double arrow

Трансцендентальная апперцепция

16-17 параграфы трансаналитики.

За этим мыслится некая логическая задача.

Вся теория Канта строится на различении нескольких типов апперцепции:

-интеллектуальная апперцепция (я мыслю) и чувственная апперцепция (я есть)

(?) О Я существовании я не умозаключаю, я его мыслю и чувствую (?)

Интеллектуальная апперцепция 2 вида:

1)аналитическое единство самосознания.

Такое единство самосознания, которое необходимо для того, чтобы в процессе познания соблюдалась логическая непрерывность, для того, чтобы соблюдались законы логики. Контролирует исполнение логических процедур. Для того, чтобы познать, мы используем понятия. Понятие Р. –красное, тождественно себе, не должно быть тождественно отрицанию себя и т д. Законы логики, кот ввел Аристотель, ничего нового.

2)синтетическое единство самосознания.

Для того чтобы наше познание понятия Р. Которое красно, имело познавательную ценность, с этим понятием должен быть каким-то образом связан опыт данности. Если это понятие остается какое-то интеллектуальное, то какой в этом прок? Понятие должно быть дано. Как может быть дано понятие, даны вещи. В этом смысле К говорит что понятие Р предполагает наличие неких вещей А, В, С. Оно принадл. этим вещам мы всегда имеем дело с ситуацией, где вещь А, которую мы можем охарактеризовать через понятие Р или через какое-то множество других понятий, вещь никогда не бывает чисто красной, бывает большой, тяжелой и т д.

Красный конь, красный рассвет и т д.

У нас есть такая дезъюнкция:

В-Р или У (любой другой набор свойств)

С-Р или Х (еще один набор свойств)

Мы мыслим все вещи в этом мире как мысленно различенное целое.

В данном случае понятие синтеза состоит не в том, что мы имеем дело с чем-то единым, а у К более глубокая идея: внутренне различенное целое. Речь идет о дизъюнктивном синтезе. Те вещи в чувственном познании *****(???) нами как «Р или что-то» - мы таким образом воспринимаем мир. Суть этой способности состоит в согласованности чувственного опыта и рефлексии. Этой согласованностью явсляется «я мыслю» в смысле синтетического единства самосознания.

Здесь у К возникает то, что он потом активно использует. Сам набор категорий К не объясняет. Чувственный опыт наш тоже достаточно случаен. К говорит что в принципе я бы мог чувствовать вещи иначе. Я говорю «снег бел» но я мог бы переживать мир таким образом, чтобы субъектом была белизна, и я говорил бы о том что в данном случае мне дана белизна, в данном случае снежная, в другом случае другая и т д...

Но я говорю «снег бел», я таким образом ощущаю этот мир. Такова моя чувственность, она фиксирует вещь: снег, молоко. Белизна для меня – это предикат. Но можно представить себе и другой чувственный опыт. С точки зрения логики это без разницы. Даже лучше мыслить логическими классами, взять белизну за основу. (Мы могли бы воспринимать мир, как его пишет Кандинский, композиция №17 – наверное как муравей видит этот мир). Наш чувственный опыт случаен, наша мыслительная способность случайна по своему набору категорий, но связь между ними необходима – таков кантовский путь, который существенно отличается от другой философии. В этом его специфика. Это не Декарт, не Спиноза, не Лейбниц, не Фихте, а это Кант. Многое в человеческом опыте случайно, но есть корреляционные частности, согласование чувственности и рассудка, и условием этого согласования является синтетическое единство самосознания, которое Кант называет первичным по отношению к аналитическому единству. Для нас первоначально важна способность к дизъюнктивному мышлению, а затем уже использование формальных правил.

Канта интересуют условия согласования. Потом американский мыслитель, очень оригинальный, но не такой универсальный как К, Чарльз Пирс, создатель семиотики, исходит из Канта. Он говорит что научное сообщество состоит из двух частей, 1 часть описывает чувственный опыт и использует протокольные суждения, другая часть занимается рефлексией, и должно быть согласовано 2 языка, язык, описывающий чувственный опыт, должен быть согласован с языком, который описывает рефлексивные реакции, рефлексивные понятия.

Можно сказать что у Канта речь идет о согласовании двух типов описания. Но это согласование, с одной стороны связано с наличием синтетического единства самосознания. Но при этом есть еще одна связь, на которую указывает Кант. (в этом состоит различие между 1м и 2м изданием «Критики») Еще связь понятий и образов созерцания предполагает некое согласование. По факту рассудок и чувственность согласованы трансцендентальной апперцепцией. Трансцендентальная апперцепция – то, к чему мы редуцируем, на самом деле это не мышление, мы не знаем откуда она берется, почему так. Если нас интересует объективное согласование, то здесь у Канта возникают вопросы.

В 1м издании «Критики» Кант связывает рассудок и чувственность через трансцендентальную способность воображения. И эта способность воображения в чем-то оказывается верховной способностью.

В 1м издании К говорит о том, что есть 2 ствола, которые происходят из единого корня- 2 ствола, с которыми связано познание: чувственность и рассудок, из единого корня воображения.

Во 2м издании К от этого отказывается, там более оригинальный ход. Кто-то является сторонником, кто-то не разделяет эту точку зрения. 2 ствола не имеют единого корня. Есть 2 ствола и 2 корня: чувственность и рассудок, а воображение не представляет из себя какой-то 3-ей способностью, которая бы более фундаментальна, воображение- это способность, которая связана с корректированием, с синхронизацией чувственности и рассудка. Т-е воображение связано с тем, что если у нас есть некий класс понятий, то этим понятиям по опред. з-ну всегда приписывается образ. Способность корреляции чувственности и рассудка (рассудок использует понятие, чувственность создает образы) К. назвал трансцендентальным схематизмом. Трассхематизм – таинственное искусство, которое содержится в душе, но мы только функционально можем его описать и не него указать.

Пример: у нас есть число 5 и есть образ пяти – 5 точек. Схемой К. называл не 5 точек, а схемой называл сам алгоритм сопоставления с любым числом (5 или 1005) но по одному з-ну – сопоставление какого-то образа 5 (.), 1005 (.) и т.д.

«Критика чистого разума» Канта в св. основном содержании заканчивается учением о транс. апперцепции и учении о трас схематизме (есть еще диалектика, учение о методе).

В основе кантовской философии лежит специфичность кантовской мысли:

1. понятие опыта

мы чувствуем, переживаем (понятия переживание у К. нет, но потом это все стало относится к философии пере(?)вания) мир таким образом, как мы его смыслим. Само понятие опята, какое-то знание на основе опыта возможно только постольку, поскольку каким-то неявным образом чувственность и мышление уже согласованы между собой.

Мы не можем здесь представить себе что-то 3-го сточки зрения К. – это не врожденные идеи, не какая-то сила разума; мы не можем свести ни чувственность к мышлению, чтобы понять, как они согласованы, ни мышление к чувственности. Но мы должны уловить эту двойственную зависимость.

Когда К. говорит о трансцендентальной апперцепции, то он говорит о том, что мы чувствуем, как мыслим; транс. апперцепция делает понятие мышления данным.

С другой стороны, концепция трансценд. схематизма указывает нам на то, что на самом деле и мы мыслим так, как чувствуем, т.е. наше мышление ограничено способностью пр-дить трансцендентальные схемы, т.е. давать образы, понятия.

В этом сост. специфическая черта именно кантовского философского мышления. Можно сказать, что это его индивидуальная черта – но это будет не совсем правильно: дело не в особенностях психологии, а это особенности типа мышления, который начиная с Канта, является наиболее влиятельным. Возможен другой тип мышления, тогда будет что-то другое, но в европейской культуре, в западной философии, этот тип получил, по крайней мере на продолжительное время, явное преимущество. У Фихте, уже у Гегеля, ситуация меняется, нет этой двойственности. Мы могли бы говорить, что К – болезненный, слабенький человечек, и мышление у него такое нерешительное, с одной стороны вроде бы чувственность должна господствовать, с другой стороны – мышление.

Но на самом деле в это м проявляется именно некая последовательность и сила мысли. В философии сила проявляется в первую очередь не в каком-то грандиозном результате, не в функции какого-то пророчества, а в последовательности. Кантовская мысль сильна именно своей последовательностью. Здесь важна этическая философия, но с тех же самых позиций Кант дает и обширную практическую философию, т е формирует свою концепцию морали (этика Канта), и затем еще эстетическую философию.

Практическая философия КАНТА.

Несколько работ, но основные положения и центральные понятия кантовской практ. Философии, понятие категорического императива, формулир. Кантом в работе «Основы метафизики нравственности»

Кантовская этика. явл., во-1ых, априорной(априористская концепция этики), она не утилитарна. Кант не связывает этику с какой-то практической целесообразностью, выгодой.

Существует довольно много концепций утилитарной этики:

- этика имущества в плане эволюции

- трудовая этика - делает более эффективным совместную человеческую деятельность

- военная этика - воинская мораль целесообразна: там где выше моральный дух, там более эффективны военные действия (например англ. историки пишут, что русские солдаты продемонстрировали высочайший моральный дух в Бородинском сражении, поэтому русскую армию разбили значительно меньше)

Кантовская этика в этом смысле не утилитарна

С другой стороны, кантовская этика не исходит из какого-то метафизического понятия благ, она не онтологична.

Этика Платона: есть некое благо всех, и размышляя над этим благом, мы можем сформулировать некие правила поведения человека.

В этом смысле кантовская этика ближе к Аристотелю, чем к Платону. У Аристотеля в основе добродетельного поступка лежит правильно решение, есть силлогизм - такое решение, в основе которого лежит способность генезиса.

В основе кантовской этики лежит понятие свободы - свободы воли. Такая этика называется еще дионтологическо й.

Онтологическая этика исходит из понятия о каком-то безусловном бытии; а есть этика, которая исходит из понятия свободной воли и понятия долга. Кантовская этика является одним из фундаментальных примеров дионтологической этики,т.е. этики, в основе которой лежит понятие долга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: