Ст. 24. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его

Глава 17

Ст. 16. Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила.

Авраму 86 лет. Для дальнейшего изучения текста требуется принять к сведению возраст Аврама.

Ст. 1. Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен.

Прошло 13 лет со дня четвертого явления Бога Авраму. Теперь Господь является ему с именем Эль Шаддай (Всемогущий). Шаддай – Тот, Кто охватывает собой мир, как бы содержит в Себе все, весь мир. Аврам призывается к такой же праведности, как Ной и Енох (ходи передо Мной), что он исполнил (Быт. 48. 15).

Ст. 5. И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. <*r=b^a Аврам: отец выси, высокий отец. Но имя Авраам <*h*r=b^a значит нечто большее. בא (ав)– отец; םה (hам) – множество. Получается лишней буква ר (рош). Оказывается, первые три буквы слова רבא (евер – крыло) придают ему дополнительную смысловую нагрузку. Авраам как бы обладает подъемной силой, маховой силой крыла, способной духовно возвышать народы над землей. Этим крылом он возвышает духовно народы. Это еще один пример того, когда разъяснение имени несет в себе дополнительный смысл.

Ст. 10. Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;

Да будет у вас обрезан весь мужеский пол (гимоль лахем коль захар) – буквально: «да будет обрезан у вас каждый мужчина». Мила буквально обозначает не физическую (медицинскую) операцию, а противостояние животному началу, обуздание плоти в тех пределах, которые установлены Законом. Можно иначе перевести «да будет у вас противостояние каждого мужчины». Умейти владеть своими порывами, обуздывайте свои страсти.

Ст. 11. обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.

Обрезывайте крайнюю плоть вашу (у налальтем эт басар орлатхем). Орла – не крайняя плоть полового члена, а скорее необузданность, в современном иврите – изъян чего-либо, слабослышащий. Налаль – противостояние силе плоти, плотской страсти, животной силе. Обрезание как печать завета, внешний знак. Поэтому пророки часто употребляют обрезание сердца в словах обличения: «необрезанные сердцем».

Ст. 13. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Таким образом внешнее действие – физическое обрезание – лишь знак веры. И этот знак распространяется не только на домашних, но и на рабов. Это еще одно место, показывающее, что для ветхозаветной религии чужд дух национализма.

Ст. 15. И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою y*r*c, но да будет имя ей: Сарра h*r*c. Можно только объяснить, перевод условный.Первоначальное имя Сары, кончается на йоту, которая соответствует мужской форме, поэтому Сарай имело мужскую форму. Есть свои основания, Само имя Сары значит властительница и происходит от слова Сар – властвовать, владычествовать, уполномоченный властвовать в определенной сфере жизни (для сравнения в современном Израиле сар – это министр) и указывает на высокое, даже царское достоинство жены Аврама. Оно же указывает на ее жизнь, мужество: вместе с Аврамом она мужественно переселилась в обетованную землю, делила с Аврамом все жизненные испытания, вся тяготы жизни Аврама ложаться и на нее, к тому же и бездетность. Теперь из ее имени изымается конечная буква y иод, добавляется буква h хей, и ее имя приобретает женскую форму Сара, то есть вся сила ее души перекладывается на женское начало, владычество остается, но в женской форме. Она приобретает власть родить ребенка, сына.

Ст. 18. И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!

Не может поверить своему счастью. Авраам не мечтает даже о другом сыне. Он рад и одному Измаилу и молится именно за него, чтобы он был жив перед Богом.

Ст. 19-21. Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [и] потомству его после него. 20 И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. 21 Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.

Измаил – сын Авраама, молитва о нем услышана, он не отвержен Богом, он будет жив перед Богом, от него должен произойти великий народ, у него будет большое будущее. Но этого еще мало для того, чтобы быть сыном Завета. Таковой должен происходить не только от Авраама, но и от его жены Сарры, законной жены. Дается срок рождения сына, через год. Что касается Измаила, он не отвержен Богом, молитва Авраама за него услышана. От него должен произойти великий народ.

Ст. 23. И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог.

Бог не устанавливал срока исполнения обрезания, Авраам не медлил с исполнением повеления, – все было исполнено в тот же день.

Повторение его возраста, снова упоминание о 99 лет. Для старого человека это тяжело. Принятие обрезания Авраамом – очередное жизненное испытание для него. Тем, что он принял обрезание в 99 лет, все сказано.

Быт 17:25. А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его.

Отсюда мусульманский обычай обрезывать в 13 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: