Собственности между экономистами и юристами

Формы собственности в современном хозяйстве.

Экономисты выдвигают в качестве основы современного рыночного хозяйства

многообразие форм собственности (полиморфизм). Но ГК РФ, часть 1 которого

была введена в действие с 1995 года, устанавливает, что многообразие форм -

юридически не вполне корректное определение. Юристы считают, что наличие

разных “форм собственности” неизбежно влечет появление разных прав

собственности, как это было в социалистическом хозяйстве: личная форма

собственности гарантировала собственнику иные возможности, чем

государственная. Это касалось круга объектов собственности, форм

ответственности за ее использование и др.

В принципе, нет непреодолимого противоречия в понимании проблемы форм

Придерживаясь критериев классификации собственности с объектно-субъектных

позиций, рассмотрим допустимые и эффективные формы в современной рыночной

экономике, особенности их регламентации российским законодательством,

проблемы реализации на практике.

Субъекты собственности - это, согласно ГК РФ, граждане,

юридические лица, федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Не

могут выступать в качестве субъектов собственности образования, не являющиеся

субъектами гражданского права. В частности, трудовые и иные коллективы,

различные общины и другие объединения граждан, не имеющие собственного

имущества, обособленного от других участников, не могут выступать в качестве

субъектов собственности. Как таковой, коллективной формы собственности

Гражданский кодекс не предусматривает. Возможны только следующие формы

собственности (по субъектам):

· частная (граждан или организаций);

· государственная в двух вариантах (федеральная и субъектов федерации):

· муниципальная (местных органов власти).

Развитие рыночных отношений и федеративного государственного устройства с

развитым местным самоуправлением обусловливает необходимость не упразднения

государственной собственности, а четкого определения необходимых ее

масштабов, формирования ее многоуровневости.

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство и местные

сообщества не имели в своей собственности хозяйственные объекты, природные

ресурсы, историко-культурные ценности и т.д. Публичные формы собственности

применяются в тех сферах, где:

· объективно велика потребность в прямом, централизованном управлении

(железнодорожный транспорт, почтовая связь и т.п.);

· ориентация на прибыльность не может быть критерием, достаточным для

функционирования в общественных интересах (система образования и

здравоохранения, дорожное строительство, коммунальное хозяйство).

Доля госсектора в экономике западных стран определяется следующими данными: для

Австрии – 25 %, Франции - 22,8 %, Греции - 22,3 %, Италии - 20 %, ФРГ – 14 %

[6]. Очевидно, что государственная собственность сохранится в определенных

секторах и сферах экономики и в России, причем. Если учесть традиции

национальной экономической культуры, справедливо предположить необходимость ее

сохранения в достаточно больших масштабах.

Рыночные реформы, сопряженные с трансформацией государственного устройства

России, становлением федерализма и местного самоуправления, направлены на

преобразование монолита государственной собственности, причем оно состоит не

только в становлении частных форм, но и в обособлении присвоения в региональном

плане, становлении, наряду с федеральной собственностью, собственности

субъектов федерации и муниципальной собственности.

Объектами региональной собственности становятся те ресурсы, средства

производства, объекты социальной инфраструктуры, которые в определяющей

степени воспроизводятся на уровне регионов, в наибольшей мере способствуют

реализации задач регионального развития и местного самоуправления.

Поскольку местное самоуправление не является формой государственного управления,

муниципальная собственность не является разновидностью государственной

собственности, а выделяется как самостоятельная форма собственности.

Всякая собственность, не являющаяся государственной или муниципальной - это

частная собственность. Преимущества частной собственности, ее наибольшее

соответствие рыночным принципам состоит в том, что она развивается спонтанно,

для частного собственника характерно стремление использовать ее эффективно, с

наибольшей отдачей.

В политических дискуссиях при трактовке частной собственности допускают по

крайней мере две типичных погрешности.

1. частная – это собственность одного лица (семьи)

и

2. частная – значит ничем не ограниченная собственность.

Внимательный взгляд на современные отношения собственности отвергает такой

подход.

Во-первых, современные хозяйственные системы отошли от монополии

собственности отдельных лиц (семей). Большинство из них базируются на различных

формах долевой, паевой собственности: акционерной, партнерской, кооперативной.

Экономисты считают, что по содержанию это - коллективные формы собственности.

Но их существенное отличие от прежних представлений о коллективном присвоении

как “ничейном” состоит в том, что права собственности в них персонифицированы,

строго оговорены. Это возможно на основе использования закрепленных Гражданским

кодексом Российской Федерации организационно-правовых форм предпринимательской

деятельности. Наиболее значимой для современных экономических отношений

является акционерная собственность, в максимальной степени соответствующая

крупному машинному производству - основе современной экономики.

Во-вторых, юридическое определение собственности указывает на

исключительность прав собственника в отношении имущества, но это не означает,

что права собственника ничем не ограничены и юридический собственник монопольно

реализует свои имущественные права. Более того, можно согласиться с теми

экономистами, которые считают, что в современных хозяйственных системах любая

форма собственности является по сути общественной.

Формально не обобществленные (не национализированные) объекты собственности

сегодня функционально обобществлены. Государство (и местные органы власти)

получают часть дохода предпринимателей - собственников, аккумулируя его в

бюджетах разных уровней и во внебюджетных фондах. Современное государство и

органы местной власти регулируют вопросы распоряжения собственностью,

контролируя отношения аренды, наследования, купли - продажи имущества, проводя

антимонопольную политику и т.д. Следовательно, справедливо мнение, что в

современных социально-экономических системах имеет место функциональное

разделение прав собственности, реальное обобществление всех форм присвоения,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: