Первый этап работы состоит в детальном описании системы как единого целого. Этот этап имеет меньшее значение для отдельных машин (единичная система «человек - машина») и чрезвычайно важен, если рассматривается большой и сложный комплекс (например, обслуживание больших диспетчерских или операторских пунктов в промышленности или на транспорте, коллективное управление прокатным станом, работа на сборочном конвейере и т. п.).
Рассматриваемый комплекс в дальнейшем делится на частные функциональные подсистемы, которые поочередно подвергаются анализу. Цель такого анализа - определить, должна ли данная частная подсистема (функция) реализоваться человеком или машиной.
Анализ показывает процесс описания системы как единого целого и деление этой общей системы на частные подсистемы. Для описания системы применяется карта взаимосвязей. В ней весь рабочий процесс разбивается на отдельные части, и отмечаются доли участия человека и машины на протяжении всего рабочего чикла или времени.
С точки зрения эргономики нас интересует не столько возможность лучшего использования машинного времени самого по себе, сколько правильная загрузка обеих составляющих системы с учетом критериев физиологии и психологии труда. В соответствии с приведенными выше данными рационализация такой системы должна состоять из следующих этапов:
1. Описание всей системы в форме приведенной выше карты взаимосвязей элементов системы.
2. Описание отдельных подсистем (функций), входящих в данную систему. Составляя такое описание, мы предполагаем, что рабочий, обслуживающий и работающий на машине, получает информацию непосредственно на рабочем месте, и что обслуживаемая им машина находятся в состоянии готовности к работе.
а) Первой частной подсистемой (функцией) системы «человек – машина» будет подготовка машины к работе или ЕО. Эта подготовка заключается в проверке ГСМ, световых приборов, систем ДВС и трансмиссии, систем безопасности, АКБ и др.
б) Второй частной подсистемой является функция запуска систем машины.
в) Третьей частной подсистемой является проверка режимов работы систем машины посредством контрольно-измерительных приборов.
г) Четвертая функция - процесс движения и контроль работы систем машины во время движения.
д) Пятой подсистемой является процесс управления при движении.
е) Шестая операция – завершение работы, проверка всех систем и заправка машины ГСМ.
3. Следующий вопрос относится к возможности передачи некоторых функций рабочего автомату с учетом диспропорции нагрузки обеих сторон системы. Для этого, прежде всего, нужно исследовать наиболее трудоемкие операции.
Необходимая при этом последовательность действий такова:
а) Нажатие на педаль сцепления.
б) Переключение передач.
в) Торможение автомобилем.
г) Управление дверьми (системы управления дверьми).
д) Управление другими системами машины.
4. Определение возможности механизации, автоматизации или упрощения этих операций должно производиться с учетом следующих факторов: технических возможностей, стоимости, производительности, надежности устройств, размеров и веса этих устройств, техники безопасности.
5. После исследования всех проблем, связанных с взаимодействием человека и машины, следует перейти к условиям труда на рабочем месте, исследуя поочередно: положение человека на рабочем месте (работа стоя, сидя, в согнутом положении); темп работы, количество перерывов и длительность отдыха, а также возможность правильного его использования (стул или скамья для сидения) и т. п.
6. Последняя группа вопросов касается условий материальной среды, к которым относятся: освещение, шум и вибрации, температура, влажность и условия вентиляции и т. п.