Задачи
Цели арттерапии
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам
2. Облегчить процесс коррекции.
3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключении.
4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять
5. Наладить отношения между психологом и клиентом.
6. Развить чувство внутреннего контроля.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
8. Развить художественные способности и повысить самооценку.
Использование элементов арттерапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.
|
|
Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятиях по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Во время творческого самовыражения в ходе проведения арттерапии возможно взрывное высвобождение сильных эмоций. Если при этом отсутствует твердый и опытный руководитель, то некоторые члены группы или индивиды могут оказаться буквально раздавленными собственными чувствами. Поэтому предъявляются особые требования к подготовке психолога, работающего в технике арттерапии.
3. Две формы арттерапии:
При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.
При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
Занятия по арттерапии могут быть структурированными и неструктурированными.
При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.
При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.
Существуют различные варианты использования метода арттерапии:
—использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;
—побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;
—использование имеющегося произведения искусства и
самостоятельное творчество клиентов;
—творчество самого психолога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия с клиентом.