Форма мероприятия: игровая, беседа-игра, викторина

В мезолите преобладал охотничьесобиратель­ный тип общественного устройства. Важное событие произошло в неолите 9-6 тыс. лет тому назад, получившее название неолитической революции - одомашнивание диких животных, переход к выращиванию растений и оседлому образу жизни (свайные постройки). Из охотничье-собира­тельного хозяйство превратилось в производящее скотоводческо-зем­ледельческое. Виды домашних животных и культурных растений, выве­денные с помощью искусственного отбора и гибридизации, гончарное производство, ткачество, металлургия и другие результаты неолити­ческой революции широко используются и поныне.

Эволюция культуры. Помимо эволюции человека как биологического вида, можно го­ворить об эволюции культуры. Для обозначения различных периодов человеческого развития археологами была предложена шкала, которая основывалась на материале орудий, созданных и применяемых челове­ком. Соответственно, на этой шкале выделены каменный, медный, бронзовый и железный века. Каменный век – это эпоха применения каменных орудий. В его пределах выделяют палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный веке) и неолит (новокаменный век). В свою очередь, в пределах палеолита выделяют нижний палеолит (преобладание галечных орудий), средний палеолит (преобладание орудий на отщепах - отколотых частях камня, являющих­ся заготовкой для более сложных орудий) и верхний палеолит (от 38 тыс. лет, появление пещерного искусства у «Человека разумного»).

Этнология. Многие различия между людьми (национальные, расо­вые, половые) являются естественными, поэтому общественные объединения по этим признакам можно рассматривать с естественно­научной точки зрения. Одной из таких наук является этнология с основным для нее понятием этноса. Этнос в отличие от ис­пользуемого в гуманитарных науках понятия нации, представляет со­бой объединение людей, главным образом, по национальному (т. е. в большей степени естественному, чем культурному) признаку.

Этология. Этология еще до социобиологии показала, что в человеке много свойственного животным. Агрессивность человека соответствует аг­рессивности животных, а садизм имеет корни в инстинкте агрессии. Как и в животном мире, агрессивность больше присуща мужчинам. От­бор в результате только внутривидовой борьбы, как считают этоло­ги, может быть отрицателен для вида, а он играет все большую роль для человека, стимулируя войны и экологический кризис.

Э. Геккель выдвинул гипотезу о существовании в прошлом промежуточного (между обезьяной и человеком) вида, который он назвал питекантропом (букв. «Обезь­яночеловек»). Питекантропом были названы остатки, обнаруженные в 1891 году на острове Ява. Сущест­ва, жившие 0,5 млн. лет назад, имели рост более 150 см, объем мозга примерно 900 куб. см., использовали ножи, сверла, скребки, ручные рубила. В 20-е годы XX века в Китае был найден синантроп («китайский человек») с близким к питекантропу объемом мозга. Он использовал огонь и сосуды, но не имел речи.

Антпропология. В буквальном смысле «антропология» - наука о человеке (от греч. «антропос» - человек). Современная антропология изучает проблемы происхождения человека, а также специфику его строения и эволюции. Бурное развитие антропология получила во второй половине XIX века после создания теории эволюции Дарвина.

Человек как предмет естественнонаучного познания. Науки о человеке. В начале курса мы говорили о различии естественнонаучного и гумани­тарного знания и определили, что естествознание изучает приро­ду, как она есть, а гуманитарные науки изучают духовные произве­дения человека. О человеке можно говорить как предмете естествознания в том смысле, что человек тоже часть природы, как с точки зрения своего происхождения, так и с точки зрения биологической основы своего существования.

В настоящее время в науке утвердилось представление, что че­ловек – биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты. С каждым годом этология накапливает все боль­ше данных, свидетельствующих о том, что социальное поведение че­ловека во многом генетически детерминировано. С точки зрения современной науки более правильно разделять био­логическую предопределенность существования человека и его родо­вую (собственно человеческую) сущность.

Итак, человек как предмет естественнонаучного познания может рассматриваться в трех аспектах: 1) происхождение; 2) соотношение в нем естественного и гуманитарного; 3) изучение специфики чело­века методами естественнонаучного познания. Первое направление, традиционно называемое антропологией, изучает: когда, от кого и как произошел человек и чем он отличается от животных; второе направление – социобиология, изучающая генетическую основу челове­ческой деятельности и соотношение физиологического и психического в человеке; к третьему направлению относится изучение естествен­нонаучным путем мозга человека, его сознания, души и т. п.

Геккель первым предположил, что не современные обезьяны были предками человека, а дриопитеки («древесные обезьяны»), которые жили в середине третичного периода (70 млн. лет назад). От них одна линия эволюции пошла к шимпанзе и гориллам, другая - к чело­веку. 20 млн. лет назад под влиянием похолодания джунгли отступи­ли и одной из ветвей дриопитеков пришлось спуститься с деревьев и перейти к прямохождению (так называемые «рамопитеки», остатки ко­торых найдены в Индии и поэтому названы в честь бога Рамы).

В 1960 году английский археолог Л. Лики открыл в Восточной Африке «Человека Умелого», возраст которого 2 млн. лет, а объем мозга 670 куб. см. В этих же слоях были обнаружены орудия труда из расколотой речной гальки. Позже на озере Рудольф в Кении были найдены остатки существ того же типа возрас­том 5,5 млн. лет. Наличие изготовленных орудий труда (если по этому факту судить о становлении человека) позволили существенно увеличить его возраст. После этого укрепилось мнение, что именно в Восточной Африке в четвертичном периоде кайнозойской эры произошло разделение че­ловека и человекообразных обезьян (не ранее, так как гены тех и других слишком сходны), т. е. разошлись эволюционные линии чело­века и шимпанзе.

Что было причиной появления человека именно в одном месте? В Восточной Африке имеют место выходы урановых пород и существует повышенная радиация. Последняя, как доказано генетикой, вызывает мутации. Таким образом, здесь эволюционные изменения могли проте­кать более быстрыми темпами. Возникший вид, физически более сла­бый, чем окружение, должен был, чтобы выжить, начать изготавли­вать орудия, вести общественный образ жизни и развить разум как мощный инструмент слабого от природы существа, не обладающего достаточными естественными органами защиты.

«Человека Умелого» относят к австралопитекам (букв. «южная обезьяна»). Объем мозга австралопитека не превышал объема мозга человеко­образных обезьян, но он был способен к созданию орудий труда. Это стало формой преодоления противоречия между недостаточной естест­венной вооруженностью австралопитека и большой насыщенностью его существования опасными ситуациями.

В 1856 году в долине Неандерталь в Германии обнаружили ос­татки существа, жившего 150-40 тыс.лет назад, названного неандер­тальцем. Он имел объем мозга, близкий к современному человеку, но покатый лоб, надбровные дуги, низкую черепную коробку; жил в пе­щерах, охотясь на мамонтов. У неандертальца впервые обнаружены захоронения трупов. Наконец, в пещере Кро-Маньон во Франции в 1868 году были найдены остатки существа, близкого по облику и объему черепа (до 1600 куб. см.) к современному человеку, имевшему рост 180 см и жившему от 40 до 15 тыс. лет назад. Это и есть «Человек Разум­ный». В ту же эпоху появились расовые различия.

Итак, линия эволюции человека выстраивается следующим обра­зом: «Человек умелый» (австралопитек), «Человек прямоходящий» (питекантроп и синантроп), «Человек неандертальский», «Человек разумный» (кроманьонец). После кроманьонца человек не изменялся генетически, тогда как его социальная эволюция продолжалась.

В соответствии с одной из гипотез человек современного типа возник 200 тыс. лет тому назад в Восточной Африке, при этом питекантроп, синантроп и неандерталец - не предки современного человека, а различные группы гоминид (че­ловекообразных существ), вытесненных «Человеком прямоходящим» из Восточной Африки.

Альтернативная точка зрения мультирегиональной эволюции че­ловечества утверждает, что только архаичные люди возникли в Африке, а современные - там, где они живут сейчас. Че­ловек покинул Африку не менее 1 млн. лет назад. Эта гипотеза ос­новывается на палеонтологическом сходстве между современными людьми и далекими предками, живущими в местах их обитания.

Социобиология. Данная наука занимается поисками границ между би­ологическим и специфически человеческим. Эта наука в применении к изучению человека находится на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания. «Социобиология изучает биологические основы всех форм об­щественного поведения, включая человека», - писал основоположник этой науки Э. Уилсон. Как нейрофизиология стремится объяснить физиологические основы мышления, так социобиология - биологические основы эволюции человека.

Социобиология изучает коэволюцию в самом человеке. Ее основ­ная идея в отношении к человеку заключается в том, что «Человек Разумный» есть обычный биологический вид с генетически разнооб­разным поведением. У человека, как любого другого вида жизни, не может быть целей, которые возникали бы вне его собственной биоло­гической природы. В человеке есть врожденная способность к взаимопомощи и к общительности как основе морали. В той степени, в которой эта способность наследуется, она социобиологична; в той, в которой приобретается в процессе жизни и воспитания – социокультурна. Проблема в том, мо­жет ли влияние цивилизации переходить на генетический уровень и становиться фактором искусственного от­бора или имеет место только социальное наследование культуры.

Генетика вкупе с социобиологией изучает вопрос о том, су­ществуют ли гены эгоизма, альтруизма, т. е. наследуются ли черты характера или они социально обусловлены воспитанием. Под генети­ческую детерминацию попадает инцестовое торможение, конфликт от­цов и детей, война, территориальность, различная ориентация по­лов, страх детей перед чужими людьми и т. д. Стремление сохранить свой престиж и достоинство также врожденно. Социобиология утверж­дает, что скоро в нашей власти будет определять многие из генов, которые обусловливают поведение.

Один из спорных моментов социобиологии – выяснение того, что в большей мере – эгоизм или альтруизм – является движущей силой эволюции. В соответствии с точкой зрения, выраженной в книге Р. Докинса «Эгоистичный ген», само воспроиз­водство жизни – функция эгоизма, и все, что эволюционировало, должно было быть эгоистичным. Представители этих взглядов долж­ны ответить на вопрос: как объяснить с позиций борьбы за существо­вание широкое распространение альтруистического поведения?

Перед сторонниками второй точки зрения стоит вопрос: как альтруистическое поведение может передаваться из поколения в поколение? Ответ на него к настоящему времени таков. Если одно животное подает сигнал об опасности другим, рискуя своей жизнью, это поведение может быть сохранено отбором, так как дает преиму­щества родственным особям, а гены альтруистической особи сохра­няются в них. Жала рабочих пчел остаются в теле врага, неся гибель самой пчеле, а африканские термиты в сражении с врагами изверга­ют особый секрет, от которого гибнут сами и их противники. Популя­ции, в которых индивиды проявляют самопожертвование ради поль­зы других, оказываются в более выгодных условиях, чем те, члены которых, прежде всего, заботятся о собственном благополучии.

Как преодолевается эта опасность в животном мире? К. Лоренц писал: «Полезный, необходимый инстинкт вообще остается неизменным; но для особых случаев, где его проявление было бы вредно, вводится специально созданный механизм торможения. Культурно-историчес­кое развитие народов происходит аналогичным образом; именно пото­му важнейшие требования Моисеевых и всех прочих скрижалей, - это не предписания, а запреты». Христос запретил противиться злу. Отказ от борьбы известен и у животных.

Агрессивность нельзя исключить, избавляя людей от раздражаю­щих ситуаций, или наложив на нее моральный запрет, или с помощью генетической инженерии, так как она выполняет биологически поло­жительную роль, и все инстинкты связаны между собой. Спорт, искусство, наука, смех выступают как необходимый тормозящий механизм агрессии по отношению ко всем людям и всей природе. Важна и борьба с грехами, потому что на это уходит энергия. Лоренц формулирует биологический (этологический) вариант категорического им­ператива Канта: «Поступай так, чтобы твое поведение как разумного существа соответствовало зако­нам природы».

Однако полной аналогии между поведением человека и животных не может быть именно потому, что человек не только биологическое существо. «У дикого животного в естественных условиях не возника­ет конфликта между его внутренними склонностями и тем, что оно «должно» делать, - вот эту-то райскую гармонию и потерял человек. Более высокий интеллект обеспечил человеку культурное развитие, и, главное, принес с собой дар речи, способность отвлеченно мыс­лить, накапливать и передавать от поколения к поколению все воз­растающие запасы знаний. В результате историческое развитие чело­века происходило в сотни раз быстрее, чем чисто органическое, фи­логенетическое развитие прочих живых существ. Однако инстинкты человека, его врожденные реакции по-прежнему связаны с намного более медленным органическим развитием и отстают от его культур­но-исторического развития. Естественные склонности» уже не вполне укладываются в рамки человеческой культуры, в которых их практи­чески заменил интеллект.

Животные гораздо более жестко реагируют на стимулы, чем че­ловек. Еще одно из отличий человека от животных - способность к высоким порядкам предсказания. Большее значение, чем у животных, имеет у человека обучение и все, связанное с ним. Для того, чтобы что-то выучить, нужен интерес к этому. Спо­собом его повышения служит игра. Потребность к игре, по Лоренцу, свойственна только наиболее психически развитым из всех живых су­ществ. «Не случайно игра представляется нам более высоким видом деятельности, чем соответствующие ей серьезные типы поведения, назначение которых - сохранять жизнь вида».

Существуют вполне обоснованные опасения, что в человеческом обществе ослаблен естественный отбор (благодаря, в частности, заботе о ме­нее приспособленных и выживании больных), помогавший эволюции на­ших предков. Каких бы успехов ни достигало человечество, это всегда сопровождалось пессимистическими высказываниями, что оно находится на пути вырождения и вообще представляет собой тупико­вую ветвь эволюции.

Известным этнологом нашего времени является русский ученый Л. Н. Гумилев. Этнология, по Гумилеву, естественная наука. Если З. Фрейд пытался объяснить действия индивидов психической энерги­ей, то Гумилев объяснял социальное развитие с помощью энергии Солнца. Солнце посылает импульсы, они приводят к так называемому пассионарному толчку. При снижении солнечной активности, по Гумилеву, защитные свойства ионосферы снижаются, достигающие Земли электромагнитное излучение и потоки частиц становятся более жесткими, что, как известно, повышает уровень мутаций.

Механизм эволюции этносов, предложенный Гумилевым, близок синергетическому: воздействие извне (солнечное излучение), появ­ление «пассионариев», точка бифуркации, становление и развитие этноса. По Гумилеву, пассионарный толчок приводит к появлению неко­торого числа энергичных (пассионарных) личностей, а они, индуци­руя пассионарность, формируют этнос, ведя всех людей за собой.

Этногенез включает следующие этапы: 1) подъем - динамичная (завоевательная) фаза; 2) «перегрев», - акматическая (от франц. акмэ - «вершина») фаза; 3) переход в нормальное состояние - инерционная фаза; 4) обскура­ция - фаза затухающих колебаний. Основной лозунг фазы подъема – «интересы этноса важнее всего», главное для индивидуума – долг перед обществом. Часты войны; ведется интенсивное преобразование природы. В акматичес­кой фазе этнос достигает своей выс­шей точки силы, после которой начинается спуск вниз. В инерцион­ной фазе главным становится лозунг «будь самим собой», процветает индивидуализм; льется кровь, но культура развивается, и в ней каждый проявляет свою индивидуальность; растранжириваются богатс­тва и слава, накопленные предками; природа приходит в стабильное состояние в пассионарных странах, но разрушается в странах захва­ченных. Лозунг фазы обскурации - «будь, как все», «мы устали от великих». Возрастная болезнь - убийство лучших по личным качест­вам. Каждый думает о себе. Продолжается рост культуры и накопле­ние материальных ценностей. Этнос достигает гомеостаза. Природа или консервируется или деградирует (в этом случае этнос гибнет). При исключительном упадке пассионарности природа восстанавливает­ся. В конце развития этноса - футуристическое восприятие времени, забвение прошлого и настоящего ради будущего, приводящее к губи­тельным восстаниям и крушению. Гибель через 1200 лет настигает этнос под слиянием собственного разложения или нашествия других более молодых и энергичных этносов. Последние стадии - мемориаль­ная (остается только память как совокупность того, что было поз­нано) и реликтовая (память исчезает). Концепции Гумилева объясня­ет сказания о героях в фольклоре всех народов как воспоминания о светлой поре возникновения и мощи этноса.

Социальная экология. В широком смысле слова к экологии относится все, что включено в систему отношений «человек - природа», и, стало быть, эта наука лежит на стыке ес­тественных, технических и гуманитарных наук. Человек находится в самых разнообразных связях с окружающей средой - вещественных, энергетических, информационных. Так, например, огромное воздействие на человека, как показал русский ученый А. Л. Чижевский, оказывает Солнце. В частности, кривая распределения острых сердечных приступов во времени точно соответствует графику изменений солнечной активности. Свойства крови (число красных и белых кровяных телец) также зависят от солнеч­ного облучения. Среди современных направлений, изучающих взаимодействие меж­ду человеком и природой, можно выделить глобальную экологию, эко­логию человека и социальную экологию.

Основная задача глобальной экологии – разра­ботка прогнозов возможных изменений биосферы в целом под влиянием антропогенной деятельности. Экология человека изучает организ­м человека с точки зрения его адаптационных возможностей. Опасность для сов­ременного человека заключается, во-первых, в том, что он не обла­дает гомеостазом, соответствующим всем его нуждам. Так, он не приспособлен к радиации, поскольку защитный механизм боли не реагирует на радиоактивное облучение. Опасность и в том, что, несмотря на ог­ромные адаптационные возможности человека в сравнении с другими видами жизни, они все-таки не поспевают ныне за изменениями окру­жающей среды.

Наконец, к третьему направлению исследований взаимоотношений человека и природы, относят социальную экологию. Социальная эко­логия изучает эти взаимоотношения под углом зрения воздействия общества на среду. Она должна ответить на вопрос, почему развитие общества привело к экологическому кризису. Экология утверждает, что уменьшение биологического разнообразия опасно для устойчивос­ти экосистем, а человек, думая о повышении продуктивности, нару­шает основные закономерности развития экосистем (например, борется с «вредителями» сельского хозяйства, которые не менее важны с точки зрения разнообразия и устойчивости экосистем). Человек стремится взять как можно больше от природы, а природа стремится не к максимальной продуктивности, а к макси­мальной устойчивости – в этом суть основного противоречия в отношениях человека с Природой.

Имея свои специфические родовые качества, человек должен бо­роться с природой. Но в этой борьбе не может быть победителей, потому что человек является частью биосферы, и, уничтожая приро­ду, человек губит себя, не замечая этого, как он не замечает ра­диоактивного облучения. Разнообразие экосистем уменьшается человеком и с целью об­легчения управления ими, но при превышении определенной меры это грозит экологической катастрофой.

Есть предположения, что как в живой природе достигается го­меостаз численности популяции в среде, так должно быть и в чело­веческом обществе. Называют цифры от 1 млрд. до 12-20 и даже 700 млрд. Важно, конечно, не только то, сколько людей живет на Земле, но и то, каковы их качества. Для преодоления экологического кри­зиса необходим отказ от потребительской ориентации и изменение науки, техники, человеческих ценностей.

Наука и техника создают инструменты господства над природой, но они необходимы и для того, чтобы защитить ее. Изменения в на­учно-технической сфере должны касаться как целей, так и методоло­гии, поскольку в социальной экологии, как и в квантовой механике, уже нельзя разделить субъект и объект (человек и природа предс­тавляют собой единую систему).

Каждая из следующих стадий культуры (медный, бронзовый и железный века) также имеет свою датировку. Однако выяснилось, что это скорее стадии развития отдельных культур, и их время зависит от времени развития данной культуры. Последовательность смены «веков» не везде соблюдается и в целом данная схема ныне признается не вполне удовлетворительной, хотя ничего лучшего пока не предложено.

Развитие цивилизации, по А. Тойнби, идет через подражание. Способность к имитации, доставшаяся нам от обезьян, послужила основой социального развития человека. Английский биолог Р. Докинс ввел понятие «мим» - единица подражания. Примерами «мимов» являются мотивы, идеи, фразы, моды, способы создания вещей или частей здания.

Для нормального развития, по Тойнби, необходимы кризисы, ко­торые требуют напряжения сил для адекватного ответа на вызов си­туации. Человек достигает цивилизованного состояния не вследствие биологических дарований (наследственности) или легких условий ге­ографического окружения, а в процессе удачного реагирования на вызов в ситуации особой трудности, воодушевляющей на беспреце­дентное усилие. Прогресс общества определяется, таким образом, ответом на вызов объективных условий существования.

Ноосфера. Существуют два понимания ноосферы: 1) сфера господства ра­зума (в этом смысле провозвестником ноосферы можно считать Фихте); 2) сфера разумного взаимодействия человека и природы (по Тейяру де Шардену и Вернадскому). Мы будем понимать ноосферу во втором смысле.

Ноосфера, по Тейяру де Шардену, - это коллективное сознание, которое станет контролировать направление будущей эволюции плане­ты и сольется с природой в точке Омега, как раньше образовывались такие целостности, как молекулы, клетки и организмы. В своей известной книге «Феномен человека» он писал: «Мы беспре­рывно прослеживали последовательные стадии одного и того же вели­кого процесса. Под геохимическими, геотектоническими, геобиологи­ческими пульсациями всегда можно узнать один и тот же глубинный процесс – тот, который, материализовавшись в первых клетках, про­должается в созидании нервных систем. Геогенез, сказали мы, пере­ходит в биогенез, который, в конечном счете, не что иное, как пси­хогенез... Психогенез привел нас к человеку. Теперь психогенез стушевывается, он сменяется и поглощается более высокой функцией – вначале зарождением, затем последующим развитием духа – нооге­незом».

В «Кибернетике» Винер вспомнил о воззрении Лейбница на живой организм «как на некое сложное целое, где другие живые организмы (например, кровяные тельца) ведут собственную жизнь... Клетки об­ладают многими, если не всеми свойствами независимых живых орга­низмов». Там же он писал: «По степени целостности жизнь сообщества может вполне приближаться к уровню, характерному для поведения отдельной особи». На базе таких холистических представлений и созданы гипоте­за Геи-Земли и концепция коэволюции.

Вернадский развил концепцию ноосферы как растущего глобаль­ного осознания усиливающегося вторжения человека в естественные биогеохимические циклы, ведущего, в свою очередь, ко все более взвешенному и целенаправленному контролю человека над глобальной биогеохимией.

Концепция ноосферы напоминает натурфилософские системы или сциентистские утопии. Становление ноосферы – возможность, но не необходимость. Ценность этой концепции в том, что она дает конс­труктивную модель вероятного будущего, а ее ограниченность в том, что она рассматривает человека как прежде всего разумное сущест­во, тогда как индивидуум и тем более общество в целом редко ведет себя по-настоящему разумно. «Подобно волчьей стае – будем наде­яться, все же в меньшей степени – государство глупее, чем боль­шинство его членов», - писал Винер. Пока человечество движется отнюдь не к ноосфере, и последняя остается одной из научных гипо­тез. «Самая суть понятия ноосферы – вера в призвание людей, кото­рые должны изменить биосферу с помощью науки и техники», - отмечал П. Тейяр де Шарден. Но склонность к вере выходит за пределы разума.

Литература

Концепции современного естествознания: учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2003.

Свиридов В.В. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – СПб: Питер, 2003.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Примерами смежных наук являются такие как химическая физика, астрофизика, биофизика, физическая химия, биохимия, геохимия, биогеохимия и многие другие.

Так, например, уже нескольких поколений физиков-теоретиков бьются над созданием теории «Великого объединения», в рамках которой можно было бы установить универсальный характер всех фундаментальных сил природы.

В соответствии с верификационной концепцией научными являются лишь те результаты, которые могут быть проверены на соответствие опыту. Суть критики данной концепции сводится к тому, что в науке кроме верифицируемых результатов могут иметь место и такие, которые не сводятся только к экспериментам и непосредственно из них не следуют.

По мнению сторонников справедливости критерия фальсификации, проверка полученного знания на принадлежность к науке должна заключаться не только в поиске подтверждающих фактов, но и в реализации попыток опровержения знания. Данный критерий также подвергается критике, т.к он неприменим к тем положениям, которые не могут быть сопоставлены с опытом. Кроме того, опровержение некоторой теории может являться не столько результатом ее фальсификации, сколько вытеснения другой (более полной) теорией.

систематизация получаемых фактических данных в виде диаграмм, таблиц, блок-схем, графиков и т.п.).

Перефразируя известное высказывание А. Эйнштейна, можно сказать, что экспериментальный ответ природы на задаваемый ей вопрос будет выражен на том же теоретическом языке, на котором был задан этот вопрос.

Многие известные ученые считали, что измерения имеют основополагающее значение для науки. Так, например, английский физик У. Томсон (лорд Кельвин) считал, что «каждая вещь известна лишь в той степени, в какой ее можно измерить», а создатель периодической системы химических элементов Д. И. Менделеев утверждал, что «наука начинается с той поры, когда начинают измерять».

Например, модель атома, предложенная Резерфордом, напоминает Солнечную систему, не случайно эта модель получила название планетарной.

По словам Р. Хаусхера, ученые, как и прежде, «были заняты поиском всеобъемлющих схем, универсальных объединяющих основ, в рамках которых можно было бы систематически, т. е. логическим путем или путем прослеживания причинных зависимостей, обосновать взаимосвязь всего сущего, грандиозных построений, в которых не должно оставаться места для спонтанного, непредсказуемого развития событий, где все происходящее, по крайней мере в принципе, должно быть объяснимо с помощью незыблемых общих законов».

Существует множество определений понятия «система», например:

• система – объективное единство закономерно связанных между собой элементов, предметов, явлений, а также знаний;

• система – это множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами (свойствами);

• система – это множество взаимосвязанных элементов, совместно действующих ради достижения общей цели.

• система – комплекс избирательно вовлеченных элементов, взаимосодействующих достижению заданного полезного результата, который принимается основным системообразующим фактором.

Система – это совокупность элементов, обладающая благодаря взаимодействию между ними целостными (эмерджентными) свойствами, позволяющими реализовать определенную цель.

Все эти системы называют материальными потому, что их содержание и свойства не зависят от познающего субъекта. Стремясь же познать и осмыслить свойства окружающего нас мира, человек создает абстрактные системы (схемы, таблицы, гипотезы, теории, планы, программы и т.п.). В философском смысле эти системы являются идеальными, т.к. представляют собой отражение объективно существующих в природе и обществе материальных систем. Классическим примером абстрактной системы является известная всем периодическая система элементов Д.И.Менделеева.

Если таких переменных мало, а взаимоотношения между ними описываются известными законами и поддаются математической обработке, систему можно считать простой (пример – Солнечная система). Поведение же сложных систем, например, таких, с которыми имеют дело метеорологи, определяется столь большим числом переменных, что нахождение каких-либо закономерностей становится весьма сложной, а иногда и неразрешимой задачей. Так, можно легко рассчитать положение любой планеты Солнечной системы (или какого-либо другого известного небесного тела) через много тысяч лет, а вот точный прогноз погоды на завтра сделать удается далеко не всегда.

В свою очередь, каждая подсистема состоит из множества частей, в некоторых случаях внутри нее целесообразно выделять подсистемы 2-го (а иногда и 3-го) уровня. Наименьшие же «детали» системы называют элементами, хотя этот термин с полным правом применим и для обозначения любой части системы. Чтобы подчеркнуть терминологические сложности, возникающие при описании строения обобщенной системы, отметим, что любой элемент, каким бы малым он не был, является системой (вопрос лишь в том, имеет ли смысл в том или ином конкретном случае рассматривать этот элемент, как систему).

Случайный, хаотический характер поведения сложных систем с большим числом элементов системы связано с непредсказуемым взаимным влиянием, взаимодействием этих многочис­ленных элементов и с непредсказуемым проявлением этих взаимодействий.

Так, если по гладкой трубе с небольшой скоростью течет жидкость, то в ней случайно возникают малые завихрения, но эти завихрения сами собой гасятся, и в целом поток остается упорядоченным, ламинарным.

Так, если скорость движения жидкости по трубе превышает некоторую критическую величину, то малейшая неоднородность потока немедленно приведет к катастрофическому превращению ламинарного потока в неупорядоченный, турбулентный.

В поисках природного первоэлемента (своего рода «кирпичика» мироздания) древнегреческие философы вольно или невольно обращались к мифологии, в которой утверждалось существование четырех стихий (греч. stoicheion – первооснова): земли, воды, воздуха и огня (вдумчивый читатель увидит соответствие этих четырех стихий четырем известным агрегатным состояниям вещества).

Образовательная цель: ознакомить учащихся с некоторыми факторами о Международном женском дне.

Воспитательная цель: Воспитать чувство уважения и любовь к близким.

Развивающая цель: Развивать память, внимание, организованность, самостоятельность, а также творческие способности у учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: