Формы собственности в современном хозяйстве.
Экономисты выдвигают в качестве основы современного рыночного хозяйства
многообразие форм собственности (полиморфизм). Но ГК РФ, часть 1 которого
была введена в действие с 1995 года, устанавливает, что многообразие форм -
юридически не вполне корректное определение. Юристы считают, что наличие
разных “форм собственности” неизбежно влечет появление разных прав
собственности, как это было в социалистическом хозяйстве: личная форма
собственности гарантировала собственнику иные возможности, чем
государственная. Это касалось круга объектов собственности, форм
ответственности за ее использование и др.
В принципе, нет непреодолимого противоречия в понимании проблемы форм
Придерживаясь критериев классификации собственности с объектно-субъектных
позиций, рассмотрим допустимые и эффективные формы в современной рыночной
экономике, особенности их регламентации российским законодательством,
проблемы реализации на практике.
|
|
Субъекты собственности - это, согласно ГК РФ, граждане,
юридические лица, федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Не
могут выступать в качестве субъектов собственности образования, не являющиеся
субъектами гражданского права. В частности, трудовые и иные коллективы,
различные общины и другие объединения граждан, не имеющие собственного
имущества, обособленного от других участников, не могут выступать в качестве
субъектов собственности. Как таковой, коллективной формы собственности
Гражданский кодекс не предусматривает. Возможны только следующие формы
собственности (по субъектам):
· частная (граждан или организаций);
· государственная в двух вариантах (федеральная и субъектов федерации):
· муниципальная (местных органов власти).
Развитие рыночных отношений и федеративного государственного устройства с
развитым местным самоуправлением обусловливает необходимость не упразднения
государственной собственности, а четкого определения необходимых ее
масштабов, формирования ее многоуровневости.
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство и местные
сообщества не имели в своей собственности хозяйственные объекты, природные
ресурсы, историко-культурные ценности и т.д. Публичные формы собственности
применяются в тех сферах, где:
· объективно велика потребность в прямом, централизованном управлении
(железнодорожный транспорт, почтовая связь и т.п.);
· ориентация на прибыльность не может быть критерием, достаточным для
функционирования в общественных интересах (система образования и
|
|
здравоохранения, дорожное строительство, коммунальное хозяйство).
Доля госсектора в экономике западных стран определяется следующими данными: для
Австрии – 25 %, Франции - 22,8 %, Греции - 22,3 %, Италии - 20 %, ФРГ – 14 %
[6]. Очевидно, что государственная собственность сохранится в определенных
секторах и сферах экономики и в России, причем. Если учесть традиции
национальной экономической культуры, справедливо предположить необходимость ее
сохранения в достаточно больших масштабах.
Рыночные реформы, сопряженные с трансформацией государственного устройства
России, становлением федерализма и местного самоуправления, направлены на
преобразование монолита государственной собственности, причем оно состоит не
только в становлении частных форм, но и в обособлении присвоения в региональном
плане, становлении, наряду с федеральной собственностью, собственности
субъектов федерации и муниципальной собственности.
Объектами региональной собственности становятся те ресурсы, средства
производства, объекты социальной инфраструктуры, которые в определяющей
степени воспроизводятся на уровне регионов, в наибольшей мере способствуют
реализации задач регионального развития и местного самоуправления.
Поскольку местное самоуправление не является формой государственного управления,
муниципальная собственность не является разновидностью государственной
собственности, а выделяется как самостоятельная форма собственности.
Всякая собственность, не являющаяся государственной или муниципальной - это
частная собственность. Преимущества частной собственности, ее наибольшее
соответствие рыночным принципам состоит в том, что она развивается спонтанно,
для частного собственника характерно стремление использовать ее эффективно, с
наибольшей отдачей.
В политических дискуссиях при трактовке частной собственности допускают по
крайней мере две типичных погрешности.
1. частная – это собственность одного лица (семьи)
и
2. частная – значит ничем не ограниченная собственность.
Внимательный взгляд на современные отношения собственности отвергает такой
подход.
Во-первых, современные хозяйственные системы отошли от монополии
собственности отдельных лиц (семей). Большинство из них базируются на различных
формах долевой, паевой собственности: акционерной, партнерской, кооперативной.
Экономисты считают, что по содержанию это - коллективные формы собственности.
Но их существенное отличие от прежних представлений о коллективном присвоении
как “ничейном” состоит в том, что права собственности в них персонифицированы,
строго оговорены. Это возможно на основе использования закрепленных Гражданским
кодексом Российской Федерации организационно-правовых форм предпринимательской
деятельности. Наиболее значимой для современных экономических отношений
является акционерная собственность, в максимальной степени соответствующая
крупному машинному производству - основе современной экономики.
Во-вторых, юридическое определение собственности указывает на
исключительность прав собственника в отношении имущества, но это не означает,
что права собственника ничем не ограничены и юридический собственник монопольно
реализует свои имущественные права. Более того, можно согласиться с теми
экономистами, которые считают, что в современных хозяйственных системах любая
форма собственности является по сути общественной.
Формально не обобществленные (не национализированные) объекты собственности
сегодня функционально обобществлены. Государство (и местные органы власти)
получают часть дохода предпринимателей - собственников, аккумулируя его в
|
|
бюджетах разных уровней и во внебюджетных фондах. Современное государство и
органы местной власти регулируют вопросы распоряжения собственностью,
контролируя отношения аренды, наследования, купли - продажи имущества, проводя
антимонопольную политику и т.д. Следовательно, справедливо мнение, что в
современных социально-экономических системах имеет место функциональное
разделение прав собственности, реальное обобществление всех форм присвоения,