. Счастливая жизнь царя Эдипа, справедливого, разумного правителя Фив, доброго защитника в одночасье оказывается трагичной по мере постепенно раскрывающейся тайны гибели царя Лая. Драматизм трагедии заключается в том, что приказывая найти убийцу, царь Эдип не догадывается, что причиной бед является прежде всего он сам. Напряженность усиливается с возрастающим упорством Эдипа найти виновника, нарушившего благополучие его правления и жизнь горожан. Здесь так же, как в «Антигоне», по принципу трагической иронии возникает цепь взаимосвязанных между собой действенных линий, раскрывающих правду появления Эдипа в Фивах: Тиресий, жена Эдипа Иокаста, старый раб проясняют картину бедствий и причину душевных смятений царя. В этом кроется мастерство Софокла как драматурга: динамика действия характеризуется не в линейной устремленности к развязке. Для сохранения напряжения и трагической интриги Софокл прибегает к приему ретардации, вводя в композицию персонаж Вестника из Коринфа, прибывшего сообщить о смерти приемного отца Эдипа Полиба. Эдип рад и не рад известию, он уже узнал о трагическом предопределении: убить своего отца и стать мужем своей матери. Развязка трагических событий происходит вне сцены, перед зрителем появляется уже ослепивший себя Эдип, отправляющийся в добровольное изгнание ради искупления грехов.

Софокл не изменил творческой манере: происходит не только разрешение трагической развязки, раскрывается идейное содержание, когда человек, прислушиваясь к внутреннему душевному голосу, несмотря на предопределение судьбы, давление рока имеет право на самостоятельные действия.

У Эсхила герой, зная о судьбе, муках, страдая, идет им навстречу, уверенный в своей правоте. А у Софокла человек по своему замыслу предпринимает шаги, способные изменить будущее. Совершенно не случайно поэтому Эдип, будучи юношей, направляется прочь из дома. Трагический узел завязывается здесь - Эдип не знает, что уходит не из родного дома, не от родных родителей, а от приемных отца и матери. Его уход равнозначен бегству от судьбы, попытке преодолеть грядущие беды. Вызовом судьбе, проявлением собственной воли можно назвать уход Эдипа из дома, с мужеством он выдерживает жестокие удары судьбы. Свершилось предначертание судьбы, воли богов. Однако, обрекая себя на изгнание, ослепляя себя, Эдип вновь выступает против судьбы и Рока, ненавистного уже для всего человеческого рода.

Художественный прием Эсхила можно определить, как путь от частностей к целостности, когда все звенья мира - герои, обстоятельства создают гармоничную цельность. Софокл, наоборот, начинает с разрушения единства мира, центр которого держится волеизъявлением бога. Такой мир уже не нужен человеку, так как довлеет над ним, принося страдания.

Вводимые понятия: коммос, прием перипетии, принцип контраста, теория катарсиса.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Греческое общество эпохи Перикла.

Софокл. Мифологическая основа трагедий Софокла.

Человек в понимании Софокла. Образная система в трагедиях.

Драматургические приемы Софокла (на примере одной из трагедий «Эдип-царь» или «Антигона» и др.)

Мировое значение Софокла.

Обязательная литература

Софокл. Драмы. / Пер. Ф.Ф. Зелинского. М., 1990 (Литературные памятники).

Софокл. Трагедии. / Пер. С. Шервинского. М., 1988

Головня В.В. История античного театра. М., 1972

Тронский И.М. история античной литературы. 5-е изд. М., 1988

Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986

Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. М., 1990

Дополнительная литература

Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1990, с. 188-277

Сб. Взаимосвязь и взаимодействие жанров в развитии античной литературы. Под ред. М. Гаспарова. М., 1989

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СРС

Задание I

Прочитайте предложенный отрывок текста, ответьте на вопросы: а) с какой целью автор использует прием перипетии? б) каким образом данный прием влияет на раскрытие трагедии самого Эдипа?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: