Точные (определенные) и неточные (неопределенные) (по степени точности).
Полные и неполные (по объему информации).
Полный ответ содержит информацию по всем элементам вопроса. Например, на сложный вопрос «Где, когда и кем было совершено преступление» полным будет ответ: «Преступление было совершено Авдеевым на территории завода 25 февраля 2002 года».
Неполный ответ содержит информацию лишь на некоторые элементы вопроса.
Неточность ответов часто связана с двусмысленностью употребляемых понятий, а также с неопределенностью вопросительных слов (кто? что? где? когда? как? и др.). Например, в вопросе «Кто совершил преступление?» под словом кто может подразумеваться фамилия, имя, отчество преступника; возрастная характеристика (подросток, юноша, пожилой человек и т.д.); национальная принадлежность; профессия.
Независимо от вида и характера вопроса следует строго придерживаться основного принципа – отвечать на вопрос лишь в том случае, когда до конца ясна его суть, когда знаешь правильный ответ.
|
|
Владение вопросно-ответной формой речевой коммуникации, знание механизма постановки вопросов и ответов на них приобретают большое значение в судебно-следственной практике, в ходе судебного следствия, а также во время судебных прений. Психологи утверждают, что сами вопросы, их содержание, форма, последовательность могут оказывать сильное убеждающее воздействие.
В учебниках по юридической психологии формулируются основные требования, предъявляемые к вопросам следователя. К ним относятся: смысловая однозначность, простота конструкции, лаконичность, отнесенность к предмету допроса, системность (вопросы должны быть выстроены в соответствии с логическим этапами разрешения следственных задач), отсутствие воздействия.
М.Н.Еникеев приводит классификацию вопросов следователя по степени возрастания их воздействия:
1. Нейтральные вопросы (формулировка ответов на них полностью зависит от инициативы допрашиваемого лица);
2. Разделительные вопросы («или - или»);
3. Альтернативные вопросы (требуют положительного или отрицательного ответа);
4. Вопросы косвенного внушения (вопросы, предоставляющие право выбора между двумя ответами, но положительный ответ на один из них соответствует ожиданию спрашивающего – «Не в кепке ли был человек, нанесший потерпевшему удар ножом?»);
5. Вопрос прямого внушения («Находился ли Сидоров на месте происшествия» вместо вопроса «Кто находился на месте происшествия?»);
6. Вопросы ложного содержания, рассчитанные на эффект так называемой «ловушки» и являющиеся приемом психологического насилия («Был ли Сидоров трезв во время совершения преступления?», хотя еще не известна причастность Сидорова к преступлению).