Здесь неважно 7+5 или 1000007+5 - дело не в том, что мы в каком-то созерцании охватываем миллион или еще что-то, а в дело том, что процедура счета в своей истинности представляет собой эту бесконечную совокупность созерцательных элементарных действий. Т.е. созерцание – элементарное мыслительное действие. В общем-то разница между Кантом и современными логиками только в том, что Кант все время настаивает на том, что это синтетическое действие, а современная логика говорит о том, что это аналитическое действие, т. е. это элементарное логическое действие. И современная логика тоже скажет, что 7+5=12 это некая тавтология, доказательство которой на самом деле очень обширно, это сокращенная запись довольно сложного логического вывода, в котором и будут все равно процедуры перехода то Аn к А(n+1). Мы можем мыслить числа по-разному:
-можем мыслить в духе Пифагора. У Пифагора число – глубинный символ, который для каждой культуры что-то характеризует:
Единство – единство Бога
Троичность – символ человека у греков, троица в христианстве.
Четверика – символ природы.
Познать число – сложнейшая задача.
-Кант показывает нам, что неважно, каким субъективным знанием и представлением обладает человек той или иной культуры, что для него означает 1, 3, 4 и т д, арифметика будет существовать независимо от этого, она совершенно с этим не связана. Она связана с тем, что процедура счета универсальна. Процедура счета предполагает универсальный элементарный акт: переход от одного числа к другому через некую элементарную процедуру. Эта элементарная процедура является универсальной в силу акта созерцания. Созерцание – простейшая вещь (не Бог и не что-то такое), но она позволяет нам универсальным образом конструировать арифметику.
Трансцендентальная эстетика – самая простая часть кантовской философии, дальше дело обстоит сложнее..
В исходе имеет место гениморфическое(?) рассуждение (Аристотелевское). Кант сам его вначале применяет к Богу в ранней работе 64 г. а в «Трансэтике»(?) он его преобразует, перенаправляет. 1-е 3 тезиса остаются те же, что для пространства и времени, но затем под вездесущим единством понимается уже не Бог а акт созерцания. Акт созерцания по Канту не есть субстанция или акциденция, а с другой стороны содержит в себе принцип априорной общности, определенного вида аскетические суждения априори, а именно суждения математики.
Можно сказать, что основной раздел «Критики чистого разума» - «Трансцендентальная аналитика».
Прошло 10 лет прежде чем к трансэтике, изложенной в диссертации, Кант добавил трансаналитику.
Трансцендентальная аналитика.
В трансаналитике Кант уже различает рассудок и разум.
Под рассудком он подразумевает способность к простым суждениям опытом. Протонаивные суждения: снег белый, роза красная, сахар сладкий и т д- познание состоит из таких суждений.
Разум это уже мнение об идеях – о Боге, о свободе и т д. Разум имеет дело с чем-то умозрительным, а рассудок имеет дело с чем-то чувственно данным.
Верховной способностью, которая ведет нас к научному знанию, является рассудок. Разум может помочь рассудку, а может и помешать (сплошь и рядом мешает), сначала надо понять в чем мешает (диалектика).
В трансцендентальной аналитике Кант не говорит о рассудке. Кант рассматривает суждение «снег белый». Это суждение обозначает некую реальность, предмет: белый снег, который имеет реального референта. Мы можем проверить это суждение, посмотрев в окно, и сказать, что снег действительно белый, а не серый, синий или какой-то еще. Кроме этого, «снег бел» сожжет выражать все что угодно: эмоциональное состояние, это может быть поэтическая строфа, торжество крестьянина, радость и т д. Но нас интересует другое. Нас интересует случай, когда это суждение претендует на истину. 7+5 тоже может представлять для нас что-то отдельное, но нас интересует случай когда суждение претендует на истину. Кант говорит что тогда на самом деле мы имеем дело не с этим суждением «снег бел», а мы имеем дело с суждением вида «я мыслю снег бел» - в данном случае мы уже не просто что-то переживаем или выражаем какие-то эмоции, а имеет место акт мышления, то есть имеет место рефлексивный акт. В данном случае Кант говорит о том, что в этом акте мы полагаем определенное априорное всеобщее содержание.
Что является условием возможности? В случае математического суждения Кант тоже рассуждал таким образом:7+5=12 когда мы рассматриваем это как истинное суждение, условием возможности его априорной истины является акт созерцания. Что такое снег бел? Снег – подлежащее, бел – сказуемое с точки зрения логики эта связь субъекта и предиката. Кант говорит что этого недостаточно: для того чтобы образовать суждение «снег бел», я должен знать что-то, без чего такие простые категорические суждения как «снег бел», «роза красна» и т д, не будут мной мыслимы. Мы не задумываемся над этим, но есть некое неявное мышление. А именно мы должны знать, что вещь обладает свойствами, а именно субстанция обладает акциденцией. Когда я говорю «снег бел», то действие моего «я» состоит в том, что я полагаю отношение «вещь - св-во» и категориальную связь. Мало того, что я полагаю какую-то логическую или грамматическую связь, я полагаю еще и категориальную связь, она по-своему содержательна, потому что она характеризует наш рассудок каким-то фактическим образом. Наш рассудок пользуется такими категориями, мы не можем представить себе рассудок, который будет пользоваться другими категориями или не нуждаться в них; почему мы пользуемся такими категориями, К. говорит что объяснить не можем – в этом существенное отличие Канта от, скажем, Фихте, который начинает дедуцировать категории. Кант говорит, что дедуцировать категории мы не можем. Это эмпирическое исследование, какие категории у нас есть, какими категориями мы пользуемся. По Канту их 12.
Эти категории – схемы, по которым образуются суждения, претендующие на объективную значимость, некие мыслеформы, которые согласованы с чувственным опытом.
Научное познание не было бы таким успешным в своей претензии на всеобщность и необходимость, если бы не было бы изначальной согласованности нашего мышления и нашей чувственности. Эта согласованность со стороны рассудка состоит в том, что мы пользуемся каким-то набором категорий, а чувственность уже с этим набором согласована.
Категории (4 вида):
1)количества
2)качества
3)мышления
4)модальности
1)количества
-единственное |
-множественное | основные Аристотелевы категории
-целокупность(?)|
Подчинение чувственности этим категориям дает нам представление об объемном теле. Т. е. мы воспринимает тело как объемное. Потому что мы мыслим категориями единичного, множественного и целокупного.
2) качества
-реальность
-отрицание
-ограничение
Это чисто кантовские категории
3) мышления
- субстанция-акциденция -субстанциональность
- причина-следствие –казуальные отношения
4)модальности
-действительность
-возможность
-необходимость
Существует 12 категорий, и нет суждений, которые были бы образованы с использованием каких-либо еще категорий. Все сужд, которыми пользуется рассудок и соответственно все познавательные суждения образуются через эти категориальные связи. В частности, субстанциональные отношения: роза красна и т д. Простое суждение «снег бел» - суждение которое предполагает проверку на опыте, но мы можем отвлечься от форм пр-ва – времени и указать, что есть еще одно содержание, чисто мнимое: вещь обладает свойством – это то, что полагается, «я мыслю». Эта связь называется (?)коннотативной(?) связью, на самом деле наши сознание всегда имеет структуру коннотации, где верхний уровень – уровень описания чувственных фактов, а 2й уровень – непосредственно коннотирующий уровень рефлекса. «Я мыслю», которое отвечает что согласование этих двух уровней есть синтетическое единство самосознания, или как говорит Кант, трансцендентальная апперцепция (1 из его самых знаменитых понятий).