Методика логопедической работы при закрытой ринолалии

Ринолалия как речевое нарушение. Статистика. Этиология и патогенез. Классификация.

Ринолалия (от греческого rhinos — нос; lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата и характеризующееся своеобразным сочетанием неправильной артикуляции звуков и голосовых расстройств.

К изменению акус­тических параметров присоединяется спектр отклонений в аэро­динамических условиях речеобразования (недостаточное воздушное давление в полости рта, утечка воздуха через носовые ходы), возникает приспособление к особым условиях, которое и создает разнообразные искаже­ния произношения.

В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологи­ческом носовом резонансе во время произношения звуков речи.

Причина закрытой ринолалии — органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания.

Органические изменения являются следствием болезненных явлений, в результате которых уменьшается проходимость носа и затрудняется носовое дыхание (хроническая гипертрофия слизис­той носа, главным образом — задних нижних раковин, полипы в носовой полости, аденоидные разрастания, изредка носоглоточные полипы и др.).

Функциональная закрытая ринолалия встречается у детей чаще, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости.

Открытая ринолалия. Причины открытой ринолалии могут быть органическими и функциональными.

Органические причины подразделяются на врожденные и при­обретенные:

а) наиболее частой причиной врожденной открытой формы является расщепление мягкого или твердого нёба;

б) приобретенная открытая ринолалия образуется при возникновении отверстия между ротовой и носовой полостями или при параличе мягкого нёба.

Функциональная открытая ринолалия происходит по разным причинам. Объясняется она недотягиванием мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Функциональная открытая форма может проявляться при истерии, иногда — как самостоятельный дефект, иногда — как подражательный.

Обследование при открытой ринолалии обычно не выявляет органических изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой формы служит также и то, что обычно нарушается произношение только гласных звуков, в то время как при согласных звуков нёбно-глоточное смыкание хорошее и наза­лизация не выявляется.

Прогноз при функциональной открытой ринолалии более бла­гоприятный. Назальный тембр голоса исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения произношения устраняются обыч­ными методами, которые применяют при дислалии.

Врожденные несращения лица и неба. Случаи рождения ребенка с расщелиной губы и нёба — один на 500-800 рождений нормальных детей. Врожденные дефекты лица и нёба являются следствием разнообразных внешних и внутренних воздействий на эмбрион на раннем этапе внутриутробного разви­тия. Отмечаются наследственный характер этой аномалии, дефи­цит отдельных микроэлементов, применение некоторых гормональ­ных препаратов. Отрицательное влияние оказывают также заболе­вания матери краснухой, малярией и т.п., алкоголь, курение. Причинами аномалии могут быть отрицательные факторы, связан­ные с профессией, психические потрясения и ряд других. Многие авторы подчеркивают сочетанное воздействие ряда внешних и внут­ренних неблагоприятных факторов.

У таких детей в процессе их физического развития возникают серьезные функциональные расстройства, связанные с наличием дефекта. Расщелины губы и нёба оказывают также различное вли­яние на формирование речи в зависимости от величины и формы анатомического дефекта. Принято различать следующие виды расщелин:

1) расщелина верхней губы; верхней губы и альвеолярного отростка;

2) расщелины твердого и мягкого нёба;

3) расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и нёба — одно- и двусторонние;

4) подслизистые (субмукозные) расщелины нёба.

Вопрос № 36

Особенности оказания коррекционной помощи детям с ринолалией
Коррекционно-педагогическая работа по исправлению ринолалии предусматривает строгую физиологически обоснованную последовательность.

В первую очередь проводятся мероприятия по ком­пенсации недостаточности нёбно-глоточного затвора. Тем самым подготавливается анатомо-физиологический базис для нормали­зации речи. После этого все внимание уделяется постановке фи­зиологического и фонационного дыхания, поскольку оно являет­ся основой полноценного голосообразования, голосоведения и звукопроизношения. Активное нёбно-глоточное смыкание и ды­хательная «опора» позволяют приступить к решению основной задачи — устранению избыточного носового резонанса и выра­ботке навыков физиологического голосоведения со сбалансиро­ванным резонансом в соответствии с нормой русского языка. Только после этого целесообразно исправление звукопроизноше­ния, поскольку сильная направленная воздушная струя позволя­ет продуцировать полноценные звуки. Введение их в слово или фразу на основе правильно организованных дыхания и голосове­дения обеспечивает возможность выработки стереотипа нор­мальной речи.

Коррекционно-педагогическая работа по исправлению ринолалии строится с учетом особенностей строения артикуляционно­го аппарата до и после операции уранопластики, влияния огра­ничений функций нёба и глотки на звукопроизношение и голосообразование, индивидуальной реакции обучающегося на свое состояние. В зависимости от этого индивидуально подбираются методические приемы.

Однако для всех приняты четыре общих этапа работы.

I. Дооперационный подготовительный этап.

II. Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков.
Устранение избыточного носового резонанса.

III. Этап коррекции звукопроизношения, координации дыха­ния, фонации и артикуляции.

IV. Этап полной автоматизации новых навыков.

Продолжительность этапа определяется индивидуально. Ха­рактерной для каждого этапа является основная направлен­ность работы на решение определенной задачи, хотя могут при­меняться упражнения, соответствующие другим этапам.

Приступать к целенаправленному исправлению ринолалии следует как можно раньше. Установлено, что с возрастом показатели речевого развития ухудшаются по сравнению с нормально говорящими детьми. Занятия проводят амбулаторно, не менее двух раз в неделю.

Вопрос № 37

При органической закрытой ринолалии прежде всего дол­жны быть устранены причины непроходимости носовой по­лости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимос­ти (например, после аденотомии) ринолалия продолжает про­являться, прибегают к таким же упражнениям, как при фун­кциональных нарушениях.

Эффективность логопедической работы по устранению ри­нолалии зависит от состояния носоглотки, функции uvula, от возраста ребенка. Важным фактором является и способность ребенка различать назальный тембр голоса от нормального. На начальном этапе занятий рекомендуются дыхательные упражнения, цель которых состоит в дифференциации носо­вого и ротового вдоха и выдоха. Это достигается сначала уп­ражнениями с дутьем, а затем чередованием краткого и дли­тельного носового выдоха. Одновременно осуществляется активизация мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Следующим этапом является работа над дифференциацией ротового и носового выдохов. Это подготавливает возможность постановки и автоматизации назальных звуков: губно-губного смычного м и переднеязычного смычного в.

Детей обучают протяжному утрированному произнесению, чтобы ощущалась сильная вибрация на крыльях и основа­нии носа. Таким же образом упражняют гласные перед на­зальными звуками (ам, ом, ум, ан). При произнесении этих звуков и слогов мягкое нёбо пассивно, логопед контролирует движение губ (при м) или языка (при н) в силу носового вы­доха. После этого назальные звуки закрепляются в словах. Их необходимо произносить усиленно и протяжно, с сильным носовым резонансом. Для коррекции дефекта детям школь­ного возраста можно вводить тонкую резиновую трубку в но­совой ход, другой ее конец — в наружный слуховой канал, чтобы ребенок «слышал носом» и сам контролировал голосо­вые вибрации при образовании носовых звуков. Заключитель­ным этапом является работа над звучностью гласных звуков и над противопоставлением звуков по признаку назальность-неназальность (л,, б — м; д —»).

Вопрос № 44

Нарушения голоса. Этиология и патогенез. Классификация. Особенности восстановительной работы. Прогноз и эффективность.

Определение и основные характеристики голоса.

Нарушения голоса подразделяются на органические и функ­циональные. Функциональные расстройства связаны с временными из­менениями в гортани, поэтому в процессе занятий нормально звуча­щий голос восстанавливается. При органических нарушениях на­блюдаются стойкие изменения в строении гортани, голосовых скла­док и надставной трубы. В процессе занятий логопеду удается восстановить коммуникативную функцию голоса, но качества го­лоса (сила, высота, тембр) существенно отличаются от нормы.

Функциональные нарушения голоса у детей встречаются реже, чем у взрослых. Наиболее распространенным нарушением являет­ся так называемая спастическая дисфония. У детей может наблюдаться также и функциональная афония (отсутствие голоса). Характерной ее чертой является нестойкость патологических изменений в гортани и возможность появления звучного голоса при кашле. В этих случаях голос восстанавливает­ся под воздействием лечения и специальных упражнений. К функ­циональным нарушениям относится также патологическая мутация голоса — физиологическое изменение голоса в переходном возрас­те, сопровождающееся рядом патологических изменений в голосе и в голосообразующем аппарате.

Органические нарушения голоса подразделяются на централь­ные и периферические. К центральным нарушениям относятся афония и дисфония, наблюдаемые у детей, страдающих дизартри­ей. К периферическим нарушениям относятся расстройства голоса из-за патологических изменений в гортани. Причиной служат ла­рингиты, ожоги, травмы, опухоли, парезы мягкого нёба, расщели­ны нёба, рубцовый стеноз (сужение) гортани после заболевания или микрохирургической операции и ряд других причин.

К периферическим нарушениям иногда относят и расстройства голоса у слабослышащих и глухих детей. В этих случаях изменя­ются высота, сила и тембр голоса из-за отсутствия или снижения акустического контроля за речью.

Органические и функциональные афонии и дисфонии различа­ются по причинам, их вызвавшим, по ларингоскопической карти­не гортани и степени восстановления голоса.

Вопрос № 45

Методики логопедической работы при дисфонии, фонастении, ринофонии, афонии

Восстановление голосовой функции у детей осуществляется комплексно, совместными усилиями медицины и специализированной области логопедии — фонопедии. Артикуляционные дыхательныe и голосовые упражнения сочетаются с психотерапией, лечеб­ной физкультурой и медикаментозным лечением.

Используется ортофонический метод устранения расстройства голосовой функции — применение артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений. Основная их цель — восстановление или создание функциональной взаимосвязи между дыханием, артику­ляцией и голосообразованием.

Дети получают специальную логопедическую помощь в лоротделениях и логопедических кабинетах поликлиник.

Вопросы методики восстановления голоса разработаны Е.С. Алмазовой, Е.В. Лавровой, О.С. Орловой и др. Коррекционно-логопедическая работа строится дифференцированно — в зависимости от па­тологических проявлений каждого типа голосового расстройства. Однако начальным звеном всегда является психотерапевтическая беседа, основная цель которой — убедить ребенка в возможности восстановления голоса, установить с ним контакт, включить его в активную работу, разъяснив цели и задачи коррекции.

Далее проводится артикуляционная и дыхательная гимнасти­ка, лечебная физкультура. В начальном цикле занятий использу­ют несложные артикуляционные упражнения (гимнастику языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба, кашлевые движения, «мыча­ние» и пр.). Одновременно тренируют длительное произнесение гласных звуков, фрикативных согласных (ф, с, ш, х, в, з, ж), за­тем — глухих и звонких взрывных (п, т, к, б, д, г). Особое вни­мание логопед обращает на четкость и силу артикуляционных дви­жений. Собственно голосовые упражнения состоят из вызывания голоса, закрепления голоса и автоматизации процесса «голосоведе­ния». Голос рекомендуется вызывать путем произнесения звука м и слогов му, затем — мум.

Основное содержание следующего периода — автоматизация полученного голоса путем произнесения слогов, фраз и отработка высоты, силы, модуляции голоса. Большую роль при этом играют вокальные упражнения, которые начинают с гласного звука у.

Заключительный этап — введение вызванного голоса в повседневное речевое общение. Процесс восстановления голоса длится 3-4 месяца и более эффективен в возрасте 3—4-х лет.

Основная задача логопедической работы при восстановлении функциональных нарушений голоса — преодоление стойкого фикси­рованного патологического рефлекса голосообразования.

У детей с функциональной афонией при попытках фонации появляется звучный кашель, что значительно облегчает и ускоряет этап вызывания звука голоса. На имитации мычания, гласном у голос обычно вызывается уже на первом занятии. Далее голос ав­томатизируется в слогах, словах, фразах со всеми гласными и со­гласными. При стойком нарушении голоса требуется более длитель­ная логопедическая работа (иногда в течение месяца). И в этом случае прогноз обычно благоприятный.

Патологическая мутация также требует своевременного вмеша­тельства логопеда. Наиболее часто встречается затянувшаяся мута­ция, когда голос надолго приобретает высокое фальцетное звуча­ние. Здесь основная задача логопедической работы — скоордини­ровать деятельность артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, фиксировать более низкое, ненапряженное положение гортани и поставить все звуки речи — как гласные, так и соглас­ные — в этом новом положении.

Вопрос № 50


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: