Репрессивное знание Мишеля Фуко
Применил структуралистский метод по отношению к истории культуры и мышления и выявил способ, которым люди выражают свой страх перед неразумным – они прячут разум неразумных за решётки, что очерчивает пределы мысли людей, лишая их развитие прогресса и смысла. Историю культуры формируют эпистемы (действуют в том числе на бессознательном уровне) – система всех отношений, существующих в данную эпоху между разными областями знания, которая создаёт субъекта через навязывание определённых взглядов, концепций, научных теорий, признаваемых в статусе истинных.
Три эпистемы:
-) «ренессансная» (XVI век);
-) «классическая» (рационализм XVII‑XVIII веков);
-) «современная» (от рубежа XVIII‑XIX веков по наше время).
Вместо традиционной «диалектической» философии появляется философия трансгрессии – предполагает выход за пределы базовых философских оппозиций, ценностей и смыслов западного культурного мира, установившихся под диктатом разума.
«Генеалогия власти» описывает современную власть как скрытую, распылённую и тотально присутствующую во всех порах социального. Власть организует социум по принципу «всеподнадзорности», а также порождает познающего, способы познания и само познаваемое с помощью дискурсивного насилия как нового типа социального контроля, при котором индивиды контролируют себя сами, ориентируясь на установившийся в обществе характер мышления и поведения, который воспринимается как норма (дискурс).
|
|
Классификация форм социального контроля:
-) дискурсивный контроль (постмодернистское общество);
-) правовой контроль (общество модерна);
-) силовой контроль (традиционное общество).
Теория исторического развития способов обозначения, в рамках которой знак:
-) отражает реальность – отображение некоей глубинной сущности (порядок причастия, таинства);
-) искажает реальность – маскировка и искривление реальности (порядок извращения);
-) маскирует реальность – маскировка отсутствия какой-либо глубинной реальности (порядок волшебства, колдовства);
-) обращается на самого себя – потеря всякой связи с реальностью, переход с устройства видимости в устройство симуляции – знак не означает ничего (порядок симуляции) (■ Диснейленд).
Симуляция порождает реальное также, как раньше реальное порождало воображаемое.
Соблазн – «очарованная» форма симуляции, которая проходит три исторические фазы:
-) ритуальная (церемония);
-) эстетическая (развращение как стратегия соблазнителя);
-) политическая (идея демократии).
Соблазнение присуще любому дискурсу, ■ прежде чем быть созданным, мир был соблазнён.
|
|
Мир движется
-) не к равновесию – так считала вся традиционная метафизика, наделяя объект субъективизированными качествами – кантовские категории времени, пространства, причинности, целесообразности, «принципу Добра», а
-) к крайностям – необходимо перейти на сторону объекта, который подчиняется ироничному, аморальному, «принципу Беды», то есть, мир находится по ту сторону ценностей, в «безвоздушном гиперпространстве» и характеризуется гипертрофией, гипертелией, гиперфункциональностью, гиперкаузальностью.
Симулякр – (фр. simulacres, от simulation – симуляция) в постструктуралистской и постмодернистской философии обозначает:
-) несоответствие между образцом и подобием копии (Жиль Делез);
-) копия, оригинал которой никогда не существовал (Фредрик Джеймисон);
-) понятие, в принципе не соотносимое с реальностью (Жорж Батай);
-) описание бытия, которое избегает существования (Пьер Клоссовски);
-) победа спекулятивного образа реальности над реальностью как таковой, когда дискурс замыкается в себе, чтобы удержать себя в истине (Александр Кожев);
-) логика поглощения значения, в ходе которого происходит стирание событий, истории и памяти (Жан Бодрийяр).