Г. В. Вундт - лаборатория

Вопрос 1. Понятие психологии.

Тема 1. Общая характеристика психологии.

ПСИХОЛОГИЯ.

Принципы экспериментального исследования психики

Общенаучные методологические принципы:

  1. ___________________________
  2. ________________________
  3. _____________________________
  4. _____________________________

Специфические для психологии принципы:

  1. _____________________________
  2. _______________________
  3. ____________________________
  4. _________________________
  5. ____________________________
  6. __________________________________________
  7. _____________________________________

Литература по курсу:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2006, 2007.
  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М., 2005.
  3. Тихомиров О.К. Психология. – М., 2006.
  4. Братусь Б.С. Общая психология. В 7-ми т.т. Т. 1 Введение в психологию. – М.: Academia, 2005.
  5. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб., 1997.
  6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2005.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
  8. Крылов А.А. Психология. – СПб., 2005.

Источники:

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. — 288 с. — (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-272-00315-2 с 29 – 36. https://www.klex.ru/3ol;
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общее представление о психологии как науке // Введение в общую психологию. М, 1996. С.9-22. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Gipp/01_Ob.php;
  3. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 1. 0-28 Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 352 с. ISBN 5-7695-2243-7. с 10 - 49 https://www.log-in.ru/books/6867/; https://www.klex.ru/5ar;
  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу Г18 «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с. ISBN 5-93134-126-9. С 12-17. https://www.koob.ru/gamezo_m_v/atlas_psychology;
  5. Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т. 1: Пер с фр. – М.: Мир, 1996. – 496 с. ISBN 5-93134-126-9 С 57 – 100 (глава 2). https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/godfr/

План.

  1. Понятие психологии.
  2. Место психологии в системе наук.
  3. История. Этапы развития психологии.
  4. Характеристика психических явлений.
  5. Принципы психологии.
  6. Задачи психологии.
  7. Структура психологии.
  8. Житейская и научная психология.

"психология" (греч.):

"psyshe" - ________________________

"logos" – _________________________

· Наука о психике

1. Психика – душа.

Психика -

1) есть субъективное отражение реальности.

2) Функционально (ее роль, значение) – регуляция собственного поведения

Психика – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Обладает субъект – _____________________________________________________________

2. Сознание – высшая форма психики.

Способность дать САМООТЧЕТ.

Метод изучения – ИНТРОСПЕКЦИЯ - _______________________________________________

Наука об организации психики

Вопрос 2. Место психологии в системе наук.

Вопрос 3. История. Основные этапы развития психологии.

Немецкий психолог Г.Эббингауз (1850-1909) - "У психологии долгое прошлое, но короткая история".

этап сроки Предмет изучения. Психология как наука о…. характеристика
4 этап – вторая половина 20 века Как наука о закономерностях и механизмах психики  
3 этап – 20 век Как наука о поведении  
2 этап – 18 век    
1 этап более 2000 лет назад    

Вопрос 4. Характеристика психических явлений.

Классы психических явлений:

Психические процессы Психические состояния Психические свойства
познавательные    
эмоциональные    
волевые    

Вопрос 5. Принципы психологии.

Принцип детерминизма - причинной обусловленности психических явлений:

они опосредуются

Принцип объективности.

Принцип фальсифицируемости (К. Поппера)

Принцип единства сознания и деятельности - сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство.

Принцип развития - психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития.

В основе – противоречия.

филогенез –

онтогенез -

Принцип системности:

Психика – открытая система;

Имеет иерархическое строение;

Функциональная

Вопрос 6. Задачи психологии.

описывать различные психические явления,

обобщать их,

объяснять и раскрывать их сущность,

устанавливать определенные закономерности,

прогнозировать их появление в будущем,

• научиться управлять ими.

Вопрос 7. Структура психологии.

Вопрос 8. Ж итейская и научная психология.


Основания Житейская психология Научная психология
Субъект познания    
Объект познания    
методы получения психологических знаний    
Способы приобретения опыта и степень его субъективности    
Степень обобщения знаний и формы их репрезентации (представления)    
Способы передачи (трансляции) опыта    

Бланк для выполнения домашнего задания (распечатать, заполнить и сдать)

Дата сдачи___________________Группа_________________

ФИО__________________________________________________________подпись

Тема 1.

       
    1) а)
      б)
    2)  
    3)  
    4)  
    5)  
    6)  
    7)  
    8)  
    9)  
    10)  
    11)  

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Линия отрыва:

Тема 1: Психология как наука.

  • Знать основные понятия. Психология, психики, психические явления
  • Иметь представления об основных этапах развития психологии: - античность, средневековье, эпоха возрождения, новое время. Современное состояние науки. Развитие психологии в России: Сеченов И.М., Бехтерев В.М., Павлов И.П.

Психология как наука. Определение. Основные этапы развития психологии: - античность, средневековье, эпоха возрождения, новое время. Современное состояние науки. Развитие психологии в России: Сеченов И.М., Бехтерев В.М., Павлов И.П.

Предмет психологии. Место психологии среди других наук: философских, естественнонаучных, социальных. Отрасли психологии: детская, социальная, педагогическая, инженерная, медицинская, юридическая и т.д.

Понятие о психике. Структура психики человека: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. Основные методы психологических исследований: субъективные, объективные, моделирование. Этапы развития психики: раздражимость, чувствительность, поведение.

Основные направления в психологии. Психодинамическое направление, основные теоретические положения. Представители направления: З.Фрейд, А.Фрейд. Бихевиоризм, основные теоретические положения. Представители направления: Д.Уотсон, Б.Скиннер, А.Бек. Гуманистическая психология, основные теоретические положения. Представители направления: К.Роджерс, А.Маслоу.

Тестовое домашнее задание

1. Кто был основоположником первой в мире научной психологической лаборатории:

А) И. Павлов.

В) З. Фрейд.

С) В. Вундт.

D) Л. Выготский

2. Кто основоположник учения о бессознательном, подсознательном и

сознательном уровнях психики:

А) А. Леонтьев.

В) З. Фрейд.

С) Д. Уотсон.

D) Л. Рубинштейн.

Е) В. Вундт.

3. Кто написал первый трактат о душе:

А) Платон.

В) Демокрит.

С) Гиппократ.

D) Сократ.

Е) Аристотель.

4. Какой первый метод психологического познания:

А) социометрия.

В) тестирование.

С) анкетирование.

D) наблюдение.

Е) эксперимент

5. Принцип согласно которому мы ищем исходные причины, определяющие те или иные психические проявления:

А) детерминизм.

В) историзм.

С) развитие.

D) единство сознания и деятельности.

Е) системность.

6. Какой принцип обеспечивает объективный поиск причин психических явлений:

А) детерминизм.

В) историзм.

С) развитие.

D) единство сознания и деятельности.

Е) системность.

7. Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте Ваш выбор:

a) Психология – наука, изучающая основные закономерности поведения человека и животных, как отражающие объективную реальность;

b) Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний. которые устанавливаются посредством интроспекции;

c) Психология - наука изучающая закономерности развития и функционирования психики, как определенной реальности;

d) Психология – отрасль естественного знания, занимающаяся исследованием развития и функционирования нервной системы;

8. С точки зрения психологии человека от животного отличает наличие следующей особенности:

a) Психики;

b) Речи;

c) Сознания;

d) Индивидуальности;

9. Заполните пропуски в утверждениях:

1) Древних мыслителей, рассматривавших вопросы души, условно можно разделить на два направления: одухотворявших мироздание –а) …………… и оживлявших - б)……………..

2) Во времена античности предметом психологического рассмотрения считали ……….

3) Сознание стало предметом психологического рассмотрения в эпоху ……….

4) Сегодня наиболее крупные течения психологии рассматривают в качестве ее предмета психику и …………

5) В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию, которая занималась исследованием простейших структур осознаваемого внутреннего опыта, таким образом было основано направление психологии, получившее название ……….

6) В 1881 г. Уильям Джеймс в США начал исследовать различные функциональные состояния психики, которые позволили бы выработать различные формы поведения. Так было основано направление психологии, получившее название ………..

7) Джон Уотсон утверждал, что психология должна рассматривать те явления, которые доступны наблюдению, и предложил отказаться от психики в качестве предмета психологического исследования. Это направление получило название ………..

8) Зигмунд Фрейд утверждал, что предметом психологического исследования должно стать выявление неосознаваемых мотивов поведения человека. Таким образом было создано направление, получившее название ……….

9) Курт Левин настаивал на неделимости психических явлений, утверждая, что предметом психологического рассмотрения должна стать психическая жизнь человека в комплексе – это направление получило название………….

10) Абрахам Маслоу утверждал, что задачей развития личности является реализация творческого потенциала, к которой стремится, по его мнению, каждый человек, но достигают этого состояния, названного им самоактуализацией немногие, так как для этого необходимы определенные условия, это направление психологии было названо …………

11) Л.С. Выготский утверждал, что предметом психологического рассмотрения должна стать деятельность, так как, по его мнению, психику можно наблюдать только в процессе деятельности, эти явления взаимозависимы и невозможны друг без друга. Он принадлежал к направлению психологии, названному ……………..

Материал для самоподготовки:

https://spbmu.s-psy.ru/obucenie/kurs-psihologii/lechebnii/posobie-osnovy-obsej-i-medicinskoj-psihologii/posobie-osnovy-obsej-i-med-psihologii-cast-1#_Toc41892164


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: