Цена и прибыль

Ценообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена должна отражать необходимые затраты на производство и реализацию продукции, соответствовать её потребительским свойствам и качеству, учитывать спрос и предложение на товары и услуги.

В рыночной экономике различают следующие виды цен:

· Производственная цена – цена, по которой производитель поставляет товар крупными партиями оптовым торговцам.

· Оптовая цена – цена, по которой оптовые торговые фирмы продают товар крупными оптовыми партиями компаниям, занимающимся розничной торговлей.

· Розничная цена – цена, по которой ведётся продажа товара в магазинах в розницу и небольшими партиями.

Главным фактором формирования цены являются свободные рыночные соотношения спроса и предложения, которые реализуются в результате розничной продажи. Это означает, что избыток товара приводит к уменьшению цены, а дефицит – к её увеличению.

Цена товара, учитывающая совместное влияние на неё противоречивых факторов и обеспечивающая максимизацию прибыли, называется оптимальной ценой.

Контролировать цены отдельным производителям товара достигается, однако, крайне редко. Рыночная цена формируется в результате совокупного влияния многих производителей товара, конкуренции между ними и состояния спроса.

На спрос, как утверждают авторитеты рыночной экономики, влияют следующие факторы:

· увеличение количества единиц товара: чем больше товара мы имеем, тем меньшую ценность представляет каждая дополнительная его единица.

· колебание доходов потребителей: увеличение доходов повышает спрос и, наоборот.

· различие в желаниях потребителей: один хочет (и может) купить дорогой товар, другой – дешёвый.

Формирование цены товара или услуги начинается с учёта трёх главных составляющих: материала, работы и накладных расходов.

Стоимость материала – это цена того, что вошло в конечный продукт; неизбежные отходы материала при его изготовлении сюда не входят.

Стоимость работы – это то, что нужно заплатить за труд работавшим над изготовлением данного товара (оказанием услуг); сюда входят также и социальные выплаты персоналу.

Накладные расходы включают любые затраты, которые не видны в готовом продукте.

Помимо всего, важными факторами, влияющими на рыночную цену, становятся затраты на распространение товара и конкуренция. Возможны варианты назначения цен:

1) Устанавливаются цены более низкие, чем у конкурентов, для чего нужно:

· ускорить сбыт продукции;

· выпускать такие товары, малые серии которых не требуют крупных затрат на подготовку производства;

· рекламировать товар с упором на его доступную цену.

2) Устанавливаются цены, более высокие, чем у конкурентов. В этом случае необходимо:

· делать упор на качественное обслуживание потребителя;

· выпускать остродефицитные товары;

· чутко реагировать на все изменения в потребностях покупателя.

3) Устанавливаются цены, удобные для потребителя, например в круглых числах.

4) Устанавливаются цены на комплекты товаров, нужных потребителю в данном сочетании.

Нельзя забывать о том, что является основной целью коммерческой деятельности.

Доход – это финансовые поступления от всех видов его деятельности.

Прибыль или чистый доход – это разница между доходом и затратами на его получение.

Важнейшим показателем эффективности единовременных и текущих затрат предприятия является рентабельность или процентный капитал, который представляет собой отношение прибыли к единовременным либо текущим затратам, благодаря которым она была получена.

Различают:

· рентабельность производства, которая характеризует результативность использования имущества предприятия.

· рентабельность продукции, работ или услуг характеризует результативность текущих затрат предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: