Преподаватель в структуре межличностных отношений
Психологические черты личности как индивидуальности
Карта профессионально значимых качеств преподавателя (по В.П. Симонову)
Оптимальный уровень | Допустимый уровень | Критический уровень |
Сильный уравновешенный тип нервной системы | Сильный неуравновешенный тип нервной системы | Слабый инертный тип нервной системы |
Тенденция к лидерству | Властность | Деспотизм |
Уверенность в себе | Самоуверенность | Самовлюбленность |
Требовательность | Непримиримость | Жестокость |
Добросердечие и отзывчивость | Недостаточная самостоятельность | Чрезмерный конформизм |
Гипертимность | Педантичность | Возбудимость и демонстративность |
Эмотивность | Застреваемость | Тревожность и дистимность |
Преобладание демократического общения | Преобладание авторитарного стиля общения | Преобладание либерального стиля общения |
Только конструктивные конфликты по принципиальным вопросам | Полное отсутствие конфликтов с учащимися и коллегами | Постоянная деструктивная конфликтность по большинству вопросов |
Стремление к сотрудничеству с коллегами | Стремление к соперничеству с коллегами | Постоянные приспособления и компромиссы |
Нормальная самооценка | Заниженная самооценка | Завышенная самооценка |
Уровень изоляции в коллективе равен 0 | Уровень изоляции в пределах 10% | Уровень изоляции в коллективе более 10% |
Широкая эрудиция и свободное изложение материала | Знание только своего предмета | Работа только по конспекту |
Умение учитывать психологические и возрастные особенности учащихся | Знание возрастной и педагогической психологии учащихся | Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии учащихся |
Темп речи – 120 -130 слов в минуту, четкая дикция, общая и специфическая грамотность | Темп речи ниже 120 слов в минуту, «глухой» голос, отдельные оговорки с последующими исправлениями | Темп речи выше 150 слов в минуту, неразборчивость речи, «проглатывание» окончаний слов |
Элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты | Стандартный внешний вид, отсутствие мимики и жестов | Неряшливый внешний вид, чрезмерная жестикуляция и неадекватная мимика |
Обращение к учащимся по имени | Обращение к учащимся по фамилии | Постоянное безадресное обращение к обучаемым |
Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость | Чуть замедленные реакции и находчивость | Отсутствие находчивости, слабая реакция |
Умение четко формулировать конкретные цели | Умение определять только общие цели | Отсутствие умений четкого целеполагания |
Умение организовать учебную работу всех учащихся сразу | Умение организовать работу большинства учащихся | Работа только с отдельными учащимися, при пассивности большинства |
Проверяет степень понимания учебного материала всегда | Проверяет степень понимания учебного материала периодически | Никогда не проверяет степень понимания учебного материала в ходе объяснения |