Лекция 1. Общее представление о психологии как науке

Філії та представництва.

Юридична особа має право відкривати свої філії та представництва.

Філія - це частина юридичної особи, її відокремлений підроз­діл, який виконує всі або частину її функцій поза місцем її знахо­дження у тому ж або іншому населеному пункті. Наприклад, філії банків, підприємств, навчальних закладів. Керівник філії діє на підставі доручення юридичної особи.

Представництво - це також частина юридичної особи, яка діє у іншому населеному пункті і виконує одну або декілька функцій, що обслуговують основний вид її діяльності: укладення договорів поставки за місцем знаходження виробника продукції, укладення договорів на її перевезення, страхування тощо.

Представництво може бути тимчасовим і триваючим (постійним). Представництво може здійснюватися і однією фізичною особою. Представництво здійснюється на підставі доручення юридичної особи.

Для забезпечення своєї діяльності філії та представництва наді­ляються майном тією юридичною особою, яка їх створила.

Відкриття філії та представництва відображається у статуті юридичної особи; відомості про філії та представництва заносять­ся до єдиного державного реєстру юридичної особи.

Філії та представництва не є юридичними особами, тому не можуть бути самостійними суб'єктами цивільних відносин та са­мостійно відповідати за дії, які вони вчиняють.

Філії (відділення) можуть укладати договори лише від імені юридичної особи, але не від свого імені. Проте, якщо, наприклад, обласна дирекція комерційного банку уклала кредитний договір від свого імені, цей договір може бути згодом визнаний (конвалі-дований) комерційним банком. У цьому разі він не може вважати­ся недійсним.

Суб'єктом цивільної відповідальності буде не філія, а юридична особа, яка її створила

1.1. Предмет психологии, ее место в системе наук

1.2. Отрасли психологии

1.3. Методы психологии

1.1 Предмет психологии, ее место в системе наук

Обращаясь к научному употреблению термина «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), нужно отметить, что впервые он появился в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII – XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие явления. С помощью одних, таких, например, как ощущение и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными психическими процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом. Поэтому общение и деятельность также составляют предмет современных психологических исследований.

Таким образом, психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологи предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы (ЦНС). Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности (ВНД).

Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.) решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации – орудия труда и знаковые системы. Человек – биосоциальное существо, только в обществе формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку, как упоминалось выше, зародилась, как особая научная дисциплина в ее недрах.

1.2. Отрасли психологии

Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные – выделяют вопросы, представляющие интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые общие и специальные отрасли психологии.

Общая психология включает в себя психологию познавательных процессов и психологию личности. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и речь. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, мотивы, потребности, темперамент, характер, воля.

Традиционно в качестве специальных отраслей психологии выделяют генетическую, социальную психологию, педагогическую психологию, возрастную психологию, инженерную психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, психологию труда, психофизиологию, дифференциальную психологию, юридическую психологию, психодиагностику, психологию рекламы, психологию религии, экологическую психологию.

1.3. Методы психологии

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют его сущность.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длительное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид - включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы), одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что происходит активное вмешательство в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывают лабораторный и естественный эксперименты.

Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: