Мотивация программного туризма

Программное обслуживание, в первую очередь, использует мо­тивы и стремления клиентов. Естественно, что не все они могут быть отчетливо сформулированы и определены. Поэтому при их описа­нии необходимо придерживаться несколько условной классифика­ции, основанной на мотивации туристов при выборе того или ино­го вида отдыха или путешествия.

Мотивы туристов при выборе путешествия могут быть самыми разнообразными и зависят от многих факторов. Среди них, конеч­но же, и возраст, и уровень доходов туристов, и национальные осо­бенности, и даже мода.

Однако среди всего многообразия мотивов специалисты вы­деляют наиболее типичные, присутствующие у большинства потре­бителей на большинстве туристских рынков. На них обычно осно­вываются стандартные программы обслуживания, распространен­ные во всем мире. Это следующие мотивы и связанные с ними программы обслуживания:

1. Забота о сохранении здоровья — в этой группе программ предусмотрены туры с лечением, массажем и другими процедура­ми для семей, инвалидов, некурящих или бросающих курить, туры с оздоровительными видами спорта (плавание, аэробика, лечебная гимнастика и пр.).

2. Занятия спортом как средство психологической разрядки и повышения жизненной активности. Сюда входят туры, позво­ляющие заниматься в период отпуска такими видами спорта, которыми большинство людей не имеют возможности заниматься регулярно в течение года. Это горные лыжи, теннис, гольф, пла­нерный спорт, конный, парусный спорт, серфинг, виндсерфинг, подводное плавание, сплав на байдарках и катамаранах и многое другое.

3. Обучение. Здесь можно выделить прежде всего изучение иностранных языков и разговорную практику, предусматривающие ежедневные занятия, а также другие виды рекреационных занятий. Кроме того, сюда входят обучение различным видам спорта и про­фессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг, эко­номика и др.). Небольшую группу составляют обучающие туры по интересам (кулинария, экология, астрономия и др.).

4. Возможность для самовыражения и самоутверждения. Эта группа включает в себя так называемые приключенческие туры: высококатегорийные туристские походы, кругосветное путеше­ствие на теплоходе, африканское сафари, охота на верблюдах (Йе­мен, Египет) и мотонартах (Финляндия), покорение горных вер­шин, подводная охота и различные экспедиции.

5. Возможность заняться любимым делом (хобби). Для таких людей существуют специальные туры для автолюбителей, для «фа­натов» и спортивных болельщиков на спортивные соревнования, чемпионаты и олимпиады, для паломников, для коллекционеров и любителей (например, «Путешествие за орхидеями по Азии»), для гурманов («Сырный тур по Швейцарии» или «Пивной тур по Че­хии») и др.

6. Решение деловых проблем. Сюда относятся так называемые деловые, конгресс-туры и т. п. Туристская фирма обеспечивает куль­турную и туристско-экскурсионную программу конгрессов, орга­низует деловые поездки с посещением интересующих клиентов мест и предоставлением соответствующих услуг (транспорта, размеще­ния, питания, конгресс-обслуживания и пр.).

7. Развлечение и потребность в общении с другими людьми. Это в основном путешествия в праздничные дни с развлекательно-по­знавательной программой.

8. Удовлетворение любопытства и повышение культурного уров­ня. Эти задачи решаются во всех названных выше турах, но основ­ную роль они играют: в познавательных турах по знаменитым го­родам, столицам, историческим и культурным центрам; в театраль­ных турах по знаменитым оперным залам, концертам и балетам; в литературных турах по местам действия известных литературных произведений и др.

При выборе программы важны также экономические сооб­ражения, территориально-климатические и многие другие.

Курортно-оздоровительный туризм

Рынок курортно-оздоровительного туризма очень широк и свя­зан с рекреационными ресурсами. Оздоровительный отдых нужен каждому. Даже любителям спортивного или приключенческого ту­ризма хотя бы раз в несколько лет необходим оздоровительный от­дых или необходимо сопроводить на такой отдых своих родных, близких или друзей.

В мировой практике понятие курорта включает в себя понятие как отдыха, так и санатория, т. е. санаторно-курортное об­служивание также является частью курортно-оздоровительного ту­ризма.

Курортная местность — это территория с хорошей экологией и благоприятными климатическими условиями, расположенная в живописной местности, с присутствием лечебных природных фак­торов: особого целебного климата, минеральных источников и гря­зей, чаще всего с водоемом и иногда источником столовой мине­ральной воды.

Основное отличие отечественной санаторно-курортной сис­темы от зарубежной состоит в том, что она основана на фунда­ментальной научной базе. Тогда как зарубежные курорты сана­торного типа предполагают более «свободный» подход к орга­низации курортного оздоровления. Преимуществом же зарубежных курортов являются высокий уровень стандартов обслуживания, современная инфраструктура и материальная база, а также квалифицированный менеджмент обслуживания.

Программы курортно-оздоровительных туров разнообразны, однако существуют общие специфические требования к органи­зации именно таких туров. Готовя туристский продукт, необходимо помнить, что это делается для людей, желающих отдохнуть и по­править свое здоровье.

Программы оздоровительных туров строятся с учетом того, что приблизительно половину времени необходимо уделять на лечеб­но-оздоровительные процедуры.

Курортные программы в зависимости от места проведения тура могут предусматривать специальные морские оздоровительные процедуры, отдых в соляриях, аэрариях, грязе- и водолечение, при­нятие минеральных вод и пр.

Питание на оздоровительных турах должно иметь варианты диетических столов.

Для организации оздоровительных туров используются удоб­ные, комфортабельные гостиницы, расположенные в тихих озе­лененных районах, желательно вблизи естественных или искус­ственных водоемов.

Не допускается, как правило, совместное проведение оздоро­вительных и деловых туров, так как они по ритму противоречивы и отрицательно сказываются на качестве друг друга.

Познавательный туризм

Рынок познавательного туризма также достаточно широк. Он не зависит от возрастной принадлежности туристов, а только от круга их интересов. Интересовать человека может многое, а осо­бенно что-то непривычное и необычное, ранее не виденное и не­известное. Поэтому при разработке рынка, при рекламе особое вни­мание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.

Существуют две разновидности познавательных туров:

1) стационарные туры — с пребыванием туристов в одном го­роде или туристском центре;

2) маршрутные туры — посещение нескольких городов и цен­тров достопримечательностей, выстроенное в виде марш­рута путешествия.

При организации маршрутных туров разрабатывается специ­альный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от вели­чины туристского центра и объема достопримечательностей. Наи­большее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры — столичные города, такие как Париж, Рим, Лондон, Москва и т. п.

Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические экскурсии, литературные, теат­ральные, этнографические, фольклорные, знакомство с живописью (по знаменитым картинным галереям), знакомство с балетом и оперой (по знаменитым оперным театрам — Милан, Париж, Вена), по местам действия известных литературных произведений, по местам жизни великих писателей, природоведческие и многие другие. Например, в честь 450-летия со дня рождения великого писателя Сервантеса в 1997 г. в Испании в качестве одного из юби­лейных мероприятий был разработан новый туристский маршрут по местам боевой славы героев его романа — «По следам Росинан­та и его хозяина».

Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные (театры, концерты) мероприятия, направ­ленные на удовлетворение любопытства туристов.

Если организуется исторический тур, то богатая экскурсион­ная программа призвана осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных объектов. Культурные меро­приятия — это посещение театров, концертов, просмотр пьес на­ционально-исторического характера. В программу включается по­сещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исто­рических, краеведческих музеев и т. д.

Размещение туристов на стационарных турах может быть са­мым разнообразным — в гостиницах от 1 до 5 звезд. Основное тре­бование — местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутных турах туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в раз­ных странах это от 2 до 4 звезд).

Питание на маршрутных турах — обычно полный пансион, так. как основное время уделяется экскурсиям, музеям, театрам и у ту­ристов нет времени самостоятельно организовывать себе питание. Пункты питания заказываются в удобной близости с намеченны­ми экскурсионными объектами. На стационарных турах чаще пред­лагается полупансион или (реже) только завтрак. При этом нужно учесть, что ряд экскурсионных и досуговых мероприятий включает в себя обед или ужин.

На познавательных турах с туристами работают опытные гиды-экскурсоводы. На отдельных тематических экскурсиях — экскурсо­воды-искусствоведы. Важно при работе с иностранными туриста­ми предоставлять им экскурсии на родном (в крайнем случае, на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным правилом хорошего обслуживания. Считается, что перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: