Основные термины и определения

Урок 6. Основные фотографические жанры. Рекомендации по практической съемке

1. Портрет (классификация, высокий/низкий ключ, основы работы с моделью, классификация поворотов и др.)

2. Жанр (постановочный и репортажный методы съемки, скрытая и привычная камеры, правовые и этические моменты и др.)

3. Натюрморт (классификация, сюжеты, осветительное оборудование, антураж и атрибутика и др.)

4. Пейзаж и архитектура (классификация, основные подходы и приемы съемки, дополнительное оборудование, аксессуары и др.)

Жанр – это исторически сложившееся внутреннее деление художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Фотопортрет – жанр фотографического искусства, посвященный изображению человека или группы людей, показывающий характер, внутренний мир, жизненные ценности изображенного или изображаемых, и выполненный с целью представления зрителям.

Существует большое количество классификаций фотографических портретов. Например, портрет может быть одиночным или групповым, документальным или художественным, постановочным или репортажным, студийным, снятым в интерьере или на открытом воздухе, интимным или парадным, характерным или гламурным, и т.п.

В зависимости от части фигуры, которая попадает в кадр, портреты подразделяют на: головной, по плечи, погрудный, поясной, поколенный и во весь рост.

У каждого поворота модели тоже есть свое название: анфас, легкий поворот, классический поворот, критический поворот, приходящий профиль, профиль, уходящий профиль.

Часто изображение человека имеет утилитарное или информационное назначение. Неповторимость образа портретируемого – важнейший критерий художественности снимка. Фотограф стремится превратить изобразительный документ в предмет творчества. Создать яркий, запоминающийся и содержательный портрет – непростая задача. Для этого в снимок нужно привнести элементы уникальности, которые к тому же были бы оправданны. Такими элементами, например, могут быть: уникальная личность портретируемого (звезды), уникальная обстановка (космический корабль), уникальное занятие, особое эмоциональное состояние, яркий жест, необычный макияж, одежда. Кроме этого при создании портретного образа следует руководствоваться такими правилами композиции, как ритм, фон, ракурс, масштабность и пропорции, точка съемки и др.

Чуть ли не главным рецептом удачного портрета можно считать удачное его световое решение. В идеале каждый портрет требует индивидуального светового рисунка. Но многие схемы студийного и натурного освещения достаточно универсальны. Фотограф вправе решать, какой путь выбрать и так уж ли необходимы ему необычные световые приемы. Но важно помнить: свет – основной и очень эффективный инструмент фотографа-портретиста.

В студийных условиях фотограф имеет возможность управлять светом. На улице это делать не представляется возможным, но он может выбирать освещение. Нужно научиться видеть, как свет «формирует» лицо, как оно меняется в зависимости от освещения. Идеально для портрета подходит погода с большим количеством облаков или легкая облачность. Рассеянное освещение при этом не создает глубоких теней, а люди не прищуриваются и поэтому сохраняют естественное выражение лица. Самым неблагоприятным бывает жесткий солнечный свет ближе к полудню, который создает резкие тени на лице. Также определенные сложности на улице следует ждать от фона.

Также фотопортреты принято разделять по соотношению светлых и темных участков в кадре на светотеневые и светотональные. Световой рисунок, заданный прямым светом, с хорошо выраженными теневыми участками и светотенями характеризует светотеневой снимок. Фотографируя на открытом воздухе, мы чаще всего имеем дело с таким характером освещения. Светотональный рисунок дает освещение в пасмурный, туманный день и солнце – сквозь прозрачный, но достаточно плотный слой облаков. В портретной фотографии ярко выраженные решения в светлой и темной тональности именуют выполненными в светлом (высоком) и темном (низком) ключе.

Некоторые практические советы по работе с моделью:

1. Определите для себя задачу фотосессии – какой портрет вы хотите получить? Будете выявлять характер человека, или просто зафиксируете красивые черты и формы?

2. Понаблюдайте за моделью – за формой лица и мимикой, определите наиболее выигрышные ракурсы и повороты модели;

3. Установите контакт с моделью. Создайте такую атмосферу, чтобы она чувствовала себя максимально комфортно и могла раскрыться, проявить себя.

4. Проявляйте к модели искренний интерес, разговаривайте с ней на протяжении всего сеанса съемки, чтобы она не замыкалась на посторонних мыслях;

5. Первую съемку модели всегда считайте пробной. Изучите ее результаты, чтобы эффективность следующей фотосессия была выше.

Очень часто путают репортажную съемку, жанровую и фотоочерк.

Жанр (в узком значении слова) – это фотографирование повседневных занятий и поведения людей. Жанровые сюжеты могут быть реализованы как путем постановки (режиссирования) сцен, так при помощи репортажного метода съемки. Но, независимо от выбранного метода создания фотоизображения, приоритетом при съемке жанра должен оставаться человек, а не события вокруг него.

Фотоочерк – это повествование, не привязанное к одному моменту и не столь жестко ограниченное по времени (см. ниже).

В репортаже самым главным «действующим лицом» выступает общественно важное событие. Люди, принимающие в нем участие, демонстрируют на снимке его значение, характер и ход развития.

Жанровая фотография очень близка к литературе. В кадрах, рассказывающих о жизни и занятиях людей, зритель ищет либо познавательную информацию, либо изящество стиля, либо иносказание и символизм, созвучные его чувствам и мыслям. А фотограф старается донести до зрителя хоть что-нибудь из названного.

Экзотический сюжет из жизни далекой страны и ее народа – самый простой рецепт получения хороших жанровых фотографий, но часто он не самый доступный.

Очень часто в центре жанровой фотографии – совершенно обыденные сюжеты, которые зритель попросту перестал замечать. Фотограф освежает их восприятие. Жанровая фотография чаще всего ищет противоречия, конфликты и проблемы, окружающие нас каждый день. Авторы стремятся пробить психологический иммунитет и равнодушие зрителя. Основным стилистическим приемом в данном случае является максимальная искренность снимков и их эмоциональный заряд.

При постановочном (режиссерском, кинематографическом) подходе к жанровой съемке автор воссоздает реальность, обыгрывая задуманные либо где-то подмеченные ситуации. При этом он стремиться к максимальной незаметности вмешательства в сюжет сторонней воли.

Редко когда одиночный снимок может до статочно полно рассказать о характере, занятиях и жизни героя сюжета. Это под силу серии фотографий. Ее следует рассматривать как единое целое, а автору нужно стремиться не только к выразительности каждого кадра, но к целостности фоторассказа. Фотоочерк можно назвать развернутым жанровым повествованием.

Главная особенность репортажного метода – фотограф в ходе репортажа, как правило, не имеет возможности повлиять на события, режиссировать кадр.

При съемке репортажа используют два основных приема – метод скрытой камеры и метод привычной камеры.

Наиболее часто применяют следующие приемы скрытой камеры: маскировка камеры, съемка от бедра или пояса, фотографирование с помощью ассистента, отвлекающий маневр и др.

Начинать осваивать репортажный метод следует с метода привычной камеры. Воспользуйтесь при этом следующими советами:

1. Не прячьтесь, но и не привлекайте к себе внимание;

2. Оставайтесь рядом с главными героями настолько долго, чтобы вы стали своим в мизансцене. Но помните – для всех вы должны остаться статистом;

3. Хорошо, если вы женщина. Если нет, берите с собой на съемку даму

4. Снимайте, если вас попросят. Несколько кадров для них, остальное уже для себя

5. Полагайтесь на здравый смысл и не лезьте на рожон

Не забывайте о собственной безопасности. Чтобы при съемке на улице избежать неприязностей, придерживайтесь простих правил:

1. Следите за реакцией людей на вас и вашу камеру. Особенно остерегайтесь необычных людей. Старайтесь избегать конфликтных ситуаций

2. Обращайте внимание на то, где вы находитесь – в общественном месте или частном владении;

3. Окружающие вас люди опасаются коммерческого использования их изображения. Будьте готовы доказать им обратное – заранее приготовьте легенду;

4. Продумывайте заранее, что одеть на съемку самим и во что сложить фотооборудование;

5. Тренируйтесь перед зеркалом.

Натюрморт (от франц. nature morte – мертвая природа) – изображение неодушевленных предметов быта, разного рода атрибутов, фруктов, цветов, промышленных изделий и т. п. Часто этот жанр еще называют – «тихая жизнь» вещей. Порой основное требование к фотонатюрморту – это выразительное воспроизведение предметов с характерными особенностями их формы и фактуры. Но самые незабываемые впечатления у зрителей оставляют художественные фотонатюрморты, в которых с помощью так называемых предметных композиций создаются своеобразные картины жизни и рассказывается об отсутствующем в кадре человеке. Причем выразительные средства натюрморта необычайно разнообразные, а круг тем – неисчерпаем.

Фотографирование простых натюрмортов из нескольких предметов позволяет научиться работать с освещением, гармонично и уравновешенно заполнять пространство кадра, выделять главные сюжетные объекты, размещая их в определенной точке снимка.

Чаще всего натюрморты фотографируют в помещении с применением студийного осветительного оборудования. Но порой света из окна и белого листа бумаги в качестве фона может оказаться вполне достаточно для отличного результата. Освещением в натюрморте выделяют элементы композиции, формируют объемы и силуэты предметов, добиваются пластичности и фактурности их поверхностей. Технический арсенал осветительных приборов и принадлежностей к ним при съемке натюрморта зависит от авторского замысла. Оправданность используемых технических средств важнее их количества.

В зависимости от состава натюрморта и его смысловой нагрузки выделяют несколько его видов. Технический натюрморт – один из наиболее распространенных видов профессиональной съемки. Тут важны точность изображения, узнаваемость предмета и самый характерный для него ракурс. Такие «паспорта вещей» фигурируют в технической документации и в рекламно-торговых каталогах.

Реалистический натюрморт – в кадре собраны предметы, тематически объединенные какой-либо областью деятельности человека. Такой снимок имитирует естественное, «как будто в жизни», сочетание элементов композиции. Иногда фотографу везет подсмотреть готовый сюжет, но это совершенно не означает, что при необходимости его не следует немного «причесать» – убрать лишние элементы, подправить расположение основных предметов, улучшить освещение сцены.

Следующий вид натюрморта – художественный или сюжетный – характеризуется подбором объектов, которые не просто объединены конкретной утилитарной спецификой, а призваны воплощать авторские идеи, мысли и эмоции. Элементы композиций при этом становятся символами и аллегориями. Это наиболее сложный по исполнению вид фотонатюрмотра.

И еще один вид натюрморта – рекламный. Если вхудожественном натюрморте всегда рассказывается о чувствах, мыслях и деятельности людей, то при создании рекламного натюрморта требуется эстетика вещей «в чистом виде». Сегодня большое влияние на стилистику рекламного натюрморта оказывают цифровые технологии изображений.

Некоторые практические советы по освоению фотографического натюрморта:

  1. Начинайте эксперименты в жанре натюрморта с небольшого количества вещей;
  2. Хорошая композиция – половина успеха в натюрморте. Помните, что композиции из предметов, близких по форме, цвету, тональности могут оказаться скучными, и наоборот – нагромождение большого количества вещей и нарочитая оригинальность могут помешать зрителю прочесть авторский замысел.
  3. Чтобы объекты, запечатленные на снимке, превратились в художественные образы, для них необходимо найти сюжетно обоснованное место в кадре и оригинальное освещение. Способ расположения предметов несет определенный смысл.
  4. Не забывайте о глубине резко изображаемого пространства. Чаще всего необходимо четко воспроизвести все компоненты композиции. Следовательно, придется установить большое значение диафрагмы и длинную выдержку, а камеру закрепить на устойчивом штативе.

Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна, местность)– изображение естественной или преобразованной человеком природы, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников и т.п. В зависимости от главного предмета изображения и характера природы, внутри пейзажного жанра различают: сельский и городской пейзажи; архитектурный и индустриальный пейзажи; морской и речной пейзажи.

Почему съемка пейзажа была столь популярной на ранних этапах развития светописи и почему она остается столь притягательной сегодня – очевидно. Мы живем в окружении того или иного ландшафта. Чтобы начать съемку, достаточно лишь переступить порог дома. Попробуйте, и уже с первых кадров поймете: снимать пейзаж только на первый взгляд кажется простым занятием.

Пейзаж иногда называют портретом природы. Как и в портрете, мы стараемся передать характер портретируемого. То есть, в пейзаже фотографа будут интересовать уникальные состояния природы, интересные светотеневые рисунки, неповторимые мгновения прохождения атмосферных явлений и т.д.

Как правило, самые урожайные на фотогеничные моменты в состоянии природы небольшие временные промежутки – на рассвете и на закате солнца, когда изменяющаяся яркость неба становится сравнимой с яркостью объектов съемки. Такое время называется режимным и зависит от географической широты, времени года, облачности и некоторых других факторов. Режимное время составляет в среднем 30 минут. Утреннее режимное время дольше, чем вечернее. В результате объекты съемки равномерно освещены, имеют мягкие очертания, цвета принимают мягкие пастельные тона. Вечернее режимное время часто используется для съемки ночных пейзажей и отличается темным, но не черным небом и хорошей проработкой собственно пейзажа в нижней части кадра.

Фотогеничности кадру придают атмосферные явления. Доказательства этому буквально у нас под ногами. Сухая мостовая никому не интересна, но стоит пройти дождю, и она становится живой, играет красками и формами, отражающимися в ней. Туман – одно из самых любимых атмосферных явлений в пейзажной фотографии. Впрочем, любая перемена погоды – всегда динамика, характер, красота.

О пейзажистах говорят, что они рано встают и до полудня успевают набегаться. Действительно, полуденное высокое солнце дает жесткие тени, которые убивают пластику и объем изображения. Снимать в это время пейзаж неблагодарное дело.

Успех пейзажного кадра в значительной степени зависит от точки съемки. Представить, какой вид открывается с той или другой точки, просто нереально. Вот и приходиться перемещаться – много и энергично.

А еще нужно постоянно помнить о законах композиции. Особенно важными для пейзажиста являются правила перспективы, «Золотого сечения», кадрирования, также пригодятся знания свойств линий и форм, структурного плана плоскости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: