Студопедия
Поделиться в соц. сетях:

рус | укр



Авто | Автоматизация | Архитектура | Астрономия | Аудит | Биология | Бухгалтерия | Военное дело | Генетика | География | Геология | Государство | Дом | Журналистика и СМИ | Изобретательство | Иностранные языки | Информатика | Искусство | История | Компьютеры | Кулинария | Культура | Лексикология | Литература | Логика | Маркетинг | Математика | Машиностроение | Медицина | Менеджмент | Металлы и Сварка | Механика | Музыка | Население | Образование | Охрана безопасности жизни | Охрана Труда | Педагогика | Политика | Право | Приборостроение | Программирование | Производство | Промышленность | Психология | Радио | Регилия | Связь | Социология | Спорт | Стандартизация | Строительство | Технологии | Торговля | Туризм | Физика | Физиология | Философия | Финансы | Химия | Хозяйство | Ценнообразование | Черчение | Экология | Эконометрика | Экономика | Электроника | Юриспунденкция

Лучшие изречения: Как говорил Ленин, "Учиться, учиться и учиться - это лучше, чем работать, работать и работать"... 255 - | 200 - или читать все...

Энеолит Казахстана. Ботайская культура.


Дата добавления: 2014-02-04; просмотров: 108.


Казахстан в эпоху неолита. Характеристика эпохи.

 

Неолит (5-3 тыс. лет до н.э.). Неолит (от греч. – новый и камень), новый каменный век, переход от присвающего хозяйства (собирательство и охота) к производящему (земледелие и скотоводство), хотя присвоение играло большую роль. Эпоха неолита позднейшего каменного века характеризуется использованием кремневых, костяных и каменных орудий, изготовленных с помощью техники сверлений, пиления и шлифования и широким распространением глиняной посуды. По культурно-хозяйственным признакам культуры неолита распадаются на 2 группы: 1) земледельцев и скотоводов и 2) охотников и рыболовов. Появились зачатки горного дела и ткачества.

Возникновение гончарного производства давало возможность улучшить способ хранения и приготовления пищи.

В период неолита господствующим становился коллективный труд и общая собственность на средства производства и продукты труда. Происшедшие в результате перехода к производящей экономике кардинальные изменения в жизни общества (развитие оседлости, резкое увеличение населения) позволяют говорить о первом экономическом перевороте в истории человечества – « неолитической» революции.

В неолите усложнялась общественная организация. Несколько материнско-родовых общин, связанных кровнородственными (по линии матери) узами и единой формой хозяйства, объединялись в племена, формировались племенные объединения (союзы). Соблюдалось равенство всех членов рода. Дела в общине решал родовой совет.

Выявлено около 600 исторических памятников того времени.

Захоронений неолита на территории Казахстана очень мало. Остатки неолитического захоронения найдены в могильнике у села Железинка в Павлодарском Прииртышье. Умерших хоронили в неглубоких грунтовых ямах, посыпанных охрой. Чаще всего – это одиночные захоронения, но один раз встречено парное. Надмогильных конструкций не сооружали, но поверх могилы разводили костер. В погребениях встречены небольшие сосудики высотой 5-7 см, шило, тесло, наконечники стрел. Встречаются женские ожерелья и диадемы из клыков диких животных и раковин.

Еще одно захоронение неолитического времени изучено в могильнике Меновное-XI в окрестностях города Усть-Каменогорска. На дне могильной ямы обнаружен плохо сохранившийся скелет женщины в возрасте 45-50 лет, которая была похоронена на спине в вытянутом положении, головой на ЮВ. Одежда женщины была обшита подвесками листовидной формы.

 

В эпоху неолита у населения Казахстана существовала материнская родовая община, характерной чертой которой является коллективный труд и общественная собственность на средства производства. Наличие крупных археологических культур на территории Казахстана позволяет предположить, что в неолите происходит окончательное оформление племён и племенных объединений.

В Северном Приаралье и 3ападном Казахстане обитали племена западно-казахстанского варианта кельтминарской культуры, датируемой VI-IV тыс.до н.э. Большинство поселений культуры носило временный характер. Но изучено и несколько долговременных жилищ. Они представляли собой крупные овальные постройки площадью 320-380 кв.м, имеющих каркасно-столбовую основу из дерева и камыша. Инвентарь этой культуры представлен ножевидными пластинами, разнообразными наконечниками стрел, копий. На позднем этапе появляется шлифование орудий, таких как тёсла, топоры и другие. Известны керамические сосуды, украшенные орнаментом.

На раннем этапе хозяйство кельтминарцев носило присваивающий характер. Население занималось охотой и собирательством, а также рыболовством (щука, сомы и др.). Но к концу V-началу IV тыс. до н.э. научились разводить крупный и мелкий рогатый скот.

Памятники Южного Казахстана в хозяйственном отношении тяготеют к кельтминарской культуре, посуда же встречается маханджарского типа. Здесь наиболее полно изучена пещерная стоянка Караунгур. В культурном слое пещеры найдены многочисленные очаги и кострища, а также кости диких животных. На позднем этапе началось одомашнивание животных: обнаружены кости быка и собаки. Орудия труда представлены каменными топорами, пестами, ножами и др. Для поделок широко использовалась кость. Найдено много женских украшений: раковины, клыки с орнаментом, костяные бусы, скульптурные фигурки, подвески. Освоили ручную лепку сосудов с округлым дном. Поверхность сосудов окрашивали в красный цвет, по шейке наносили орнамент зубчатым штампом.

В бассейне верхнего и среднего течения Иртыша в эпоху неолита обитали племена усть-нарымской культуры, датируемой V-IV тыс.до н.э. Усть-нарымцы жили в поселках в легких шалашах площадью до 20 кв.м. Основу хозяйства составляла охота на крупных и мелких животных, рыболовство. Орудия изготовляли из пластин и отщепов. Широко использовалось дерево, о чём говорят находки топоров, тесел. Кость реже использовали для изготовления орудий труда. Из неё изготовляли иглы с ушком, шилья, игольники, украшенные елочным орнаментом. Усть-нарымцы освоили производство глиняной посуды, также украшенной елочным и другим орнаментом. У неолитического населения Прииртышья формируются зачатки земледелия, о чём свидетельствуют находки зернотёрок, курантов, пестов. Одновременно с земледелием идет становление скотоводства, об этом говорят находки костей домашних коз и овец.



Наиболее богат памятниками эпохи неолита Центральный Казахстан. В этом регионе стоянки приурочены к родникам. Наиболее хорошо изучены стоянки 3елёная Балка-IV, Караганда-ХV. В Центральном Казахстане долго господствовали мезолитические традиции. На позднем этапе научились пилить, сверлить, шлифовать камень. Главную роль в хозяйстве играла охота на бизонов, лошадей, куланов. В начале IV тыс.до н.э. начинается доместикация, т.е. одомашнивание животных и возникает примитивное земледелие.

Территория Северного Казахстана входит в этнокультурную общность, внутри которой существовали отдельные неолитические культуры, имеющие много общих чёрт. Эта общность объединяла Северный Казахстан, Зауралье и Западную Сибирь.

В северной части Казахстанского Приишимья обитали племена атбасарской культуры (VI – нач. IV тыс. до н.э.). Для этой культуры характерны долговременные стационарные стоянки и временные сезонные стоянки, на которых наземные жилища и землянки. Орудия труда изготовлялись из серой или красной яшмовидной породы. На стоянках найдены дротики, копья, топоры, скребки и молоты. Изобретаются тонкостенные керамические сосуды, украшенные орнаментом. Нарду с охотой, рыболовством и собирательством у населения Приишымья зарождается производящее хозяйство.

В Казахстанском Притоболье обнаружены памятники маханджарской культуры, (VI-V тыс. до н.э.). Большинство поселения расположено у сужения пойм, заросших камышом, что способствовало лучшей эксплуатации рыболовных и охотничьих угодий. Маханджарцы вели оседлый образ жизни. Среди орудий труда встречаются резцы, резчики, скребки, свёрла. Появляется шлифовка орудий (утюжки, пряслица). Население Притоболья в эпоху неолита научилось изготовлять тонкостенные сосуды, украшенные шагающим штампом, зигзагом, качалкой.

В период неолита принято выделять несколько археологических культур, не имеющих кардинальных различий и представляющих собой своеобразные места концентраций древних стоянок. В Западном Казахстане Кельтеминарская культура (названная по каналу Кельтеминар в Каракалпакии), в Акмолинской области – Атбасарская культура, получившем свое название по месту наибольшей концентрации стоянок в Атбасарском районе, а также Маханджарская культура, большинство памятников которой находится в Тургайской ложбине (стоянки Маханджар, Дузбай и др).

 

Энеолит (3-2 тыс. лет до н.э). Энеолит (от лат. энсос – медный и от греч. литос – камень), иначе называется халколитом (от греч. халкос – медь и метос – камень), переходный период от каменного к бронзовому веку. Энеолит (Медно-каменный век). Пользуясь в течение миллионов лет каменными орудиями, человек постепенно эволюционным путем достиг такого уровня развития, что мог изготовить орудия из металла. Первым металлом, который освоил человек, была медь. Археологические раскопки доказывают, что человек нашел медь случайно. Людям было трудно передвигать большие камни, из которых делали орудия, до постоянных стоянок Поэтому они разводили костры на камне и раскаленную поверхность заливали водой, отчего он раскалывался на мелкие части. В это время из камня ручейками вытекали легко расплавляемые металлы - медь, свинец, олово. Так люди начали осваивать технику изготовления медных орудий труда. Однако орудия из меди были непрочными, не годились для тяжелых работ и поэтому не могли полностью вытеснить и заменить каменные орудия. Однако появление медных орудий способствовало развитию сознания человека, открыло широкий путь для социально-экономического развития. Внедрение в жизнь людей медных орудий привело к деградации кремниевой индустрии в целом, обеднению наборов каменных орудий.

Появляются новые объекты материальной культуры: плоскодонная, богато орнаментированная керамика, мелкая пластика, жилища. Памятники энеолита чаще всего встречаются на юге Казахстана. Среди памятников эпохи энеолита, найденных на территории Казахстана, ученые особо выделяют памятники Ботайской культуры.

Ботайская культура свое название получила по наиболее характерному для нее поселению у разъезда Ботай Акмолинской области, датируется 3-2 тысячелетиями до н.э. Ботайская культура была определена В.В. 3айбертом. В целом открыто больше 20 поселений, относящихся к ботайской культуре.

Поселения обычно располагались на берегах небольших степных рек: Тургай,Терсаккан, Тобол, Убаган, Чаглинка, Иманбулак. Наиболее богатым материалом и информацией среди них располагает поселение Ботай. Это поселение, предположительно, просуществовало до XIV -ХН вв. до н.э. Во время раскопок найдены следы от 158 жилищ. В процессе исследований выяснилось, что это были постройки последнего периода существования поселения. Остатки жилищ более ранних этапов уничтожены при строительстве последних.

Производственно-хозяйственные орудия изготовлялись из различных пород камня, глины, кости. Функциональные определения говорят о сложном хозяйственном укладе населения. Например: костяные элементы узды, застежки для пут - свидетельствуют о начале одомашнивания лошади. Каменные булавы, ножи, кинжалы, наконечники стрел, дротиков, копий связаны с охотой. Гарпуны указывают на рыболовную деятельность. При строительстве жилищ использовались различные деревообраба тывающие инструменты: топоры, тесла, долота, стамески, струги, резцы, ножи, скобели. Наличие инструментов для обработки и шлифовки шкур, игл, проколов, шил говорит О многоукладном характере хозяйственной жизни Ботайцев.

Умерших хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов. В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифицированный глиной череп мужчины. Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно, ритуального характера.

Обряды захоронения и некоторые ритуалы, с одной стороны, указывают на следы тотемизма, с другой - на поклонение духам предков. Памятники ботайской культуры по своим признакам близки памятникам степной зоны Южного "Урала и хвалынской культуры Поволжья. На юго-востоке материалы ботайской культуры перекликаются с находками афанасьевской культуры (Алтай) и устьнарымской (Восточный Казахстан). Однако, несмотря на общие черты, культуры сформировались не одновременно и находились на разных уровнях развития и взаимовлияния.

Таким образом, начало энеолита связано с появлением здесь новой формы хозяйствования подвижного скотоводства. Взаимодействие местного населения с соседними племенами со временем привело к появлению в Мангистау новых культур кочевников бронзового века.

ТЕМА № 3: Общая характеристика и археологические памятники эпохи бронзы.

План:


Периодизация каменного века. Казахстан в эпоху палеолита и мезолита. <== предыдущая страница |следующая страница ==> Андроновская культура. Бегазы-Дандыбаевкая культура.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском google:

 

© studopedia.ru При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.


Генерация страницы за: 0.055 сек.