Алфавит языка включает 53 прописных и строчных букв латинского алфавита, знак подчеркивания, 10 цифр и 23 специальных символа (+, -, <,, #, …).
Слова Pascal – это последовательности символов алфавита, отделенные друг от друга разделителями (пробел, управляющий символ, комментарий). Слова подразделяются на:
o ключевые слова – составная часть языка, имеют фиксированное написание и однозначно определенный смысл, не подлежат переопределению (begin, end, unit, label, if, var, …);
o стандартные идентификаторы – служат для обозначения определенных разработчиками типов данных, констант, процедур и функций (integer, real, sin, cos, ln, read,…); переопределять можно, но не нужно; аргумент стандартной функции заключают в круглые скобки (sin(x), exp(x),…);
o идентификаторы пользователя – применяются для обозначения имен меток, констант, переменных, процедур, функций и типов данных, определенных самим программистом; идентификатор состоит из букв и цифр, начинается с буквы (кроме имен меток); идентификаторы отделяют друг от друга разделителями.
Комментарий – это пояснительный текст, который можно размещать в любом месте программы. Текст комментария заключается либо в фигурные скобки { }, либо в скобки вида (* *). Однострочный комментарий в начале строки содержит //. Комментарий игнорируется компилятором и не влияет на выполнение программы.
Программа на Pascal – это последовательность строк, имеющая определенную структуру.
Структура программы в общем случае имеет следующий вид:
Program <Имя программы>;
Uses <Список модулей>;
Label <Список меток>;
Const <Список констант>;
Type <Описание типов>;
Var <Объявление переменных>;
<Описание процедур>;
<Описание функций>;
begin
<операторы>;
end.
Любой раздел, кроме раздела операторов, может отсутствовать. Разделы описаний и объявлений могут следовать в любом порядке, кроме раздела Uses, который всегда следует за заголовком программы. Описания объектов должны предшествовать их вызову.
Имя программы состоит из ключевого слова program, идентификатора программы и списка параметров в круглых скобках. Список параметров может отсутствовать.
Раздел подключения модулей состоит из ключевого слова Uses и списка имен подключаемых стандартных и пользовательских библиотечных модулей, разделенных запятыми.
Раздел объявления меток состоит из ключевого слова Label и списка имен меток, разделенных запятыми. Структура метки: имя и двоеточие.
В разделе объявления констант производится присваивание идентификаторам констант постоянных значений. Формат этого раздела:
Const <идентификатор_1>= <выражение_1>;
...
<идентификатор_ n >= <выражение_ n >;
Пример: const Limit=255; h=10; PassWord=’Sezam’;
В разделе описания типов указываются типы пользователя. Формат этого раздела:
Type <Имя_типа_1>= <Описание_типа_1>;
...
<Имя_типа_ n >= < Описание_типа_ n >;
Пример: type Matr=array[1.. 10] of real; Dni=1.. 31; Symvol =(‘ a ’.. ’ z ’);
В Delphi много стандартных типов, не требующих предварительного описания, например, real, integer, char, Boolean.
Раздел объявления переменных состоит из ключевого слова Var, после которого через запятую перечисляются имена переменных и через двоеточие – их тип.
Пример: var a, b, c: integer; Sum: real; Massiv: array[1..5, 1..4] of char;
В разделе описания процедур и функций размещают тела подпрограмм, создаваемых пользователем. Подпрограммой называют логически законченную и специальным образом оформленную часть программы, которая по имени может вызываться из других точек программы любое число раз. Подпрограммы могут быть двух видов: процедуры и функции. Каждая программа представляет собой блок и должна быть определена в разделе описания процедур и функций.
Раздел описания операторов является основным, он начинается словом begin, после которого следуют операторы языка, разделенные точкой с запятой; завершает этот раздел ключевое слово end, после которого ставится точка. Операторы выполняются в том порядке, в каком они указаны.
Операторы представляют собой законченные предложения языка, которые выполняют некоторые действия над данными. Операторы Pascal можно разделить на две группы:
o простые;
o структурные.
Например, оператор присваивания относится к простым операторам, а операторы циклов и ветвлений – к структурным.