Статистическая группировка.
Статистическая группировка – это метод исследования массовых общественных явлений путем расчленения, выделения и ограничения однородных групп, через которые раскрываются существенные признаки, черты и особенности состояния и развития всей совокупности.
Группировки являются важнейшим статистическим методом обобщения статистических данных, основой для правильного исчисления статистических показателей.
Целью проведения статистической группировки является выявление социально-экономического типа явления, или обеспечение однородности группы, то в этом случае используется типологическая группировка.
Основные задачи, которые решаются с помощью группировок:
• выделение социально-экономических типов явлений;
• изучение структуры социально-экономических явлений и структурных сдвигов, происходящих в них;
• выявление связи и зависимости между явлениями.
(1) Типологические группировки.
Типологическая группировка это расчленение разнородной совокупности на отдельные качественно однородные группы и выявление на этой основе социально-экономических типов явлений. При построении группировки этого вида основное внимание должно быть уделено идентификации типов и выбору группировочного признака. Решение вопроса об основании группировки должно осуществляться на основе анализа сущности изучаемого явления.
|
|
Их задача – выявление социально-экономических типов или однородных в существенном отношении групп.
№ п/п | Социально-экономические типы | Мужчины | Женщины | ||
1. | Работники | – | – | – | – |
2. | Крестьяне | – | – | – | – |
3. | Служащие | – | – | – | – |
(2) Структурные группировки.
Структурной называется группировка – группировка, предназначенная для изучения состава однородной совокупности по какому-либо варьирующему признаку.
Данная группировка позволяет выявить внутреннюю структуру, оценить соотношение состава статистической совокупности и численности единиц внутри однородной совокупности. Если в основу группировки положен атрибутивный признак, то число групп определяется количеством вариантов атрибутивного признака.
В том случае, если в основу группировки положен числовой признак, то количество групп определяется по формуле Стерджесса:
С помощью структурной группировки определяют удельный вес, по которому потребитель согласен купить товар.
Задача структурной группировки – изучение состава отдельных типологических групп при помощи объединения единиц совокупности, близких друг к другу по величине группировочного признака.
|
|
№ п/п | Количество посадочных мест | Количество столов | Число занятых | Товарооборот на 1 место |
1. | до 25 | – | – | – |
2. | 16 – 50 | – | – | – |
3. | 51 – 70 | – | – | – |
4. | 71 – 100 | – | – | – |
(3) Аналитические (факторные) группировки.
Аналитическая группировка - группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками, называется
Признаки, положенные в основу статистической группировки могут быть взаимосвязаны или взаимообусловлены. С помощью аналитической группировки определяется направление и теснота связи между признаками положенными в основу статистической группировки.
В статистике признаки делятся на факторные и результативные. Факторными называются признаки, под воздействием которых изменяются другие результативные признаки. Взаимосвязь проявляется в том, что с возрастанием значения факторного признака систематически возрастает или убывает значение результативного признака.
Особенностями аналитической группировки являются то, что, во-первых, единицы группируются по факторному признаку и, во-вторых, каждая группа характеризуется средними величинами результативного признака. Все рассмотренные группировки объединяет то, что единицы объекта разделены на группы по какому-либо признаку.
Их задача – выявления влияния одних признаков на другие (выявить связь между социально-экономическими явлениями).
№ п/п | Группы магазинов по числу рабочих мест | Число магазинов | Товарооборот | |
на 1 работника | на 1 раб. место | |||
1. | до 5 | 12,0 | 13,0 | |
2. | 6 – 10 | 14,0 | 16,0 | |
3. | 11 – 15 | 15,0 | 17,0 | |
4. | 16 – 20 | 30,0 | 39,0 | |
5. | 21 – 25 | 31,0 | 42,0 |
(4) Комбинационные группировки.
Группировка, в которой группы образованы по одному признаку называется простой.
Комбинационной называется группировка, в которой расчленение совокупности на группы производится по двум и более признакам, взятым в сочетании (комбинации).
Сначала группы формируются по одному признаку, затем группы делятся на подгруппы по другому признаку, а эти в свою очередь делятся по третьему и так далее.
Комбинационные группировки дают возможность изучить структуру и единицы совокупности сразу по нескольким признакам.
В них производится разделение совокупности на группы по двум или более признакам.
При построении комбинационной группировки возникает вопрос о последовательности разбиения единиц объекта по признакам. Как правило, рекомендуется сначала производить группировку по атрибутивным признакам, значения которых имеют ярко выраженные качественные различия.
№ п/п | Группы предприятий по объему основных фондов | Оплата труда в рублях | Пол | Количество единиц |
1. | до 200 | 100 – 120 | М | – |
Ж | – | |||
120 – 140 | М | – | ||
Ж | – | |||
140 – 160 | М | – | ||
Ж | – | |||
2. | 200 – 400 | 100 – 120 | М | – |
Ж | – | |||
120 – 140 | М | – | ||
Ж | – | |||
140 – 160 | М | – | ||
Ж | – | |||
3. | 400 – 600 | 100 – 120 | М | – |
Ж | – | |||
120 – 140 | М | – | ||
Ж | – | |||
140 – 160 | М | – | ||
Ж | – | |||
4. | 600 – 800 | 100 – 120 | М | – |
Ж | – | |||
120 – 140 | М | – | ||
Ж | – | |||
140 – 160 | М | – | ||
Ж | – |