-принцип самостоятельности
-принцип государственной финансовой поддержки
-гласность
Все права собственников в отношении местных финансов Осуществляются от имени населения, органами местного самоуправления.
2.Финансы хозяйствующего субъекта это ведущее звено в финансовой системе.
Территориальные финансы выполняют ту же задачу, что и общегосударственные финансы,но применительно к административно-территориальному образованию.
В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов Финансовую систему принято подразделять:
1-сфера централизованных финансов(личные финансы)
2-Сфера децентрализованных финансов, которая состоит из финансовых домохозяйств и финансовых организаций.
Финансы организаций делятся на:
1-финансы коммерческих организаций (цель прибыль)
2-финансы некоммерческих организаций
ФС это сплав экономики и права.
Инфраструктура Финансовой системы - это набор организаций (финансовых посредников),которые обеспечивают перелив капитала.
|
|
Современная ФС носит серьёзный глобальный характер,наша ФС является составной части уже сложившейся глобальной системы.
ДЗ: письменный ответ на 1 вопрос: почему РФ торгует нефтью и газом не за рубли,то есть за национальную валюту.
Причин, в результате которой ФС отличаются друг от друга:
1.уровень сложности и доступности финансовых технологий для основных экономических агентов.
2.Сюда же политические и культурные отличия в историческом развитии страны.
3.неравномерность и быстрота экономического развития для отдельных стран.
Исходя из роли ФС, заключающейся в эффективном распределении финансовых ресурсов и исходя из этой роли ФС выполняет ряд функций:
1-обеспечение способов перемещения экономических ресурсов во времени через границу государств и из одних отраслей экономики в другие.
2-обеспеченик способов управления риском.
3-обеспечение расчётов способствующих торговле.
4-обеспечение ценовой информации, позволяющей координировать децентрализованный процесс принятия решения в разных отраслях экономики.
5-обеспечение решения проблем стимулирования процессов, которая возникает в условиях асимметрии информации, а так же решение психологических проблем стимулирования инвестиций.
Тема: Финансовый контроль и финансовая политика.
Финансовая политика - совокупность решений принимаемых субъектами экономики в связи с получением и использованием денежных доходов в соответствии с основными стратегическими и текущими задачами.
О финансовой политике надо говорить:
-на уровне государства
-на уровне предприятия
-на уровне населения
|
|
Финансовая политика государства не должна ставить свое задачей получение прибыли.
С учётом мирового опята общая финансовая политика может быть с некоторой долей условности разделена на два основных направления:
1.денежно-кредитная (монетарная):В России ответственными за проведение денежно-кредитной политики является ЦБ и Правительство РФ, которые осуществляют регулирование объёма денежной массы, установление уровня процентов % и воздействие на всю систему процентных ставок, определение уровня инфляции, а также валютный курс и формирование валютных резервов.
2.налогово-бюджетная политика: формирование налоговой системы, сбор налогов, распределение фонда государственных финансовых ресурсов, решение проблем дефицита/профицита бюджета. Ответственными за проведение данного направления финансовой политики в России является Федеральное собрание РФ, Президента РФ и Правительства РФ.
-----------------
Финансовый контроль- это совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины, а также оценку эффективности финансовых операций всех субъектов финансовой системы.
Объект Финансового Контроля - это все распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств.
Предмет Финансового контроля - это различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, доходы\ расходы домохозяйства.
Две модели финансового контроля:
-англосаксонская модель (относительно либеральная)- контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчёт, вопрос о санкциях -прерогатива административных и судебных органов власти.
- французская модель (более жёсткая): предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещении ущерба.
В России не та ни другая.
В России самостоятельный вариант,который представлен так:
1.органы общей компетенции (Счётная палата РФ, Контрольно-счетные субъекты РФ. Департамент ГФК и аудита Минфина РФ, Территориальные контрольно-ревизионные управления, органы ГФК при администрациях и др.)
2.органы отраслевой компетенции (Департамент страхового надзора Минфина РФ, Департамент инспектирования кредитных организация Банка России, иные.)
3.межотраслевая компетенция (МНС РФ, органы федерального казначейства, Государственный таможенный комитет РФ и др.)
4.органы специальной компетенции (Минимущество РФ, Федеральная комиссия по Ценным бумагам России, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ и др.)
Лекция 4(1.03.10) «Налоги – основной источник финансовых ресурсов»
1. Налоги – сущность, признаки и методы расчета
2. Классификация налогов
3. Принципы построения налоговой системы
4. Варианты рационализации налоговой системы
Источники
На уровне хозяйствующих субъектов
· Прибыль
· Амортизация
· Доходы от продаж ценных бумаг
· Банковский кредит
· % и дивиденды по ценным бумагам,выпускаемым другими
На уровне домохозяйства
· Заработная плата
· Премии
· Доходы от прибыли и участия прибыли
· Доходы от кредитно-финансовых операций
· Потребительский кредит
· Социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии)
На уровне государства и органов местного самоуправления:
· Деятельность государственных и муниципальных предприятий
· Приватизация государственного и муниципального имущества
· Внешнеэкономическая деятельность
|
|
· Эмиссия ценных бумаг
· Доходы от эмиссии денег
· Налоговые доходы
Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организация и физический лиц в форме денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Цель как возникновение такого типа уплат в пользу гос-ва так и форма сбора денег – отличает их(сборы) от налогов
Признаки налогов:
· Императивность (требование) – это предписание налогоплательщику со стороны государства об обязательности налогового платежа.
· Смена собственника (налог выплачивается в денежной форме)
· Безвозвратность и безвозмездность (все платежи обезличиваются, уплачиваясь в один «котел». Заплатил и забыл. Этот признак отличает и налоги и сборы от пошлин, так как плательщик пошлин получает определяет определенные права на осуществелние хозяйственных операций. (за ввоз и вывоз определенного товара)
o Пошлины взимаются:
§ Судебными учреждениями
§ Органами государственного арбитража
§ Нотариальными конторами
§ Отделами виз и регистраций и органами загса
Элементы налога:
· Субъект налога
Налогоплательщик (юридическое или физическое лицо, на которое возложена обязанность государством выплачивать налоги)
· Носитель налога (выплачивает налог из собственного дохода)
· Объект налога (доход или бизнес, которые служат основанием для налогообразования)
· Источник налога (тот доход который получает субъект налога)
· Налоговая база (денежная физическая характеристика налогообложения)
· Единица обложения (часть единицы налога)
· Ставка налога (размер налога с единицей обложения – как абсолютная величина или как %
o Выделяют маржинальные налоговые ставки
o Фактическая ставка (уплачивание налога в налоговой базе)
o Экономическая ставка налога (отношения уплаченного налога ко всему полученному доходу
· Налоговая льгота (предоставление налоговых кредитов – разрешение уплаты налогов потом, но их цена увеличивается/ налоговые каникулы – запуски программ малому бизнесу)
|
|
Способы взимания налогов:
· Кадастровый
o Земельный
o Доходов
· Декларационный (плата налогов по декларации)
· Административный (налоговый орган предполагает вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий уплачиваемый налог)
· Изъятия у источника выплаты доходов(невозможность отклонения)
· Изъятия в процессе производства (у автовладельцев)
Функции налогов:
· Фискальная (универсальная функция - сбор налогов)
· Экономическая -через нее стимулируются или сдерживаются темпы экономического развития, усиливается или ослабляется накопление капитала, расширяется или сужается платежеспособный спрос.
· Социальная – предполагает выравнивание уровней располагаемых доходов и уровня жизни (ЕСН, доход на неподлежащие налогообложению стандартные налог вычеты…)
· Природоохранная
o Налог на добычу
o На воспроизводситво минерально – сырьевой базы
o Лесной
o Экологический
o Водный
o На имущество
o Транспортный
o Земельный
Налогообложение – это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно – правовых отношений, выражающих принудительно-властное безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.
Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом:
· Справедливой (не должна налоговая система обогащать богатых и делать нищими бедных)
· Понятная налоговая система (за что именно он плати тот или иной налог)
· Удобной
· Недорогой (расходы на сборы должны быть ниже чем сумма налоговых поступлений)
Налоговая система – построенная на основании четко сформулированных принципов налогообложения совокупность существующих в данном государстве налогов, установленных законодательно и взимаемых уполномоченными органами исполнительно власти.
Современные системы имею следующие принципы:
· Эффективность (это способствует наиболее рациональному размещению и использованию ресурсов)
· Справедливости
o Вертикальная справедливость применительно к налоговой системе (люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги).
o Горизонтальная справедливость – люди с равными доходами должны платить равный налог.