Основные термины и определения. Урок 4. Фотография как искусство

Урок 4. Фотография как искусство

1. Природные черты фотографии и ее потенциальная художественность;

2. Восприятие зрителем картинной плоскости;

3. Основы композиция в фотографии;

4. Классификации фотографии. Жанры и виды фотографии

Природные черты фотографии:

Документальность фотографии обусловлена тем, что изображение в ней получается в результате физико-химических процессов, т.е. оно обладает абсолютной объективностью.

Избыточность – еще одно прирожденное свойство фотографии. В объектив фотокамеры кроме сюжетно важной информации, попадает еще много второстепенных и ненужных деталей.

Одноглазое видение (через объектив) объясняет центральную перспективу, свойственную фотографии.

Прозрачность фотографии – иллюзия восприятия фотоизображения человеком и то, что отличает его от изображений рукотворных;

Одномоментность – свойство, из-за которого фотографов сравнивают с охотниками за мгновениями. Фото создается за одно мгновение, «замораживая» все, что поместилось в кадре, но рассматривать его можно сколь угодно долго.

Случайность – свойство, которое постоянно преподносит сюрпризы. Упорными тренировками фотографы добиваются умения контролировать все элементы большой сцены, которая видна в видоискателе. Случай может испортить, а может и спаси кадр. Шедевры рождаются при стечении множества случайностей.

Анализ и отбор – двухэтапный процесс, который фотографу доставляет много хлопот, но именно в нем и кроется рецепт создания шедевров. Фотограф выбирает дважды – при съемке и при просмотре отснятого материала. Часто фотограф творит не от замысла к результату, а наоборот – от результата к его оценке и осмыслению. Нужно научиться стирать память о съемке, видеть кадр чужими глазами.

Вопрос, который волновал фотографов почти сто лет: явление фотографии – документальное или художественное? Ответ одновременно и прост, и сложен: фотография абсолютно документальна и в то же время потенциально художественна. У человека с фотокамерой есть только одно пространство для художественности – плоскость фотоматериала.

Настоящий фотограф не зависимо от жанра, в котором работает, должен добиваться не только высокого технического исполнения снимка, но и художественности кадра.

Восприятие картинной плоскости – сложнейший комплекс психофизиологических процессов, которые происходят в головном мозге человека, и которые являются следствием многовековой эволюции Homo sapiens. Анализ и исследование картин и фотографий других авторов имеет огромное значение в учебном процессе. Изучая закономерности восприятия зрителем информации, которую автор поместил в свое изображение, можно находит свои собственные способы создания визуального обращения языком фотографии.

При восприятии плоского изображения зритель, прежде всего, обращает внимание на линии и их расположение, на формы его отдельных элементов и их тональные массы, угадывает перспективы и масштабы, оценивает уравновешенность изображения и его симметричность, и т.п.

Многих волнует, как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды зрителей? Для создания настоящего произведения искусства недостаточно только сфотографировать изображение. Необходимо гармонично разместить объекты на снимке, наполнив его смыслом. Другими словами – необходимо создать гармоничную композицию.

Композиция в фотографии (сочинение, составление, расположение – лат.) – объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание.

Существуют множество разных способов и правил создания гармоничной композиции. Бывает достаточно определенным образом разместить сюжетно важные объекты в кадре, а в другом случае понадобится правильно выбрать точку съемки. Овладение композицией в фотографии – процесс очень длительный, практически, бесконечный. Но, вы скоро начнете замечать, что снимки становятся более выразительными, если будете использовать хотя бы некоторые из правил построения композиции, рассмотренные в этом уроке.

Базовыми в фотографической композиции являются такие понятия как планы (мелкий, средний, крупный), точка съемки и ракурс. Именно они оказывают огромное влияние на восприятие зрителем авторского замысла того или иного сюжета. Также фотографу по силам передавать на двухмерном листе фотоматериала объемность реального мира. Чтобы влиять на эффект восприятия объема он может использовать фронтальную или диагональную композицию, применять перспективы – линейную, пространственную, тональную. Для этого в первую очередь ему понадобятся знания о свойствах объективов.

Перспективой называется система изображения объемных тел на плоскости, передающая их пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя.

Линейная перспектива центральная проекция предметного пространства на плоскость. Характерной особенностью является схождение параллельных линий в условную точку на линии горизонта.

Пространственная перспектива - это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости. Признаком пространственной перспективы является уменьшение масштаба удаляющихся предметов.

Тональная перспектива – это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства.

Для гармоничного построения кадра прежде всего нужно научиться правильно выбирать его границы, умело обрамлять сюжет снимка, под конкретные сюжеты подбирать уместные фоны, выстраивать необходимые отношения между смысловым и визуальным центрами кадра. Связь частей композиции становится более доступной для понимания зрителем, если в визуальном центре кадра расположить главный элемент, вокруг которого на художественной основе объединить остальные. Смысловой центр композиции – это главное, все остальные элементы должны иметь тяготение к нему по расположению и другим взаимосвязям. Введение главного композиционного элемента и соподчиненность остальных частей ему усиливает внутреннюю связь частей между собой и повышает общую выразительность.

Большое значение в композиции фотоснимка играют линейные построения. Следует учитывать, что свои уникальные свойства имеют прямые и изогнутые линии, перекрещивающиеся и спиралевидные, причем имеет большое значение, как они ориентированы по отношению к сторонам кадра. Если автор передает статичность, требуются спокойные движения линий по вертикалям и горизонталям. Динамика же запрашивает диагонали. Прочтение любого визуального произведения зрителем происходит путем «скольжения» взгляда по линиям. Чем совершеннее владеет секретами линий автор, тем приятнее будет восприятие его работы.

Важнейшим средством, ведущим к упорядочению различных изображений и форм, является ритм, которыйравномерным чередованием элементов, порядком сочетания линий, объемов, воздействует на наши чувства. Когда мы смотрим на неподвижное изображение с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, ощущение ритма дает восприятие движения. Закономерное чередование объемов, линий, поверхностей, упорядоченное изменение их характеристик – все это используется при композиции снимка. По аналогии с музыкальным, ритм в фотографии может быть спокойным, беспокойным и даже рванным, что будет отражаться на эмоциональном восприятии зрителем того или иного сюжета. Чередования по горизонтали зрительно снижают высоту изображаемого предмета, а по вертикали – делают выше. Необходимое впечатление от сюжета фотограф может создавать умелым использованием всех возможностей ритма.

Фотография должна быть зрительно устойчива. Равновесие в композиции – это баланс всех элементов между собой и по отношению к геометрическому центру. Распределение тональных пятен и объемов относительно центра должно давать ясную зрительную информацию об устойчивости. Равновесие у зрителя вызывает чувства спокойствия и уверенности.

Симметрия с давних времен считалась одним из канонов красоты, ведь она сама собой предполагает равновесие композиции и безусловно приводит к достижению единства и художественной выразительности. Симметрия в переводе с греческого означает соразмерность. Хотя в фотографической композиции используются все виды симметрии (зеркальная, центральная и винтовая), однако в отличие, например, от архитектуры, она не имеет столь весомого значения и встречается нечасто. Фотография склонна к более сложным композиционным построениям – к асимметрии. В ассиметричных композициях очень важна зрительная уравновешенность всех элементов изображения (по тональным массам, цветам и др.). Необходима динамическая уравновешенность элементов, что бы создавалось впечатление движения в пределах целого. Если симметричная композиция читается легко и сразу, то ассиметричная постепенно.

Восприятие реальных размеров объектов, изображенных на снимке, возникает только в сравнении их друг с другом. Для характеристики соразмерности важно понятие масштаба. При достижении правильной масштабности большую роль играют мелкие детали. Масштабность является достаточно сложным средством композиции. Неразрывно с масштабностью связано понятие пропорции. Пропорция – это равенство двух отношений. Это еще одно из классических и универсальных средств композиции. Пропорциональные величины зависят друг от друга настолько, что с увеличением одной в несколько раз, соответственно во столько же раз увеличивается другая величина. Соотношения форм, объемов – важнейший базис, на котором строится вся композиция.

Среди идеально выверенных пропорций особо можно выделить "золотое сечение", которое связывают с именами выдающихся ученых – Фибоначчи и Леонардо да Винчи. Египетские пирамиды, Парфенон, греческие вазы – все это результат практического применения принципа "золотого сечения". Именно благодаря его пропорциям эти объекты вызывают у зрителей впечатление красоты и гармонии, согласованности частей единого целого.

Золотое сечение – деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине:

Если фотографический кадр по вертикали и горизонтали разделить прямыми линиями в пропорциях «золотого сечения» (например, в пропорциях 3:5), то эти линии будут называться «силовыми», а точки, полученные на их пересечении – зрительными центрами или активными точками композиции. Оказывается, внимание зрителя в первую очередь будет обращено к тем частям изображения, которые совпадают с активными точками и расположены на силовых линиях.

Правило третей – это принцип построения композиции, основанный на упрощенном правиле «Золотого сечения», когда при определении зрительных центров кадр делится линиями, параллельными его сторонам, в пропорциях 2:3. Несмотря на заметное отличие положения активных точек, полученных по правилу третей, от «Золотого сечения», технологическая простота и наглядность сделали эту схему композиции настолько популярной, что сетка, построенная по правилу третей, часто используется в видоискателях некоторых фотокамер для облегчения компоновки кадра.

И еще необходимо упомянуть об одном важнейшем средстве композиции – о контрасте. Контраст – резко выраженная противоположность чего-нибудь (цвета, объема, размера и др). Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия в целом. Усиливая и подчеркивая различие между тональными массами, размерами, контраст объединяет их в одно единое целое. Из-за этого цельное изображение получается напряженным и выразительным.

Нюанс - еще один способ выразительности. Если контраст несет в себе явно выраженную противоположность, то нюанс несет в себе едва заметный переход, оттенок. Нюанс едва заметен, акцент звучит жестче, ярче. Задача акцента заострить, привлечь внимание определенной деталью.

Перечень композиционных приемов и правил можно продолжать еще долго, но оставим их на самостоятельную проработку.

Существует две основные классификации фотографий – по жанрам и по видам. Когда в качестве критерия классификации выбирают объект съемки, говорят о фотографических жанрах. Если же исходят из основных фотографических задач, то есть отталкиваться от меры соответствия «объект-изображение» и от степени организации визуальной информации, то имеют дело с видами фотографии. Классификация по жанрам намного более популярна и привычна, чем по видам. Последнюю чаще используют в фотожурналистике, и в соответствии с ней фотография подразделяется на: меморативную, информационную, событийную, ситуативную (фото момента и фото детали), изобразительную и композиционную.

В настоящем курсе изучаются жанры фотографии.

Практическая часть. Учимся анализировать фотографии.

Домашнее задание.

1. Произвести анализ композиции нескольких собственных снимков, отснятых до учебы в школе. Быть готовым к изложению этого анализа в школе.

2. Снять несколько кадров, сознательно применяя одно или несколько правил композиции. Напечатать.

3. Быть готовым объяснить, почему отдаете предпочтение съемке определенных жанров, а других избегаете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: