Принципы научного познания

Функции науки

-) Исследовательская – открытие новых сторон и качеств реальности, выявление всё более эффективных методов познания.

-) Обучающая – воспроизводство научного знания – передача научных представлений от одной исследовательской системы к другой (через подготовку научных кадров, что обеспечивает преемственность развития науки).

-) Коммуникативная – процесс обмена информацией между членами научного сообщества (публикации, проведение конференций, дискуссий), что повышает информированность и эффективность научно-исследовательской деятельности.

-) Социокультурная – это базовый элемент культуры, составляющий основу человеческой цивилизации, где процесс развития науки является индикатором позитивного динамизма цивилизации.

-) Мировоззренческая – развитие науки формирует основания научного мировоззрения – систему принципов, убеждений, представлений, определяющих целостный подход к объективной реальности.

Принцип – (основание) – то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний и относится к сферам человеческой деятельности (закон же – принцип применительно к миру).

-) Принцип объективности – стремление рассматривать объект исходя из его внутренних представлений, в процессе которого наблюдается сочетание относительной и абсолютной истины (субъективного и объективного), то есть истина есть результат человеческой деятельности.

-) Принцип развития – изменение как в количественном, так и в качественном отношении вещи, явления или процесса является их внутренним свойством (восходящее и нисходящее, прогрессивное и регрессивное, от высшего к низшему, от простого к сложному, от необходимого к случайному). Диалектика – общая теория развития, метафизика – абсолютизирует неизменность природных сущностей.

-) Принцип восхождения от абстрактного к конкретному – познание связывается с переходом от предельно простых понятий и представлений (абстрактных) к всё более сложным и структурным (конкретным), т.е. представление объекта мысленно, а затем – его конкретизация (■ атом как абстрактная сущность конкретизировался как дискретная частица – протоны, электроны, частицы, физические поля).

-) Принцип единства исторического и логического – изучение объекта предполагает исторический подход (динамика объекта), а логический подход «выпрямляет» исторические «неровности» объекта или процесса (■ учитывается не только логика развития научного знания, но и исторический контекст: новая теория не просто отвергает исторически сложившиеся научные представления, но и включает их в свою структуру).

-) Принцип системности – рассмотрение элементов системы как единого целого, но рассматривается взаимосвязь лишь определяющих (субстанциональных) элементов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: