Если говорить одостижениях в этике ХХ века,то человек наконец-то понял, что все люди имеют одинаковое право на жизнь и свободу, независимо от их расы, национальности, вероисповедания. Теперь человеку осталось понять последнее – что все виды живой природы также имеют равную с ним внутреннюю ценность, те же моральные права.
Экологическая этика – направление междисциплинарных исследований, предметом которых является нравственные аспекты отношения человека (общества) к природе. Она ориентирована на пересмотр ценностных основ западной цивилизации в направлении целостного развития человека и органичности его жизнедеятельности.
В отличие от экономического подхода к природе (на основе «выгодно» - «невыгодно», «разумно» - «неразумно»), экологическая этика ориентирует наши отношения с природой с точки зрения дилеммы «хорошо» - «плохо».
Экологическая этика (или Этика благоговения перед жизнью) основана на равноправии человека и природы. Основатель экологической этики Швейцеp писал:
|
|
"Я не должен делать ничего, кроме неизбежного...
Крестьянин, скосивший на лугу тысячу цветков для корма своей корове, не должен ради забавы сминать цветок, растущий на обочине дороги, так как в этом случае он совершает преступление против жизни, не оправданное никакой необходимостью.
Этика благоговения перед жизнью не разрешает мне успокаивать себя тем, что я, как более способный, могу продвигаться в жизни дозволенными средствами, но за счет менее способных. То, что мне позволяет закон и мнение людей, она превращает в проблему. Она заставляет меня думать о другом (в смысле о живом) и взвешивать - разрешает ли мне мое внутреннее право собирать все плоды, до которых дотягивается моя рука".
Американский экофилософ Холмс Ролстон вывел несколько принципов экологической этики:
1. Чем более редкими являются природные объекты, тем деликатнее с ними следует обращаться;
2. Чем красивее являются природные объекты, тем деликатнее с ними надо обращаться;
3. Чем более хрупкими являются природные объекты, тем деликатнее с ними следует обращаться;
4. Чем жизнь более чувствующая (т.е. находящаяся на более высоком уровне развития) тем больше ее следует уважать;
5. Уважать жизнь вида следует больше, чем жизнь индивидуума;
6. Возлюби окружающую природу как самого себя;
7. Думай о природе как о сообществе, а не как о "кладовой товаров".
Конечно это не строгие научные постулаты. Сейчас еще рано говорить об экологической этике как окончательно сформулированной. Ее принципы будут предметами дебатов не одно десятилетие. А их окончательная форма будет установлена не философами, а всеми людьми, когда они начнут использовать эти принципы в своей практике при принятии решений, когда люди поймут, что наиболее серьезный вид загрязнения - загрязнение разума и сердца, а экологический кризис - это прежде всего моральный кризис и он требует морального решения.
|
|
Экологическая этика, конечно, менее выгодный для человека прием, чем экономика. Но ведь лгать, воровать тоже часто выгодно, но большинство людей так не поступают. Возможно, добровольно принятая ответственность (которая проявляется в виде морали) на основе экологической этики окажется гораздо более эффективным способом охраны природы, нежели экономические рычаги, экологическое образование или право.
4. Предпринимательская этика.