Феноменологическое интуитивное познание

Работа располагается в таком месте, где на нее было бы легко смотреть. Клиента побуждают принять активное участие в разме­щении художественной работы. Символически клиент принима­ет ответственность за свои проблемы посредством принятия от­ветственности за размещение своей работы. То есть каждый этап, с самого начала терапии, обладает определенной психологичес­кой и терапевтической ценностью.

Необходимо наличие достаточно большой комнаты, чтобы пси­холог и клиент могли выбрать себе место на удобном расстоянии от художественной работы. Сам акт дистанцирования помогает не только глазу видеть, но и создает необходимую отстраненность клиента от своего изделия, и это способствует некой объективной позиции наравне с осознанием права собственности на результат работы.

Интуитивное познание как процесс интенционального взгля­да на художественное самовыражение — видение всего, что толь­ко можно увидеть. Арт-терапевт может сказать клиенту: «Хоро­шенько посмотри на свою работу, сконцентрируйся на ней, молча пристально посмотри и найди то, что ты не видел раньше». В этом безмолвном процессе интуиции некоторые детали, «невидимые» сразу, с первого взгляда, могут выступить вперед, стать более важ­ными, чем остальные детали зрительного поля. Вскоре детали при­обретают значение, и наблюдатель начинает устанавливать связи со смыслами.

Теперь понимание клиента становится более глубоким и обо­гащается новыми наблюдениями, которые «дают звонок» его ра­зуму. Клиенты могут заметить такие новые и важные детали, как соотношение компонентов в художественной работе, например, контрастное или гармоничное сочетание двух цветов, необычное расположение чего-либо или линию, выделяющуюся за счет сво­ей толщины, неровности, мягкости, и тому подобное.

Четвертый этап: процедура «Что ты видишь?»

Теперь, задавая вопрос «Что ты видишь?», арт-терапевт при­глашает клиентов описать, что они увидели на картине. Внешне вопрос очень прост и наивен. Но, тем не менее, в нем заключены три фундаментальных аспекта феноменологического подхода.

Первое — важность индивидуального восприятия: что видишь ты, создатель. Арт-терапевт может работать с этим материалом, потому что описание работы самим клиентом ведет к его внутреннему миру.

Второй аспект касается чувств клиента — то, что его слушают, означает начало доверия.

И третье — что ты видишь? Все, что видно клиенту в самом ре­зультате творческого самовыражения, а не предположения или домысливания, исходя из установок теории, когда доказательства затуманены.

Когда требуется, арт-терапевт помогает клиенту увидеть те особенности художественной работы, которые раньше оставались незаметными глазу, клиент должен научиться их видеть. Зачастую это особенности структуры, а именно соотношение компонентов между собой и с общей структурой, то, какую роль они играют в Целой картине. Таким образом, описание ведет к динамическому изменению восприятия структуры картины и, следовательно, к переструктурированию внутреннего опыта клиента. Клиенты опре­деляют экспрессивные характеристики картины и учатся иден­тифицировать их как свои чувства и установки.

Описание — ответ на вопрос «Что ты видишь?» — распростра­няется в том числе на сознательную попытку соотнести художе­ственную работу и внутренний опыт, который является перводвигателем творческого процесса, порождающим самовыражение в изобразительном искусстве. И вот круг замыкается — все это го­ворит об интегративном смысле четвертого этапа. Фактически воз­никновение любых связей между элементами художественной ра­боты и внутренним опытом личности является актом интеграции. Нахождение личностных смыслов — тот же процесс на уровне лич­ностных смыслов — это самопознание.

Не всякая художественная работа, возникшая в процессе арт-терапии, ведет к самопознанию или хотя бы слабому прикоснове­нию к «я». По мере того как глаз наблюдающего научается видеть и замечать все видимое в рисунке, значительно повышается воз­можность прикоснуться к личности клиента. Катализатором яв­ляются вопросы терапевта: «а что насчет...» или «что ты видишь?» и «что еще ты видишь?» Слова клиента обнажают личные дилем­мы с той же простотой, с которой они обнаруживают такое в художественной работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: