Обучающие туры

Обучающие туры — весьма распространенный вид туризма, когда во время поездок турист совмещает отдых с обучением.

В общем смысле можно выделить три направления, или три рынка обучающего туризма:

— языково-обучающие туры;

— спортивно-обучающие туры;

— профессиональное обучение.

Языково-обучающие туры. Туры с изучением иностранных язы­ков очень популярны среди клиентов различных возрастов — от детей и их родителей, покупающих туры для детей с целью облег­чения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересу­ющихся разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров.

Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Но предложения для таких маленьких детей пока что не имеют боль­шого спроса, а вот школьников 10— 17 лет родители отправляют учиться гораздо охотнее. Градация языковых туров по возрасту сле­дующая: школьники, студенты, взрослые (причем последние состав­ляют 10% всего потока).

Совмещение языковой подготовки с отдыхом и туризмом в стране изучаемого языка дает очень хорошие результаты. Такие туры организуются в основном в страны, где национальными языками являются распространенные в мире языки в качестве наиболее упот­ребляемых — в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию, Португалию. Есть, конечно, и исключения, когда англий­ский язык с успехом можно поучить в Ирландии, на Мальте и т. д.

Языковые курсы могут быть: интенсивные и общие (стан­дартные); бизнес-курсы, подготовка к международным экзаменам; курсы на каникулах (сочетание развлечений с изучением языка); обучение один на один и в группе; академические курсы, направ­ленные на поступление в университет.

Наиболее популярно на сегодняшний день изучение англий­ского языка, затем следуют немецкий, испанский/итальянский. Следом за ними идут предложения по изучению французского и португальского языков. Эти языки достаточно часто употребляются в мире как средства межнационального общения. Реже, но все же встречаются предложения по изучению восточных языков во вре­мя специальных туров в Азию — китайского, фарси, японского.

Средняя продолжительность туров 2—3 недели.

Языково-обучающие туры могут быть индивидуальными и груп­повыми (чаще всего — это группы бизнес-языка, группы школьни­ков).

Основные программы обучающих туров — это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спор­тивные программы (в основном в детско-юношеских турах).

Учебные программы — специальный курс обучения языку в аудиториях, лингафонных кабинетах.

Занятия языком могут быть организованы на разных уровнях: для начинающих, для совершенствующихся и т. д.

Все программы включают в себя по 2—4 аудиторных часа (45 минут) занятий иностранным языком в день. Первая половина дня при этом посвящена изучению иностранного языка, вторая поло­вина дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий.

Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка с программой 20—30 часов в неделю.

Экскурсионно-познавателъные программы включают в себя изу­чение культуры и достопримечательностей страны посещения, ее истории и литературы. Одной из форм обучения может быть посе­щение театров.

В зависимости от продолжительности тура и места размеще­ния туристов в программу могут быть включены спортивные про­граммы (занятия теннисом, конным спортом, плаванием, греблей на каноэ и т. д.). В основном спортивные программы зависят от возможностей той школы или колледжа, на базе которых организуется тур по обучению языку. Среди учащихся устраиваются раз­личные состязания по спорту и викторины, что также косвенно подталкивает их к языковой практике во время этих мероприятий. Курсы изучения иностранных языков и занятия спортом — эта фор­ма обучающих туров приобретает все большую популярность в мире (особенно среди молодежной клиентуры).

Групповые туры с размещением в летних лагерях, кемпингах, колледжах позволяют изучать язык среди своих сверстников, не слишком отрываясь от обычной среды. Здесь обучающие прог граммы сочетаются со спортивными и досуговыми мероприятиями. Это так называемые развлекательно-образовательные туры, в ко­торых обучению обычно отводится далеко не главная роль. Этот вид поездок очень нравится школьникам, когда они встречаются со своими сверстниками разных национальностей и общаются с ними на изучаемом языке.

Распространенным предложением является организация язы­ковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является необходимость владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая аудитория отправ­ляется в подобные поездки за счет своих фирм и предприятий, ин­дивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой.

Главная особенность подготовки языково-обучающего тура — исключительно индивидуальный подход: школы и учебные про­граммы подбираются для каждого человека с учетом его языкового уровня, образования, возраста.

Организацией языково-обучающих туров занимаются в ос­новном специализированные рецептивные туроператоры. Они зак­лючают договоры с местными учебными заведениями (уни­верситетами, институтами, колледжами и т. д.) на использование учебной базы, работу преподавателей и пользование методическими пособиями. Обычно у рецептивного туроператора по обучающим турам имеются договоры не с одним, а с несколькими учебными заведениями, предоставляющими несколько разные условия обу­чения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т. д.), а значит, и больший выбор для туристов.

Перед началом обслуживания необходимо подготовить ме­тодическое обеспечение для выдачи туристам: программы обучения, учебники, разговорники, карты города, путеводители на изу­чаемом языке. Обычно этот набор входит в стоимость тура.

Размещение туристов языково-обучающих туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, даже тур­базы. Однако наиболее предпочтительным для индивидуальных туристов является размещение в семьях местных жителей. Это обес­печивает «принудительную» разговорную практику, а также «про­никновение в дух нации». Кроме того, размещение в семьях чаще обходится дешевле, чем в гостиницах. При желании старшие дети окажут помощь по дому семье, в которой они живут, и тогда плата за жилье практически сводится на нет. Проживание в семье удоб­нее и даже безопаснее, особенно для маленьких детей. А главное — эффективнее в отношении совершенствования языка, так как обу­чающемуся приходится общаться на изучаемом языке не только в школе, но и в семье.

К подбору семей, в которых размещаются обучающиеся, необ­ходимо подходить особенно тщательно. С семьями туроператор зак­лючает специальные договоры на размещение туристов, в соответ­ствии с которыми семья предоставляет туристам отдельную ком­нату я завтрак (в некоторых случаях и ужин). Проживание детей в семьях контролируется специальными менеджерами. Обычно эти семьи сотрудничают с туроператорами не один год и имеют хоро­шую репутацию и опыт в приеме детей.

Рекомендуется размещать обучающихся в семьях по двое, же­лательно из разных стран — для стимулирования языкового обще­ния (для создания условий, вызывающих необходимость общения на изучаемом языке).

Если студенты размещаются в общежитиях (гостиницах), сле­дует проверить, есть ли условия для занятий.

Если тур групповой, то на всем протяжении тура с группой ту­ристов должен работать руководитель группы из направляющей страны, свободно владеющий изучаемым языком. Назначает его (по договоренности с принимающей фирмой) направляющая сторона.

Группы по изучению языка должны состоять максимум из 12 человек. Однако с точки зрения отправки да и организации транс­портных экскурсий более рентабельны группы по 30 человек. По­этому при организации учебных занятий большие группы приехав­ших туристов разбиваются на подгруппы.

Спортивно-обучающие туры. Такие туры также распространены во всем мире. Среди них можно назвать туры с обучением игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу, катанию на горных лы­жах, гребле на каноэ и байдарках, яхтовый, парусный спорт, подвод­ное плавание, водные лыжи и др. На таких турах самое главное — обеспечение возможности научиться выбранному виду спорта.

Обучающие программы — это занятия выбранным видом спорта по специальной обучающей программе под руководством опытных инструкторов.

Необходимо разработать график спортивно-обучающих заня­тий. Как правило, это первая половина дня между завтраком и обе­дом. При разработке обучающей программы обязательно обраща­ется внимание на дозированность нагрузки. После обеда — экскурсионно-познавательные мероприятия, свободное время.

Экскурсионно-познавательные программы — в основном общего характера.

Преимущество в массиве времени туристы отдают обучению и занятиям, выбранным видом спорта.

На таких турах необходимо предоставлять туристам допол­нительные услуги: бассейн, сауна, массаж, бары, дискотеки, вечера встреч, фестивали, конкурсы — словом, все, что интересует турис­тов на отдыхе.

С туристами должны постоянно работать инструкторы по со­ответствующему виду спорта. Рекомендуется также привлекать про­фессиональных спортсменов и тренеров, услуги которых могут быть платными.

В завершение тура между туристами могут быть устроены мини-соревнования по изучаемому виду спорта.

Так же как и на спортивных турах, здесь необходимо обеспе­чить для туристов прокат и продажу соответствующего спортивного инвентаря и снаряжения.

Привлекательна для туристов возможность приобретения со­путствующих товаров, одежды, очков (подводных, горнолыжных, солнцезащитных), специальной обуви и т. д.

Размещение на спортивно-обучающих турах производится в го­стиничных предприятиях, приспособленных для занятий и обуче­ния выбранному виду спорта. Гостиницы должны иметь специаль­ные спортивные залы и сооружения на прилегающей территории, трассы.

При обучении теннису при гостинице должны быть корты, про­кат теннисного инвентаря и сопутствующих товаров (костюмы, обувь и пр.).

Если, например, организуется прием туристов с обучением кон­ному спорту, то их размещают на специальной турбазе, имеющей конюшню, конные выгулы и трассы, тренировочные круги и пло­щадки.

Необходимо наличие медицинского пункта и возможности ока­зания срочной медицинской помощи в экстренных случаях.

В целом требования к таким гостиницам те же, что и к гости­ницам на спортивных турах.

Кроме того, в настоящее время формируются дополнительные рынки на обучающие туры, так называемое профессиональное обу­чение — обучение менеджменту, маркетингу, компьютерным техно­логиям, туризму, дизайну, гостиничному хозяйству, банковскому делу, праву — всему тому, на что есть спрос по обучению во время путешествий. Это можно назвать привычным словосочетанием — «повышение квалификации». Но только повышение квалификации во время путешествия при помощи туристских фирм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: