Выбор структуры системы управления

Совершенствование управленческой деятельности

Совершенствование систем управления (СУ) сводится к сокращению длительности цикла управления и повышению качества управляющих воздействий. Эти требования носят противоречивый характер. При заданной производительности СУ сокращение длительности цикла управления приводит к уменьшению количества перерабатываемой информации, а, следовательно, к снижению качества решения. Одновременное удовлетворение требований возможно лишь при условии повышения производительности СУ.

Основными путями совершенствования СУ являются:

· оптимизация численности управленческого персонала;

· использование современных способов организации работы СУ;

· применение современной методологии решения управленческих задач;

· изменение структуры СУ и перераспределение функций и задач;

· автоматизация управленческого труда.

Экстенсивный путь – количественное увеличение управленческого персонала канул в лета. Объем информации, её разнообразие значительно возросли, а дробление функций управления и введение дополнительных ступеней иерархии управления ведет к снижению эффективности СУ.

Эффективность применения той или иной структуры существенно зависит от размерности объекта управления. Средние и крупные объекты функционируют лучше при иерархической структуре управления или при децентрализованной с обязательной жесткой координацией усилий. Малые – при централизованной. Однако граница здесь между „большими“ и „малыми“ размыта (не определена), поэтому рассуждения по выбору структуры системы управления могут быть следующими:

В быстро изменяющихся экономических процессах скорость получения информации для выработки управляющих решений должна быть высокой. Каждое звено передачи информации снижает „пропускную способность“ каналов связи. Поэтому с этой точки зрения более эффективным являются децентрализованные структуры управления.

Чем сложнее объект, тем больше необходимо информации о нем. Возрастание объемов информации требует большей пропускной способности канала. Каждый контур управления в децентрализованной и иерархической системах замыкается на часть объекта. Часть, естественно, меньше целого, поэтому в этих условиях децентрализованная и иерархическая структура лучше. Каждое звено вносит ошибки. Чем выше уровень управления, тем больший ущерб наносит ошибка. В этом смысле преимущество на стороне децентрализованного управления.

Каждое нижестоящее звено управления способно сгладить ошибку вышестоящего. Поэтому более привлекательными выглядят иерархические структуры.

Показатель качества – это некоторая физическая величина, значение которой зависит от параметров системы и алгоритма управления. Показателем качества СУ могут быть время переходного процесса (быстродействие), расход ресурсов на управление объектом и другие показатели.

Качество выше там, где каждый видит результат своего труда и отвечает за него. Лучшим образом это может быть реализовано в децентрализованной системе без жесткой координации.

Теоретически существует оптимальное решение, но на практике реализуется трудно, и правильный выбор будет определяться через практическую работу конкретной структуры управления и постепенной ее корректировки.

Контрольные вопросы

1. Какие существуют системы управления по степени автоматизации?

2. Что такое управленческая деятельность?

3. Каковы пути совершенствования управленческой деятельности?

4. От чего зависит выбор структуры управления?

5. Перечислите основные параметры управления.

6. Основная цель управления?

7. Какова роль информации в процессе принятия управленческого решения?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: