Принципы и методы восстановительного обучения при различных формах афазии у детей и взрослых

Эффективность нейрореабилитации обеспечивается комплек­сом мероприятий, охватывающим:

1) медикаментозное лечение;

2)ЛФК, массаж, физиотерапию;

3) восстановительное обучение, предполагающее индивидуаль­
ную и групповую логотерапию, а также систему психолого-
коррекционного воздействия;

4)мероприятия по социально-трудовой и социально-бытовой
реабилитации;

5) психотерапию, в том числе и семейную.

• Формы афазии.

• Речевые статусы больных при разных формах афазии.

• Восстановительное обучение больных с разными формами афа­зии.

• Особенности динамики восстановления речевой функции при
разных формах афазии на соответствующих этапах логопедиче­ской работы.

1. Нарушения неречевых функций:

• Агнозии (зрительные, слуховые, тактильные).

• Апраксии.

• Неспецифические расстройства высших психических функций
(изменения нейродинамики).

2. Восстановление неречевых функций, т.е. преодоление нару­шений:

• различных видов гнозиса и праксиса: предметного; буквенного;
лицевого; цветового гнозиса;

• оптико-пространственной апрактогнозии; расстройств конструк­тивной деятельности;

• нарушений схемы тела;

• праксических и гностических функций, нарушенных по субдо­минантному типу;

3. Социально-психологические аспекты использования нерече­вой деятельности при афазии:

• Занятия с использованием предметно-практической деятельно­сти.

• Занятия с применением средств невербальной коммуникации.

Вопрос № 60

Содержание работы логопеда в образовательных учреждениях

для детей с нарушениями речи.

Перечень основных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный закон «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении; Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста и др.

Программно-методическое обеспечение коррекционного процесса в ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи:

· Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи (в подготовительной к школе группе). М.,1978.

· Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи», М., 1991.

· Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием». - М., 1993.

· Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (с 3-х до 5-ти лет) /Проект программы разработан Мироновой С.А./Академия педагогических наук СССР, НИИ Дефектологии Министерства Просвещения СССР, 1984.

Общие и частные задачи учителя-логопеда в зависимости от структуры речевого дефекта и степени его выраженности.

Организация рабочего времени учителя-логопеда.

Этапы коррекционно-образовательного процесса:

1. Организационный.

Основное содержание: стартовая логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями; формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

Результат: конструирование индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье; конструирование программ групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития; конструирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи.

2. Основной.

Основное содержание: решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах; логопедический мониторинг; согласование, уточнение меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. Организация логопедических занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные).

Результат: достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

3. Заключительный.

Основное содержание: Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы с ребенком (группой детей); определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив выпускников ДОУ (групп) для детей с нарушениями речи. Результат: решение о прекращении логопедической работы с ребенком (группой детей), изменении ее характера или корректировка индивидуальных и групповых (подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы.

Вопрос № 61

Профилактика речевых нарушений.

Охрана здоровья населения относится к важнейшей функции государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей. По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер.

В нашей стране уделяется много внимания коррекционно-воспитательной и педагогической работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Достигнуты значительные успехи в решении вопросов ранней диагностики речевых нарушений, методики и организации коррекционного воспитания и обучения детей.

Путем специальных воздействий на детей во многих случаях удается предотвратить или затормозить появление у них речевой патологии. Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Она обеспечивается комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия.

Профилактические осмотры детей от 0 до 14 лет в поликлинике, в детских дошкольных учреждениях и школах. Изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей.

Одним из важных направлений развития логопедической помощи населению является предупреждение речевых нарушений и последствий речевой патологии.

Задачи: а) предупреждение речевых нарушений — первичная профилактика;

б) предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии — вторичная профилактика;

в) социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, — третичная профилактика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: