Сережа Ф

Здесь неважно 7+5 или 1000007+5 - дело не в том, что мы в каком-то созерцании охватываем миллион или еще что-то, а в дело том, что процедура счета в своей истинности представляет собой эту бесконечную совокупность созерцательных элементарных действий. Т.е. созерцание – элементарное мыслительное действие. В общем-то разница между Кантом и современными логиками только в том, что Кант все время настаивает на том, что это синтетическое действие, а современная логика говорит о том, что это аналитическое действие, т. е. это элементарное логическое действие. И современная логика тоже скажет, что 7+5=12 это некая тавтология, доказательство которой на самом деле очень обширно, это сокращенная запись довольно сложного логического вывода, в котором и будут все равно процедуры перехода то Аn к А(n+1). Мы можем мыслить числа по-разному:

-можем мыслить в духе Пифагора. У Пифагора число – глубинный символ, который для каждой культуры что-то характеризует:

Единство – единство Бога

Троичность – символ человека у греков, троица в христианстве.

Четверика – символ природы.

Познать число – сложнейшая задача.

-Кант показывает нам, что неважно, каким субъективным знанием и представлением обладает человек той или иной культуры, что для него означает 1, 3, 4 и т д, арифметика будет существовать независимо от этого, она совершенно с этим не связана. Она связана с тем, что процедура счета универсальна. Процедура счета предполагает универсальный элементарный акт: переход от одного числа к другому через некую элементарную процедуру. Эта элементарная процедура является универсальной в силу акта созерцания. Созерцание – простейшая вещь (не Бог и не что-то такое), но она позволяет нам универсальным образом конструировать арифметику.

Трансцендентальная эстетика – самая простая часть кантовской философии, дальше дело обстоит сложнее..

В исходе имеет место гениморфическое(?) рассуждение (Аристотелевское). Кант сам его вначале применяет к Богу в ранней работе 64 г. а в «Трансэтике»(?) он его преобразует, перенаправляет. 1-е 3 тезиса остаются те же, что для пространства и времени, но затем под вездесущим единством понимается уже не Бог а акт созерцания. Акт созерцания по Канту не есть субстанция или акциденция, а с другой стороны содержит в себе принцип априорной общности, определенного вида аскетические суждения априори, а именно суждения математики.

Можно сказать, что основной раздел «Критики чистого разума» - «Трансцендентальная аналитика».

Прошло 10 лет прежде чем к трансэтике, изложенной в диссертации, Кант добавил трансаналитику.

Трансцендентальная аналитика.

В трансаналитике Кант уже различает рассудок и разум.

Под рассудком он подразумевает способность к простым суждениям опытом. Протонаивные суждения: снег белый, роза красная, сахар сладкий и т д- познание состоит из таких суждений.

Разум это уже мнение об идеях – о Боге, о свободе и т д. Разум имеет дело с чем-то умозрительным, а рассудок имеет дело с чем-то чувственно данным.

Верховной способностью, которая ведет нас к научному знанию, является рассудок. Разум может помочь рассудку, а может и помешать (сплошь и рядом мешает), сначала надо понять в чем мешает (диалектика).

В трансцендентальной аналитике Кант не говорит о рассудке. Кант рассматривает суждение «снег белый». Это суждение обозначает некую реальность, предмет: белый снег, который имеет реального референта. Мы можем проверить это суждение, посмотрев в окно, и сказать, что снег действительно белый, а не серый, синий или какой-то еще. Кроме этого, «снег бел» сожжет выражать все что угодно: эмоциональное состояние, это может быть поэтическая строфа, торжество крестьянина, радость и т д. Но нас интересует другое. Нас интересует случай, когда это суждение претендует на истину. 7+5 тоже может представлять для нас что-то отдельное, но нас интересует случай когда суждение претендует на истину. Кант говорит что тогда на самом деле мы имеем дело не с этим суждением «снег бел», а мы имеем дело с суждением вида «я мыслю снег бел» - в данном случае мы уже не просто что-то переживаем или выражаем какие-то эмоции, а имеет место акт мышления, то есть имеет место рефлексивный акт. В данном случае Кант говорит о том, что в этом акте мы полагаем определенное априорное всеобщее содержание.

Что является условием возможности? В случае математического суждения Кант тоже рассуждал таким образом:7+5=12 когда мы рассматриваем это как истинное суждение, условием возможности его априорной истины является акт созерцания. Что такое снег бел? Снег – подлежащее, бел – сказуемое с точки зрения логики эта связь субъекта и предиката. Кант говорит что этого недостаточно: для того чтобы образовать суждение «снег бел», я должен знать что-то, без чего такие простые категорические суждения как «снег бел», «роза красна» и т д, не будут мной мыслимы. Мы не задумываемся над этим, но есть некое неявное мышление. А именно мы должны знать, что вещь обладает свойствами, а именно субстанция обладает акциденцией. Когда я говорю «снег бел», то действие моего «я» состоит в том, что я полагаю отношение «вещь - св-во» и категориальную связь. Мало того, что я полагаю какую-то логическую или грамматическую связь, я полагаю еще и категориальную связь, она по-своему содержательна, потому что она характеризует наш рассудок каким-то фактическим образом. Наш рассудок пользуется такими категориями, мы не можем представить себе рассудок, который будет пользоваться другими категориями или не нуждаться в них; почему мы пользуемся такими категориями, К. говорит что объяснить не можем – в этом существенное отличие Канта от, скажем, Фихте, который начинает дедуцировать категории. Кант говорит, что дедуцировать категории мы не можем. Это эмпирическое исследование, какие категории у нас есть, какими категориями мы пользуемся. По Канту их 12.

Эти категории – схемы, по которым образуются суждения, претендующие на объективную значимость, некие мыслеформы, которые согласованы с чувственным опытом.

Научное познание не было бы таким успешным в своей претензии на всеобщность и необходимость, если бы не было бы изначальной согласованности нашего мышления и нашей чувственности. Эта согласованность со стороны рассудка состоит в том, что мы пользуемся каким-то набором категорий, а чувственность уже с этим набором согласована.

Категории (4 вида):

1)количества

2)качества

3)мышления

4)модальности

1)количества

-единственное |

-множественное | основные Аристотелевы категории

-целокупность(?)|

Подчинение чувственности этим категориям дает нам представление об объемном теле. Т. е. мы воспринимает тело как объемное. Потому что мы мыслим категориями единичного, множественного и целокупного.

2) качества

-реальность

-отрицание

-ограничение

Это чисто кантовские категории

3) мышления

- субстанция-акциденция -субстанциональность

- причина-следствие –казуальные отношения

4)модальности

-действительность

-возможность

-необходимость

Существует 12 категорий, и нет суждений, которые были бы образованы с использованием каких-либо еще категорий. Все сужд, которыми пользуется рассудок и соответственно все познавательные суждения образуются через эти категориальные связи. В частности, субстанциональные отношения: роза красна и т д. Простое суждение «снег бел» - суждение которое предполагает проверку на опыте, но мы можем отвлечься от форм пр-ва – времени и указать, что есть еще одно содержание, чисто мнимое: вещь обладает свойством – это то, что полагается, «я мыслю». Эта связь называется (?)коннотативной(?) связью, на самом деле наши сознание всегда имеет структуру коннотации, где верхний уровень – уровень описания чувственных фактов, а 2й уровень – непосредственно коннотирующий уровень рефлекса. «Я мыслю», которое отвечает что согласование этих двух уровней есть синтетическое единство самосознания, или как говорит Кант, трансцендентальная апперцепция (1 из его самых знаменитых понятий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: