Особенности строительного рынка

Реализация рыночных отношений в строительном комплек­се имеет особенности, общие для всех отраслей капитального строительства: с одной стороны, привязка к земле, сравнитель­но длительные сроки создания, большие единовременные зат­раты капитальных вложений и т.п ., с другой — особенности, связанные со спецификой вида (отрасли) строительной деятель­ности. Имеется в виду, что строительно-монтажные организа­ции, занятые в жилищно-гражданском строительстве, функцио­нируют в основном на региональных (местных) рынках, в то время как занятые в производственном строительстве (особенно в нефтегазодобывающей промышленности, транспорте, энерге­тике и т.п.) работают как на территории региона, так и на тер­ритории субъектов РФ. Такой режим характерен для узкоспе­циализированных строительно-монтажных организаций. Что же касается промышленности строительных материалов (не мест­ных), производства строительных машин и механизмов, техно­логического оборудования, то здесь рынок имеет межрегиональ­ный ареал своей деятельности.

Вместе с тем, переход к рынку в строительстве имеет свои серьезные трудности, обусловленные общим кризисным состоя­нием экономики народного хозяйства (инвестиционный спад, инфляция, сокращение численности кадров и др.).

Строительный рынок представляет собой открытую органи­зационно-хозяйственную систему: в условиях действия товар­но-денежных отношений субъекты рынка (инвесторы, заказчи­ки, подрядчики, проектные организации, предприятия промыш­ленности строительных материалов и др.) реализуют свои вза­имные экономические интересы.

Строительный рынок как система включает:

а) субъекты (элементы) строительного рынка;

б) объекты (предметы) рыночных отношений;

в) инфраструктуру рынка строительного комплекса;

г) рыночный механизм;

д) государственный контроль, регулирование и саморегули­рование рынка.

В свою очередь, субъектами (элементами) строительного рын­ка считаются: инвесторы, заказчики, подрядчики, проектно-изыскательские организации, научно-исследовательские инсти­туты, предприятия промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, предприятия строительного и дорожного машиностроения, предприятия (заводы) — изготовители техно­логического, энергетического и другого оборудования, население.

Объектами (предметами) рыночных отношений являются: строительная продукция (здания, сооружения, объекты, их ком­плексы и др.); строительные машины, транспортные средства, энергетическое, технологическое и другое оборудование; мате­риалы, изделия, конструкции; капитал; рабочая сила; инфор­мация и т.д.

Движущей силой рыночного механизма остается наличие спроса и предложения. Государство устанавливает и регулирует институциональные зависимости субъектов строительного рын­ка и его инфраструктуры на основе налоговых обязательств, субвенций, антимонопольных мер, амортизационных отчисле­ний и т.д.

Государственный контроль в сфере строительного рынка предполагает выделение инвестиционного (строительного) биз­неса в специальную область хозяйственного законодательства и административного надзора. ГК РФ (гл. 37, ч. II) не отвечает указанным требованиям.

Саморегулирование процессов рыночных отношений осуще­ствляется посредством работы бирж, тендерных торгов, пред­ставляющих собой аукционы по купле-продаже инвестицион­ных ресурсов, строительной продукции, ценных бумаг, где цены формируются по закону спроса и предложения. При этом эко­номическая ответственность сторон отражается в хозяйствен­ных и подрядных договорах, контрактах, соглашениях о наме­рениях и т.д.

Рыночная структура сложнее и многограннее плановой систе­мы. Все субъекты строительного рынка и элементы его инфра­структуры находятся во взаимной связи и взаимоотношениях.

Рынок строительного комплекса сможет эффективно функ­ционировать только при наличии развитой информационной системы, обслуживающей этот рынок. Потребность в разработ­ке подобной системы остро ощущается в секторе материально-технического обеспечения строительства. После слома старой базы материально-технического обеспечения и образования новых коммерческих структур того же назначения оперативные данные о ресурсах и продукции строительного комплекса в пол­ном объеме (т.е. в количестве, номенклатуре, ценах, потреби­тельских и технологических свойствах и т.п.) оказались недо­ступными ни органам управления в Российской Федерации, ни ее субъектам, ни регионам, ни предприятиям. Отсюда видна актуальность создания информационной системы строительно­го рынка России, максимально воспринимающей и оперативно отражающей широкую номенклатуру производимых и потреб­ляемых строительных материалов, изделий, конструкций, стро­ительных машин и механизмов, учитывающей спрос и предло­жение на проектную и строительную продукцию и т.д.

Главными задачами информационной системы строительно­го рынка являются следующие:

-знание потребностей в строительной продукции на местах со стороны возможных заказчиков (инвесторов);

-создание соответствующего банка данных;

-владение информацией о текущих производственных воз­можностях строительно-монтажных организаций, специфике выполняемых ими работ, загрузке, стоимости (ценах) выполня­емых ими работ (банк данных по строительно-монтажным орга­низациям);

-владение информацией о текущих возможностях проект­ных и изыскательских организаций, о стоимости (ценах) проект­ных работ (банк проектно-изыскательских организаций);

-владение информацией об объемах, номенклатуре, качестве, ценах выпускаемых строительных материалов, изделий и кон­струкций (банк предприятий промышленности строительных материалов);

-владение информацией по рынку строительных машин и механизмов;

-владение информацией по рынку труда в строительстве;

-владение информацией по инвестиционным проектам, об­ладающим коммерческой состоятельностью;

-взаимосвязь с рынком недвижимости;

-создание в центре и на местах условий для проведения тен­деров (торгов) по проектам, финансовым (инвестиционным) ре­сурсам, строительным материалам, машинам, механизмам, стро­ительной продукции;

-взаимодействие с центральными ведомствами.

Инфраструктуру рынка строительного комплекса образуют:

1) Банки (внешнеэкономические, инвестиционные, коммерческие, ипотечные)

2) Биржи (товарно-сырьевые, фондовые, биржи трудовых ресурсов)

3) Брокерские конторы

4) Институциональные инвесторы – пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные фирмы.

5) Иностранные инвесторы

6) Инженерно-консультационные центры

7) Аудиторские фирмы

8) Фонды поддержки малого бизнеса

9) контрольно-инспекционные службы

10) Суд, арбитраж и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: