Теория моды» как отрасль гуманитарного знания, её современное состояние. Философские, культурологические, экономические и социологические подходы к изучению вопросов моды

Представление о моде складывалось в течение почти семи веков. За это время оно стало более кристаллизованным. Среди исторических, экономических, эстетических, социальных аспектов моды все отчетливее обнаруживает себя и ее психологическая сущность.

Мода как совокупность правил ношения одежды

Явление, обозначенное с середины XIV столетия понятием «мода», вероятнее всего, возникло в западно-европейских странах и спонтанно, с появлением все большего количества новых одежд различной формы и разных названий. Понятие «мода» (от лат. modus -мера, образ, способ, правило, норма) как нельзя точнее отражало особенности объединения существующего разнообразия одежд в костюме.

Мода данного периода может рассматриваться как некоторый способ достижения установленных временем Так, например, средневековый феодал должен был быть гибким, ловким и подвижным. Новая одежда, подчеркивающая фигуру, как раз и создавала требуемый облик. Отождествление же моды и идеала произойдет по времени значительно позже.

В XIV в. выражается в следовании определенным правилам одевания, в конкретных поведенческих навыках обращения с различными видами одежды, например, с В этом смысле все люди, жившие в то время, были модниками. Мода как способ создания костюма впоследствии не раз использовалась модельерами в качестве источника идей для создания новых модных направлений (например, ношение жакета на голом теле, жакет поверх другого жакета и т. д.).

Мода как подражание

Сравнительно частая смена форм костюма позднего средневековья, увлечение всякой новинкой в тех кругах, где она создавалась, ажиотаж подражания дают основания полагать, что именно в этот период зарождалась мода как социально-психологическое явление.

два века потребуется для того, чтобы мода из способа чечовека преобразовалась в цель его действий.

Интенсификация общения между королевскими домами и дворянством Европы XV-XVI столетий, их соперничество в могуществе и влиятельности, продолжительность пребывания иностранцев на земле того или иного государства - все это создавало предпосылки к появлению интернационального костюма и развитию моды.

Эпоха Возрождения стала эпохой создания особого слоя социальной атмосферы общества, определяемого веяниями моды. Так, металлический каркас, силуэт костюма и плоеный крахмальный воротник завоевали всю Европу XVI в. и создали славу «испанской моде». И произошло это, несмотря на многолетнюю вражду между Испанией и западно-европейскими государствами, в первую очередь, Францией и Италией. Английские горожанки постепенно начинают подражать дворянскому костюму, стягивая фигуру жестким корсажем. Лишь чувство меры, утраченное в среде дворянства и крупного купечества, отличает их.

Мода как проявление вкуса

Мода вне политики и пытается быть вне социальных различий?! Возможно ли такое? Мода, словно Джинн, выпущенный из бутылки, породила массу вопросов, стала проблемой, научной проблемой.

Английский философ конца XVIII в. Энтони Эшли Купер, лорд Шефтсберн обратил внимание на ту деспотическую власть, которую «правильная мода» приобретает над людьми, на то, как искажает она порой истинную человеческую сущность, естественный облик людей. И в то же время Шефтсберн признавал и благотворное влияние моды, называя модными господами тех, кому природный добрый гений или сила хорошего воспитания придали чувство того, что изящно и пристойно по самой своей

Итак, формируется представление о моде как о правиле, позволяющем

человеку изменять свой внешний вид, демонстрировать или, наоборот, скрывать черты характера. В основу правила было положено представление об эстетическом вкусе - способности человека к восприятию и оценке эстетических свойств явлений и предметов, к различению прекрасного и безобразного. Истинность этого правила определить достаточно сложно, как и предугадать

Стремление украшать края одежды мелко вырезанными фестонами появилось при бургундском дворе в начале XV века под влиянием германских рыцарских доспехов, подвижные части которых были схожи с раковой шейкой (ecrevisse -

Эволюция представлений о моде

время, пространство и особенности движения. Его изменение зависит от привычек и духа времени, субъективную природу, а следовательно, его трудно прогнозировать.

На наш взгляд, вместе с появлением моды совершается психологическая революция собственно костюма. Он постепенно перестает быть выражением обобщенного социального характера, социальных установок и стереотипов народов, что было особенно характерно для древних цивилизаций и средневековых государств. Так, в египетских костюмах Древнего царства (2780-2280 гг. до н. э.) подчеркивалась половая идентификация. Костюмы Нового царства (950 г. до н. э.) придавали внешнему облику человека черты изнеженности и изящества в соответствии с эстетическими идеалами времени. Социальная роль женщины отражена в костюмах народов передней Азии тыс. до н. э.) и Кри-то-микенском костюме (2600-1250 гг. до н. Героизм как социально-типическая черта подчеркнут в костюме Древней Греции (V в. до н. Костюмы Древнего Рима (V в. до н. э.-V в. н. э.) акцентируют величественность в мужском костюме, кокетство и красоту - в женском. Эмоциональный характер народа читается в этрусском костюме (VII - III в. до н. Христианское отношение к миру проявляется в костюмах Византийской империи (IV-XV вв.). Западно-европейский костюм эпохи позднего средневековья создавал облик нового светского человека и женственности. Костюмы последующих исторических периодов формируют новый тип личности, который условно назвать «модный человек».

Мода как способ выражения индивидуальности

Появление моды открывает в костюме более широкие возможности для выражения индивидуальности, активизирует творческий процесс воплощения человеком в костюме своих жизненных целей и ценностей. Неслучайно, именно с этого периода в истории костюма отражаются не только модные тенденции, но и называются конкретные личности, вносившие изменения (точнее, «капризы») в костюм своего времени: королева Кастилии Хуана Португальская, итальянские аристократки Лукреция Борджиа и Катарина Корнаро, французская королева Катарина Медичи, короли Франции Генрих III, Генрих IV и Людовик XIV.

Очевидно, что в этом далеко не полном, но репрезентативном списке, лидируют французские короли - признанные законодатели придворной моды. Утверждаемая ими мода быстро распространялась по всей Европе и часто менялась (на протяжении XVII в. костюм знати изменялся 6 раз). Анализ французской придворной моды позволяет исследовать психологический механизм столь активного ее состояния. Следование королевской моде в тот период, вероятно, определялось, прежде всего, осознанным стремлением представителей высших сословий подчеркнуть свое расположение к автору новшества, признание его вкуса и, как следствие, желанием вызвать расположение к себе. Кроме того, следование королевской моде мотивировалось стремлением указать на свою принадлежность к знатному сословию, продемонстрировать свой образ жизни, приближенный хотя бы внешне к королевскому. Один из ярких примеров тому - мода французского дворянства на мужской костюм, создающий полудетский облик в подражание малолетнему королю Людовику XIV. Костюм этого периода состоял из сорочки, богато декорированной кружевом, бантами, короткой куртки-весты с рукавами до локтя и поколенных штанов-ренгравов.

Мода как образ жизни

В XVIII в. намечается тенденция к абсолютизации моды, независимости от условий, определявших ее в веке XVII. нас хоть - эту нитую фразу фаворитки Людовика Помпадур, отражающую отношение к миру в целом всего французского первого сословия, можно считать как нельзя более удачным девизом моды двора в. Мода этого периода ассоциируется с некоей мистерией духа и тела, выраженной в костюмах, подчеркивающих кукольную грациозность, сказочную условность, фантастические черты образа, далекого от реальной земной жизни. Декоративность костюма в стиле рококо нарушала естественные пропорции человеческой фигуры, подчеркивала контрастность ее верхней и нижней частей, отрицала практичность и удобство.

Итак, в XVIII в. назревает конфликт при поиске адекватного ответа на вопрос «Что такое слепое подражание, выражение вкуса или образ жизни. Причина конфликта трактовка «моды» в различных смыслах - политическом, экономическом, философском, эстетическом.

Столь противоречивая сущность моды отражается в сочинении философа И. Канта «О вкусе, отвечающем моде» (XVIII в.). Кант дает одно из первых определений моды: «Закон этого подражания (стремления) казаться не менее значительным, чем другие, и именно в том, причем не принимается во внимание какая-либо польза, называется Противоречивость моды автор объясняет отсутствием в ней внутренней цели. Моду в равной степени можно отнести и к «рубрике тщеславия», и к «рубрике глупости», «так как при этом имеется некоторое принуждение - поступать в рабской зависимости исключительно от примера, который дают нам в обществе «Всякая мода уже по своему понятию представляет собой непостоянный образ - заключает И. Кант.

Личностный

Разрешение возникающих противоречий видится в концентрации внимания на роли и позиции личности в изменяющихся социальных отношениях после Великой французской революции 1789 г.

Мода XIX в. приобретает личностный смысл. Открывается новая эра моды, ориентированная не только на общество, но и на каждую отдельную личность. Мир моды становится столь же многообразным, сколь многообразна природа личности. Скорее всего, поэтому все сложнее становится писать об истории костюма после вв. С этого периода историки костюма постепенно переключают свое внимание на исследование истории жизни и деятельности создателей моды.

Отличительной особенностью моды XIX в. является проявление в ней социально-психологического смысла под влиянием изменившейся системы общественных ценностей, нового демократического типа отношений, новой роли и нового положения женщины в буржуазном обществе. Вероятно, последнее обстоятельство определяет интенсивное развитие именно женской моды, в то время как формы мужской одежды все более стабилизируются.

Наиболее существенные характеристики моды рассматриваемой эпохи нашли свое отражение в научных трактатах современников.

Г. Гегель («Феноменология духа») указывает на положительную роль моды в межличностном общении, прежде всего в формировании привлекательности одного человека для другого, рассматривает моду как механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатии. Он писал: «Издавна французам ставили в упрек легкомыслие, а также тщеславие и стремление нравиться. Но именно благодаря этому стремлению нравиться они достигли высшей тонкости светского обхождения и тем самым с особым успехом возвысились над грубым себялюбием первобытного человека. Ибо это обхождение состоит как раз в том, чтобы за своими интересами не забывать другого

Другими словами, мода - это средство формирования аттракции (от attraction - притяжение, привлечение, тяготение). Аттракция - особый вид специальной установки одного человека на другого, в которой представлено в основном эмоционально-положительное отношение к нему.

Весьма привлекательна «нагая мода» в стиле мадам Рекамье," платья периода Возвращение к романтическому прошлому не могло не сказаться на появлении модных тенденций в одежде, принимаемых всеми сословиями без исключения. Ведь, как справедливо утверждал В. Белинский, «романтизм есть ни что иное как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца... и поэтому почти каждый человек

За неоднократной резкой сменой западно-европейских мод, характерной для этого революционного, как в прямом, так и переносном смысле, угадывается личность, мечущаяся между и будущим в поисках смысла жизни. Поэтому в моде этого периода находит свое отражение и романтизм, и классицизм, допускается эклектика и даже отрицание (например, стиль

Естественно, что столь неоднородное явление не могло не привлечь специальное внимание первых теоретиков моды. Н. В. Рейнгард в г. опубликовал небольшую работу под названием «Социальное и экономическое значение моды». Несмотря на четко определенные задачи работы, в ней на первый план все же выступают психологические аспекты проблемы.

Анализируя влияние на моду двух психологических факторов - духа нововведения (стремления к обновлению) и наклонности к подражанию, подчеркивая при этом тот факт, что стремление к обновлению проявляется в немногих личностях, людях инициативы, героях, и только затем толпа воспринимает новое в силу Рейн-гардт имел в виду, вероятно, и стильность мадам Рекамье, и костюмы из бархата и шелка Наполеона, и мягкую фетровую шляпу Гарибальди, и одежду революционеров, окрашенную в национальные или символические цвета, и готовое платье от Исследователь указал на очень существенный момент, который впоследствии станет доминантой анализа модных явлений: мода открывается личностью и для личности, в которой ярко выражена т. е.

XX век век технического и информационного прогресса, гуманизации всех сфер общественной жизни, век промышленного производства одежды -значительно и резко упрощает формы костюма. «Однако, - как замечает H. Каминская, - это упрощение только внешнее. Внутренняя, «духовная» жизнь костюма, его эмоциональная, эстетическая, нравственная стороны, образная выразительность продолжают

Поль Пуаре патриарх haute одним из первых, как не парадоксально, восклицает в начале XX века: «Следовать моде - уже не модно,...хорошо одетой может считаться только та женщина, которая изобретает что-то свое и смело этим пользуется. Тем же, кто привык покорно следовать моде, этого искусства не постичь Тем самым Пуаре заявляет о том, что у модной одежды должно быть два автора - модельер и тот, кто ее носит. Это заявление не теряет своей актуальности вот уже столетие.

Отношение человека к моде противоречиво. С одной стороны, человек противостоит ей, чтобы сохранить свою индивидуальность, а с другой стороны, он покорно следует ей, чтобы не быть оторванным от своей социальной и культурной среды. П. Пуаре указывает путь разрешения данного противоречия: «Конечно, считаться с требованиями моды все же приходится, хотя бы для того, чтобы не казаться белой вороной и сохранить гармонию с окружающим миром. Но пусть это будет в пределах здравого

Взгляды Пуаре наводят на мысль о существовании индивидуального модного пространства, имеющего сознательно установленные пределы. И сразу возникает целый ряд вопросов о структуре этого пространства, о том, как существуют и взаимодействуют элементы пространства, об особенностях проявления единства пространства и времени в контексте моды, о роли личности и общества в определении границ этого пространства и т. д.

Частично ответы на поставленные вопросы обнаруживают себя в работе структуралиста Ролана Барта «Система моды». Барт считал, что «всякая новая мода - отказ наследовать, ниспровержение диктата прежней моды; мода осознает себя как право, как естественное право настоящего над Мода рассматривалась Бартом как знаковая система, регулируемая, прежде всего, бессознательными процессами. Несмотря на некоторое преувеличение роли бессознательных механизмов, что было характерно для представителей структурализма, автор отмечает влияние социальных норм, определяющих права моды, а также временную организацию исследуемого явления. А за утверждением Барта «мода осознает» стоит не кто иной, как субъект моды - человек, осознающий модные новинки, их социальную личностную значимость, переживающий по этому поводу эмоции, которые, в свою очередь, регулируют его поведение, приводят к отказу от диктата прежней моды.

Мода как массовое поведение

Интенсивное развитие на рубеже веков и в первые десятилетия XX в. Домов моды Дусе, Пакена, Руфа, Пату, Ворта, Лепонга, Бальмена, Лаферьер, Ред-фери, Ланвен, Шанель, Вионне и Скьяпарелли существенным образом отразилось в модном поведении людей. Их активность в освоении модного пространства была настолько велика, что не могла не оказаться замеченной исследователями моды. Социальный психолог Имори Богардус (Е. S. Bogardus) в начале 40-х отмечает: «Мода процесс, который постепенно создает массовое поведение

Мода второй половины XX в. при определении моды акценты все чаще смещаются именно на поведение личности как предмет социально-психологического анализа моды, точнее, его сторону - конкретные действия человека по отношению к модным объектам.

Мода - это специфическая и весьма динамичная форма стандартизованного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстроизменяющихся вкусов, увлечений и т.

Однако и это, казалось бы, исчерпывающее определение не отражает всей обнажившей себя в XX в. сущности моды. Ученые, как и обыватели, оказались во власти моды и, прежде всего, ее объективно фиксируемого результата - массового увлечения новой вещью, идеей.

Пожалуй, точнее других сущность моды отражают те, кто ее создает. Научный анализ проблемы без учета их мнений окажется не только неполным, но и лишенным жизни.

Кристиан Диор: «Мода - понятие религиозное. В наш век, стремящийся разболтать один за другим все свои секреты, кормящийся лживыми признаниями и фальшивыми откровениями, она остается самим воплощением таинства, и лучшее ее чудесной силы в том, что никогда еще о ней столько не

Кристиан Лакруа: «Часто о высокой моде ошибочно судят как о некоем воплощении гордыни. Разглагольствуют, что ее цель - демонстрация высокого социального положения и богатства. На самом же деле искусство моды - это попытка прорыва в таинства

Пьер Карден: «Мода - это способ выражения. Другими словами, мода -это отражение индивидуальных качеств личности в и Кстати, именно П. Кардену принадлежит прогноз будущего моды, которое он связывает с исследованиями в области математики, экономики, социологии, психологии и даже философии.

Мода как отношение

Так что же такое мода? Некая объективная реальность, доступная для внешнего наблюдения? А может быть субъективное (прежде всего, эмоциональное) отражение этой реальности? Гипотетический ответ может быть прост: и то, и другое. Объективная реальность моды, представленная поведением субъекта моды, и субъективные переживания субъекта моды по поводу этой реальности определяют суть моды XX столетия - моды как отношения.

Поэтому мода в широком смысле слова может быть определена как существующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение людей к внутренним внешним формам культуры

Прогнозы развития моды на третье тысячелетие связываются с появлением ультрасовременных материалов, оригинальных решений, чистых линий и утверждения стиля. Но это с точки зрения технологии и конструирования. А вот с точки зрения психологии в моде третьего тысячелетия все более актуализируется потребность модной аудитории в «постоянной экспериментальной проверке границ В связи с этим можно предположить рост интереса участников модного процесса (производителей, распространителей, потребителей) к психологическим детерминантам экспериментирования подобного рода, что, в свою очередь, будет стимулировать развитие новой прикладной области - психологии моды.

Итак, в процессе исторического развития костюма и моды под возрастающим влиянием человеческого фактора происходит постепенное уточнение понятия «мода»: «мера, правило, способ употребления» - «вкус» - «подражание» -«образ жизни» - «средство формирования аттракции» - «стремление инициативной личности к обновлению» - «право настоящего над прошлым» - «средство сохранения гармонии с миром» - «отношение» - «процесс экспериментальной проверки границ дозволенного».

С течением времени у психологов появляется все больше оснований для утверждения, что мода - объект психологического исследования, а модные тенденции XX столетия позволяют уточнить его предмет - отношение человека к моде. Опосредованность моды психической и социальной жизнью человека придает ей специфические черты, изучение которых позволит расширить представление о самом человеке и еще об одной немаловажной сфере его жизнедеятельности. Несомненно, психология моды становится одной из перспективных прикладных отраслей психологического и в целом научного знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: